Календарно - тематическое планирование. Образовательная область «Речевое развитие». «Развитие речи». Вторая группа раннего возраста.
календарно-тематическое планирование по развитию речи
Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования. Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развитие всех компонентов устной речи: обогащение активного словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и инонациональной культуры речи. Развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке обучение грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи | ||||||||||||
Тема блока | Тема недели | Тема НОД | Программное содержание | Литература | Методические приемы | |||||||
Детский сад | 1 неделя сентября «Что есть в детском саду?» | «Путешествие по игровой комнате». | Приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слушать и понимать предложение воспитателя, охотно выполнять их (что – то проговорить или сделать) | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 33 | Игровая ситуация «Отправляемся путешествовать» Мотивация: Медвежонок приходит в гости | |||||||
2 неделя сентября «Игрушки и личные вещи в детском саду» | «Наши любимые игрушки» | Развивать умение играть с игрушкой, использовать игрушку по назначению; Обучать вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства в процессе совместной игры; Развитие эмпатии и бережного отношения к игрушкам. | Конспект | Мотивация: дети с воспитателем находит яркую коробку | ||||||||
Осень | 3 неделя сентября «Что изменилось осенью» | «Осень» | формировать умение слушать текст в стихотворной форме; проговаривать отдельные слова; формировать элементарное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, на деревьях желтеют и опадают листья, идет дождь); развивать речевое дыхание, способствовать активизации речи; совершенствовать понимание речи взрослого | Конспект | Мотивация: букет осенних листьев | |||||||
4 неделя сентября «Осенний урожай», «Домашние и лесные животные и птицы осенью» | «Дикие животные» | закреплять знания детей о диких животных; активизировать словарный запас развивать слуховое и зрительное внимание и память; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы; продолжать учить детей сочетать движения с речью. воспитывать коммуникативные навыки; воспитывать доброжелательное чувства, любовь к живой природе. | Конспект | Игровая ситуация В группу вкатывается игрушка –Колобок | ||||||||
Я в мире человек | 1 неделя октября «Я человек» | «Я и мое тело» | Формировать представления о частях тела, различать и правильно называть части тела. Закрепить представления о различиях между животными и человеком. Расширять словарный запас: голова, туловище, руки, ноги, нос, рот. Развивать координацию движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, вызыватьэмоциональный отклик от совершенных действий. | Конспект | Игровая ситуация «Приход гостей» | |||||||
2 неделя октября «Кто со мною рядом» | Игра «Кто у нас хороший кто у нас пригожий» | Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 33 | Игровая ситуация «Назови свое имя» | ||||||||
3 неделя октября «Что такое хорошо и что такое плохо» | «Игра – инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное ушко» | Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривание фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой) | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 34 | Игровая ситуация «Зайка у нас в гостях» | ||||||||
4 неделя октября «Игрушки» | Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…» | Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 85 | Игровая ситуация Игрушки пришли в гости | ||||||||
5 неделя октября «Игрушки» | «К нам в гости заинька пришел» | Знакомить детей с фольклором: песенками, потешками; развивать интерес к их обыгрыванию. Развивать речь детей, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас. Формировать нравственные качества малышей: гостеприимство, желание порадовать. | конспект | Игровая ситуация Зайка пришёл в гости | ||||||||
«Труд в природе» | 2 неделя ноября «Аквариум» | «Рыбки, рыбки озорницы» | обогащать и активизировать словарь за счёт слов (рыбки, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко, аквариум, живая рыбка); продолжать учить отвечать на вопросы; формировать способность к диалоговой речи. Поддерживать доброжелательные отношения между детьми; вызывать радость от наблюдения за живым объектом. | конспект | Мотивация: «Пальчиковый бассейн» (банка наполненная крупой). Игра-упражнение « Давайте поищем» | |||||||
3 неделя ноября «Транспорт» | Рассматривание картины «Делаем машину» | Побуждать детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобиль, а так же основные части: кабину, руль, кузов, колёса; называть цвет кузова, кабины. Способствовать развитию речи, внимания. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 53 | Мотивация: почтальон приносит посылку. | ||||||||
4 неделя ноября «Транспорт» | Игра инсценировка «Как машина зверят катала» | Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук Э, звукоподражание ЭЙ. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 81 | Мотивация: большой грузовик с открытым кузовом | ||||||||
«Новогодний праздник» | 1 неделя декабря «Одежда» | «Одежда для куклы» | формировать умения отвечать на простейшие (кто? что) и более сложные (во что одет) вопросы. Развивать словарь детей глаголами обозначающие трудовые действия (надевать, одел). Развивать словарь умения по словесному указанию воспитателя находить предметы по названию (одежда) Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим. | конспект | Мотивация: Кукла Маша приходит в гости | |||||||
2 неделя декабря «В декабре, в декабре, все деревья в серебре…» | Дидактическая игра «Это зима?» | Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 65 | Мотивация: звукозапись голоса животных | ||||||||
«Новогодний праздник» | 3 неделя декабря «Кто придет на праздник к нам» | Рассматривание картины «Дед Мороз» | учить рассматривать предметы одежды (шапку, халат и бороду Деда Мороза) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; формировать представление детей о добром Дедушке Морозе, который любит детей и приносит им подарки; обогащать и активизировать словарный запас; воспитывать интерес к Деду Морозу. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:63 | Мотивация: Подарок от волшебника «Волшебная картина» | |||||||
4 неделя декабря «Скоро праздник Новый год»
| «Новый год у ворот» | Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике. Учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; Развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, творческие способности, самостоятельность; Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник»; Вызвать радостное настроение; Воспитывать дружеские отношения друг к другу | Конспект | Мотивация: Елочка и коробка новогодних игрушек | ||||||||
5 неделя декабря «Скоро праздник Новый год» | Дидактическая игра «Поручения»; дидактическое упражнение «вверх – вниз» | Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действие с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов Вверх – вниз, научить отчетливо произносить их | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр: 37 | Мотивация: дети с воспитателем находит яркую коробку | ||||||||
«Зима» «Зима» | 2 неделя января «Что изменилось зимой?» | Дидактическая игра «Подбери перышко» | Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы за воспитателем | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:60 | Мотивация: Игрушка Петушок | |||||||
3 неделя января «Что изменилось зимой?» | «Зимние забавы» | активизировать и обогащать словарный запас существительными (зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, лед, санки, коньки, лыжи, снеговик), глаголами (мерзнуть, греться, чистить, разгребать, лепить), прилагательными (холодная, снежная, морозная, липкий, веселый, радостный, улыбчивый);развивать грамматику и связную речь: согласовывать в речи имена прилагательные с существительными; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; развивать умение детей рассказывать по картине и схеме. Развивать силу голоса, речевой слух (различение близких по звучанию слов – «Ух!», «Бух!»), речь, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. | конспект | Мотивация: загадка про зиму | ||||||||
4 неделя января «Животные и птицы» | Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?» | Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:69 | Мотивация: звукозапись голоса животных | ||||||||
1 неделя февраля «Зимние забавы» | Рассказывание без наглядного сопровождения. | Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:66 | Мотивация: Подарок от волшебника «Волшебная картина» | ||||||||
«Мамин день» «Мамин день» | 2 неделя февраля «Моя семья» | Игра инсценировка «Добрый вечер, мамочка» | Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшись с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку) | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:50 | Мотивация: звукозапись Песня Мамонтёнка | |||||||
3 неделя февраля «Я с бабушкой своею дружу давным – давно» | «В гостях у бабушки» | Закрепить знания детей о домашних животных: внешний вид, как голос подаёт. Продолжать учить детей слушать, понимать, отвечать на заданные вопросы. Формировать звуковую выразительность речи, навыки звукоподражания. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Добиваться достижения положительного эмоционального настроя от проведённого занятия. | конспект | Игровая ситуация: письмо от бабушки. | ||||||||
4 неделя февраля «Я с бабушкой своею дружу давным – давно» | Рассматривание сюжетной картины (по выбору воспитателя) | Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:61 | Мотивация: фотографии бабушек | ||||||||
«Мамин день» | 1 неделя марта «Вот какая мама, золотая пряма…» | «Моя мама» | Продолжать знакомить детей с понятием «семья», знать, что делает дома мама; учить составлять описательные рассказы, побуждать детей к составлению полных предложений; развивать различные виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную); воспитывать доброе отношение к членам своей семьи, продолжать формировать представления о труде и отдыхе взрослых, вызвать у детей желание помогать им. | конспект | Мотивация:В гости к детям приходит кукла Катя; | |||||||
Народная игрушка | 2 неделя марта «Народное творчество» | Дидактическая игра «Чья картинка» Рассматривание иллюстрации к сказке «Три медведя» | Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:77 | Мотивация: новая красочная книга сказок | |||||||
3 неделя марта «Народное творчество» | «Знакомство с народной игрушкой — матрешкой» | познакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Познакомить детей с народной игрушкой - матрешка; научить детей выделять цветовое оформление игрушки, ее характерные признаки; | конспект | Мотивация: дети с воспитателем находит яркую коробку | ||||||||
4 неделя марта «Фольклор» | Сказочки из бабушкиного сундучка: Знакомство с потешкой «Как у нашего кота» | Познакомить детей с «Как у нашего кота» Развивать способность слушать потешки и эмоционально реагировать на их содержание. Побуждать детей повторять несложные фразы и отвечать на вопросы, упражняя детей в звукоподражании. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов). Стимулировать подражание речи взрослого человека | конспект | Мотивация Игрушка уточка | ||||||||
5 неделя марта «Фольклор» | Рассматривание сюжетных картин ( по выбору воспитателя) | Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы по поводу изображённого. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:77 | Мотивация: Подарок от волшебника «Волшебная картина» | ||||||||
Весна | 1 неделя апреля «Что изменилось весной?» | «Здравствуй весна» | Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать ее. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:94 | Мотивация: звукозапись пение птиц. Журчание ручья | |||||||
2 неделя апреля «Домашние животные и птицы» | «Красавица – Весна» | Уточнить и расширить представления у детей о весне. Развивать связанную речь, память, мышление зрительное внимание, общую моторику, координацию речи с движениями. | конспект | Мотивация: воспитатель читает стихотворение «Весна» | ||||||||
3 неделя апреля «Домашние животные и птицы» | «Рассматривание картин из серии «Домашние животные» | Помочь детям увидеть различие между взрослыми животными и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь. | Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ,2016. -112с.: цв. вкл. стр:86 | Мотивация: почтальон приносит посылку. | ||||||||
«Мир природы» «Мир природы» | 4 неделя апреля «Изменения в природе» | Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» Игра в цыплят | Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснение воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога) | Мотивация: игрушка курица с цыплятами | ||||||||
1 неделя мая «Изменения в природе» | «Путешествие в весенний лес» | Уточнить знания детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной. Закрепить признаки весны. Способствовать развитию речи как средства общения. Развивать воображение, фантазию, воспитывать творческую самостоятельность. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, любовь к природе. | конспект | Мотивация: Две корзинки с цветами. (подснежники, одуванчики) | ||||||||
2 неделя мая «Изменения в природе» | «Поможем зайчику» | Учить детей различать веселое и грустное настроение. Обогащать словарь детей прилагательными: веселый, грустный, мягкий, пушистый, большой, маленький. Продолжать учить детей показывать и называть части тела животных: глаза, нос, уши, лапки, хвост. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук. | Конспект | Мотивация: игрушки (зайка, лисичка) домик. | ||||||||
3 неделя мая «Сад. Огород» | «У бабушки Арины в огороде» | закрепить знания о том, что овощи – результат труда человека на огороде; повторить название знакомых овощей; развивать речь, мышление; формировать интерес к аппликации, обучать приёму наклеивания готовых форм. | конспект | Мотивация: бабушка Арина приходит в гости | ||||||||
4 неделя мая «Цветы» | "Сад цветов" | Учить правильной артикуляции звука [у]. Познакомить с буквой «у». Развивать речевое дыхание. Формировать у детей понятия один, много, ни одного, по одному. Учить группировать предметы по цвету | конспект | Мотивация: Аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского |
Пояснительная записка
Образовательная область «Речевое развитие»
«Развитие речи»
Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик»»
Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развитие всех компонентов устной речи: обогащение активного словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и инонациональной культуры речи. Развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке обучение грамоте.
С детьми 2 – 3 лет проводятся групповые занятия, 1 раз в неделю до 8 – 10 мин; в год –37 занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду: средняя, старшая, подготовительная группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) с использованием образовательной технологии «Пальчиковые игры» Тема: «В гостях у курочки Рябы»
Цель: Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное. Задачи: Ø Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя; Ø Побуждать к непроизвольному з...

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)
Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". "Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактических игр". Мастер-класс
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объя...

Календарно - тематическое планирование Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи) Подготовительная группа
МесяцТема НОДПрограммное содержаниеИсточник1-я неделя сентября «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел».Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, ин...

Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" (развитие речи) в группе раннего возраста. МКДОУ "Детский сад №4"
Конспект занятия по развитию речи, составленное в виде технологической карты. Занятие разделила на 6 этапов:1- это вводная часть - организационный момент2 - проблемная ситуация3 - осн...
Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" (развитие речи) в группе раннего возраста.
Знакомство со сказкой "Теремок". Формирует умение внимательно рассматривать персонажи настольного театра, отвечать на вопросы по содержанию сказки....