Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение и заучивание стихотворения Лидии Огурцовой «Добрый Крым»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зарема Аргинская

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческо­го — «искусство запоминания». Мнемотехника — это систе­ма методов и приемов, обеспечивающих эффективное запо­минание, сохранение и воспроизведение информации. Ис­пользование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овла­дение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.  Т.Б Полянская " Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение и заучивание стихотворения Лидии Огурцовой «Добрый Крым»

Составила: воспитатель МБДОУ «Теремок» с.Молочное Сакского района Республики Крым Аргинская З.С.

Цель: формирование у детей интереса к заучиванию стихотворения с помощью мнемотехники.

Задачи:

Развивающие: Развивать умение детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы с картинками. Учить детей читать стихи выразительно. Продолжать развивать активный словарь детей. Развивать поэтический слух.

Образовательные: продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение; отвечать на вопросы воспитателя, самостоятельно задавать вопросы; закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Воспитательные:

 воспитывать интерес к художественным произведениям;

 учить работать в команде;

 воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.

Поддерживать двигательную активность детей.

 Воспитывать у детей любовь к своей Родине, к Крыму, интерес к природе Крыма и бережному отношению к ней.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие.

Демонстрационный материал: книга Л. Огурцова «Путешествие Даши по Волшебному Крыму», портрет Л.Огурцовой,  мнемотаблица по произведению, мнемотехнические квадраты по произведению на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: чтение книги Л. Огурцовой «Путешествие Даши по Волшебному Крыму», беседы о творчестве Л.Огурцовой. Изготовление мнемоквадратов, мнемотаблицы

Используемые методы и приемы: рассматривание, беседа, художественное слово; сюрпризные моменты, физкультминутка, гимнастика для глаз, подведение итогов.

Методы и приемы:

Игровые: физкультминутка, упражнения, гимнастика для глаз.

Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

1.Организационный момент:

Утреннее приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли в детский сад играть, думать и узнавать много нового и интересного.

Воспитатель: у меня в руках интересная книга. Посмотрите внимательно, кто вспомнит автора и название книги?  

Дети: это книга Лидии Огурцовой – крымской писательницы, поэтессы. Она называется «Путешествие Даши по волшебному Крыму»)

Воспитатель: молодцы, ребята. Лидия Огурцова написала  много красивых стихотворений о нашем родном крае. Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. (В группу залетает бумажный самолётик).

 Воспитатель: «Ой, что это за самолётик? Смотрите, ребята, в него вложено письмо. Давайте прочитаем письмо. «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Даша. Я люблю путешествовать по Крыму. Маленький Эльф познакомит меня со своими друзьями, если я выучу стихотворение о Крыме. Он передал мне волшебные квадраты с картинками, но я не знаю, как по этим квадратам выучить стихотворение? Вы поможете мне? Спасибо. С уважением, Даша »

Воспитатель: скажите, пожалуйста, а вы знаете девочку Дашу?

Дети: да. Она  героиня сказки «Путешествие Даши по Крыму»). Правильно.(показ квадратов). Ребята, как вы думаете, что это за волшебные квадраты?

Дети: это схемы стихотворения, мнемотаблица.

Воспитатель: А для чего нам нужны мнемотаблицы? 

Дети: мнемотаблицы помогают запомнить сказки, стихи, рассказы.

Воспитатель: мы должны помочь Даше.

Сегодня мы будем волшебниками, потому что у нас есть волшебные квадратики Эльфа, (Квадратики лежат на столах у каждого ребенка). Давайте, поиграем в игру «Подбери картинку»! Я читаю строки стихотворения, а вы подбираете к этим строкам квадрат с картинкой. Вам понятны правила игры? Отдыхаем минутку и приступаем.

Физминутка

«А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

 Стихотворение «Добрый Крым»  Лидия Огурцова.

С добрым утром, мир хрустальный!

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fca3a187c272981cf32e29e5fc80ed88-2415700-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=150&h=150

Солнце! Горы! Море! Лес!

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=98f076aa54e28fb73acb93c4b1b24353-l&ref=rim&n=13&w=1080&h=1350

С добрым утром, чайки, пальмы,

https://ae04.alicdn.com/kf/Had649fdfe2f942ada7afbea77faab772W/KTV.jpg

Кипарисы до небес!

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d0c4117a923dd35b147f643d7a99a1ea-4557823-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=225&h=150

Уведёт меня тропинка

К водопаду за горой.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1eb8a2e9bb9c29fa6e5dc9a155e90253-4984438-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=225&h=150

В каждой встреченной травинке

Вижу свет земли родной.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=03bf05b1d44d7e05dacbf94a6cfd2a87-5875559-images-thumbs&n=13

Соберу букет  из красок,

Чтобы вам стихом моим

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=153c7684ef6761f9abe283278add53f4-l&n=13

Рассказать, как он прекрасен —

Милый, щедрый, добрый Крым!

D:\Ласточкино гнездо.jpeg

Воспитатель: Вам понравилось  стихотворение? Я прочитаю еще раз.

 С добрым утром, мир хрустальный!

Солнце! Горы! Море! Лес!

С добрым утром, чайки, пальмы,

Кипарисы до небес!

Уведёт меня тропинка

К водопаду за горой.

В каждой встреченной травинке

Вижу свет земли родной.

Соберу букет  из красок,

Чтобы вам стихом моим

Рассказать, как он прекрасен —

Милый, щедрый, добрый Крым!

Воспитатель: ребята, кто хочет прочитать стихотворение по мнемоквадратам? (Ребенок читает, а дети следят за правильностью воспроизведения).

Гимнастика для глаз

«Чтоб смеялся глазок»

 Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз,

 Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть, как можно дальше. Посмотрите прямо.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом наше волшебство заканчивается. Сегодня мы с вами выучили прекрасное стихотворение Лидии Огурцовой. Вы так старались и своим трудом  помогли Даше разобраться в волшебных квадратах .

Воспитатель: Рефлексия.

Ребята, вам понравилось занятие? Почему?

От кого мы получили письмо? Что было в конверте?

Кому мы помогли разобраться в волшебных квадратах?

Как называется стихотворение? О чем оно?

Трудно ли было запомнить стихотворение по волшебным квадратам?

Как еще можно назвать волшебные квадраты?

Чему учат произведения Л.Огурцовой? (Любить свою родину Крым, беречь природу Крыма )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий

использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи. Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно, пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог. Формирование словаря. Учить подб...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа» Программное содержание:Обучающие задачи:Познакомить детей с автором Н...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Цель:  Продолжать учить детей быть вежливыми. Выучить стихотворение Р. Сефа «Совет», учить выразительно читать его....