Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение удмуртской сказки «Мышь и воробей» с использованием игровых технологий
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) на тему

Бурцева Екатерина Александровна

через игровые технологии детей знакомят со сказкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_udmurdskoy_skazki_mysh_i_vorobey.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Чтение удмуртской сказки «Мышь  и  воробей».

Составила: Бурцева Е.А.,

воспитатель ГБОУ ООШ №6

 С/П «Детский сад «Бабочка».

Цель:

- Учить детей понимать характеры и поступки героев;

- Учить замечать и понимать образные выражения;

- Ввести в речь детей фразеологизмы ( «обид и ссор не знать», «совет друг с другом держать»;

- Учить придумывать другое, непохожее окончание сказки.

Вводная беседа. Дети, я сейчас прочту вам удмуртскую народную  сказку. Название её простое «Мышь и воробей». Как вы думаете, о ком рассказывается в сказке?

- Вспомните, как обычно начинаются русские сказки?

Слушайте внимательно, а потом скажите, какими вам показались главные герои этой сказки.

 Чтение удмуртской народной сказки «Мышь и воробей».

Беседа.

- Кто главные герои сказки?

- Как жили друзья,  в начале?  ( «Дружно, согласно,  жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом,  совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли»)

- Вспомните, как каждый работал? (« Мышка землю пахала, воробышек – боронил. Мышь острыми зубами споро сжала её, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зёрнышко к зёрнышку.»)

- Почему друзья рассорились?

- Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

- Какие выражения, слова в сказке вам больше всего запомнились?

- Как заканчивается сказка? Повторите концовку.

- Сказка заканчивается грустно: «жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал».  Мышка ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась.

А давайте придумаем веселый конец к этой сказке. А что было потом, придумайте сами. Только, чтобы конец был веселым.

- А может, всё-таки хорошо, что сказка так заканчивается, как мы прочитали? Хоть и дружбе конец, но мудрость гласит «А жадный, остался, ни с чем!» .

-  « Жить не зная ссор и обид», « Совет друг с другом  держать» - вот слова про настоящую дружбу.

  Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками - крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались только на своё «гнездышко».

Рисование  «Иллюстрации к сказке «Мышь и воробей».

Предложить детям создать свои книжки-малышки . Обсудить с ребятами, какие по их мнению, самые яркие  эпизоды можно изобразить на рисунках. Раздать заранее подготовленные листы А4(разделенные на 4 сектора), гуашь, простые карандаши . Объяснить детям, что изобразить можно любой сюжет из сказки. Затем когда рисунки будут готовы, можно лист разрезать на сектора и скрепить и получатся книжки-малышки.

Удмуртская сказка «Мышь и воробей»

Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли.

Однажды мышь с воробьём нашли на дороге три ржаных зёрнышка. Думали-подумали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек-боронил.

Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала её, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зёрнышко к зёрнышку собрали они весь урожай и стали делить его пополам: одно зерно мышке, одно — воробью, одно-мышке, одно-воробью… Делили, делили, и последнее зёрнышко лишнее осталось.

Мышь первая говорит:

— Это зерно моё: когда я пахала нос и лапки до крови натрудила.

Воробей не согласился:

— Нет, это зерно моё. Когда я боронил, крылышки до крови избил.

Долго ли, коротко ли они спорили — кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зёрнышко и улетел прочь. "Пусть-ка попробует меня догнать и моё зёрнышко отнять", — думал он.

Мышка не погналась за воробьём. Огорчилась, что первая затеяла спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку ссыпала. Всю зиму прожила сытнёхонька.

А жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий

использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи. Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог. Формирование словаря. Учить подб...

Конспект занятий ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол». В режиме самоизоляции с 18 по 22 мая.

Конспект занятий ООД по развитию речи в старшей группе.Тема: «Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»....

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе Тема: « Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе  Тема: « Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».                 ...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Задачи:  познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать п...