Конспект НОД "Узнавание речевых звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с понятием звук;
- познакомить детей с неречевыми звуками;
- научить дифференцировать речевые и неречевые звуки.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, восприятие, память;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать дыхание;
- развивать чувство ритма;
- развивать фонематические процессы.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, других детей;
- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_uznavanie_rechevyh_zvukov.docx | 46.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по формированию
фонематических представлений
на тему: «Узнавание речевых звуков»
(средняя группа)
2021 г.
Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с понятием звук;
- познакомить детей с неречевыми звуками;
- научить дифференцировать речевые и неречевые звуки.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, восприятие, память;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать дыхание;
- развивать чувство ритма;
- развивать фонематические процессы.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, других детей;
- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: игрушка – медведь, картинки – ослик, кот, уточка, мышка, лягушка, картинка-схема к стихотворению, колокольчик, погремушка, свисток, ключи, бумага, молоточек, презентация «Артикуляционная гимнастика».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в царство звуков и будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
(Проводится игра на развитие слухового восприятия. «Волшебный мешочек»).
- В волшебном мешочке спрятались разные звуки. Попробуйте отгадать, но только по звуку.
(Дети закрывают глаза. Звучат следующие предметы: колокольчик, погремушка, свисток, ключи, шелест бумаги, стук молоточка).
(Ответы детей)
Молодцы!
- Как вы угадали, что за предметы лежат в мешочке? (Ответы детей)
(По звуку).
-Что помогло нам слушать звуки? (Ответы детей)
(Уши).
- Скажите, пожалуйста, кто ещё может издавать звуки? (Ответы детей)
(Звуки могут издавать животные, птицы, природа, транспорт).
- А какие звуки могут издавать люди? (Ответы детей)
(Мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами).
- Эти звуки называются - неречевые, звуки окружающего нас мира.
2. Основная часть.
Знакомство с речевыми звуками.
Воспитатель: Девочки и мальчики послушайте, пожалуйста, как я произнесу звуки (а, о, у, и…).
-Как вы думаете, звуки, которые издают предметы, и звуки, которые я произнесла одинаковые или разные? (Ответы детей)
(Звуки разные).
Звуки, которые произносит человек, называются звуками речи или речевые звуки.
(Воспитатель показывает картинку-схема к стихотворению).
Мы не можем звук увидеть
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
С помощью чего мы произносим звуки? (Ответы детей)
Человек произносит различные звуки с помощью органов речи, а именно языка, губ.
(Показать на Медвежонке и на себе органы артикуляции и назвать).
Физминутка (музыкальная)
Воспитатель: Чтобы мы проговаривали все речевые звуки чётко и правильно, необходимо выполнять специальную гимнастику. Медвежонок Умка, придумал интересные упражнения для ваших язычков.
«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик», «Месим тесто», «Чистим зубки», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Вкусное варенье».
(Артикуляционная гимнастика с использованием презентации.
Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения).
Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.
- Однажды на лесной полянке собрались: Ослик, кот Мурлыка, уточка, мышка, лягушка. (Выставляются картинки животных).
Решили спеть песню. А петь они совсем не умеют.
Научим зверей произносить речевые звуки? (Ответы детей)
Ослика научим петь звук О-О-О.
Уточку: У-У-У.
Лягушку: И-И-И.
Мышку и кота Мурлыку: А-А-А.
Давайте споем вместе с ними.
(Дети произносят звуки).
- Каким разным звукам мы научили зверей? (Ответы детей)
- Звуки речи звучат по-разному:
Р-Р-Р, Д-Д-Д (громко)
П-П-П, Т-Т-Т (тихо)
Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)
Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)
(Дети произносят звуки).
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
- Что вы слушали? (Ответы детей)
- Чем вы слушали? (Ответы детей)
- Чем произносили звуки? (Ответы детей)
-Как называются звуки природы? (Ответы детей)
-Как называются звуки окружающего нас мира, звуки, которые могут издавать разные предметы? (Ответы детей)
-Как называются звуки, которые произносит человек? (Ответы детей)
Молодцы!
Рефлексия.
- Ребята, если вам понравилось сегодня играть со звуками -
похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...
Игры на узнавание неречевых звуков
Игры на узнавание неречевых звуков...
Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Первый уровень- узнавание неречевых звуков"
Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на первом этапе развития фонематического восприятия- узнавание неречевых звуков. Цель: развитие слухового внимания и слуховой...
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию фонетико-фонематических представлений "Узнавание речевых звуков"
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию фонетико-фонематических представлений "Узнавание речевых звуков"...
Конспект ООД по речевому Звук "А"
Упражнять детей в произношение звука «А» в звукоподражаниях, в словах и во фразовой речиСовершенствовать речевое дыхание: вырабатывать умение детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.Сп...