Календарно - тематическое планирование Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи) Подготовительная группа
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
Месяц | Тема НОД | Программное содержание | Источник |
1-я неделя сентября | «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел». | Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать диалоги персонажей. Формировать у детей умение подбирать определения к именам существительным. Учить детей отчетливо и внятно произносить скороговорку | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 1, стр. 130 |
2-я неделя сентября | «Составление рассказа по картинке «В школу». | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Активизировать слова, относящиеся к темам школа, осень. Упражнять в дифференцировании звуков «с» и «ш».
| О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 2, стр. 132 |
3-я неделя сентября | «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». | Учить передавать литературный текст точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам. | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 3, стр. 134 |
4-я неделя сентября | Составление текста-рассуждения | Учить употреблению сложноподчиненных предложений; учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 4, стр. 136 |
1-я неделя октября | «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Развивать умение передавать текст точно, последовательно, выразительно. Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам. Уточнить правильное произношение звуков «з», «ж». | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 5, стр. 138 |
2-я неделя октября | Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные» | Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения. | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 6, стр. 140 |
3-я неделя октября | «Составление рассказа из серии сюжетных картин». | Развивать у детей умение составлять рассказ по картинкам, придумывать события. Упражнять детей в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; учить подбирать к существительным определения. | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 7, стр. 142 |
4-неделя октября | «Составление рассказа: «Первый день Тани в детском саду». | Упражнять в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем. Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа имен существительных. Упражнять в дифференциации звуков «ч» и «ц».
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 8, стр. 144 |
1-неделя ноября | Составление текста-поздравления | Учить составлять текст-поздравление; закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 9, стр. 147 |
2-неделя ноября | «Сочинение сказки на тему: «Как ежик зайца выручил». | Учить детей сочинять сказку на заданную тему с использованием описаний внешнего вида персонажей, их действий, персонажей. Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова. Учить детей подбирать синонимы и антонимы.
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 10, стр. 150 |
3-неделя ноября | «Сочинение сказки на тему: «День рождения зайца» | Учить самостоятельно сочинять сказку на заданную тему, использовать описание, диалог. Упражнять в образовании винительного падежа множественного числа существительных. Упражнять в отчетливом произнесении скороговорок в различном темпе и с разной силой голоса.
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 11, стр. 152 |
4 -неделя ноября | Составление рассказа с использованием антонимов | Учить составлять рассказ, используя антонимы; учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 12, стр. 154 |
5- неделя ноября | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» | Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; упражнять в правильном назывании детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 13, стр. 156 |
1- я неделя декабря | «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора. Упражнять детей в подборе синонимов. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 14, стр. 158 |
2- я неделя декабря | «Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» | Учить детей составлять рассказ по картине, придумывать самостоятельный сюжет; упражнять в подборе синонимов к различным частям речи; упражнять в правильном произнесении звуков «с», «з». | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 15, стр. 160 |
3- я неделя декабря | «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» | Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивая композицию рассказа; закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 16, стр. 162 |
4- я неделя декабря | «Пересказ сказки «У страха глаза велики». | Учить пересказывать текст сказки без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 17, стр. 165 |
3-я неделя января |
«Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» | Рождественские каникулы.
Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова; учить дифференцированию звуков «ш» и «ж»; использованию вопросительной и повествовательной интонации. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 18, стр. 168 |
4-неделя января | «Сочинение сказки на предложенный сюжет» | Формировать у детей умение сочинять сказку на предложенную тему; упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; учить передавать интонацией различные чувства. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 19, стр. 170 |
1-я неделя февраля | «Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, учить включать в рассказ описание природы; активизировать употребление в речи однокоренных слов (снег, снежок, снеговик…). | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 20, стр. 172 |
2-я неделя февраля | «Составление рассказа «Шишка» из серии сюжетных картин». | Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели; подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 21, стр. 174 |
3-я неделя февраля | «Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» из серии сюжетных картин». | Упражнять в умении самостоятельно придумывать сказку по серии сюжетных картин. учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; совершенствовать умение самостоятельно придумывать сказку, на заданную тему, передавая сюжет, заложенный в серии картин; определять основную идею сказки. развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность; включать в повествование элементы описания и рассуждения; расширить словарный запас: грубый, дрожащий, отзывчивые, находчивые, сообразительные, сочные, нерешительный. продолжать воспитывать у детей навыки сотрудничества.
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 22, стр. 178 |
4-я неделя февраля | «Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» из серии сюжетных картин». | Закреплять умение детей составлять самостоятельно, целенаправленно, последовательно рассказ по серии картинок. Придумывать начало рассказа, середину и концовку, озаглавливать рассказ и анализировать рассказы сверстников. Совершенствовать умение активизировать словарный запас детей.
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 23, стр. 180 |
1-я неделя марта | «Составление рассказа «Мишуткин день рождения» из серии сюжетных картин». | Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; подбирать определения, сравнения, синонимы и антонимы к заданным словам;
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 24, стр. 183 |
2-я неделя марта | Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам | Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность; развивать умение употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи; голоса. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 25, стр. 185 |
3-я неделя марта | «Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта | Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно. Совершенствовать умение у детей придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; продолжать развивать умение пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь. Познакомить детей с многозначным словом игла. Формировать умение различать и самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 26, стр. 189 |
4-я неделя марта | «Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» | Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает); активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, вести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.
| «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 27, стр. 190 |
5-я неделя марта | Сочинение сказки на заданную тему». | Формировать у детей умение сочинять сказку на предложенную тему; упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; учить передавать интонацией различные чувства | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 28, стр. 193 |
1-я неделя апреля | «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | Учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста; активизировать употребление в речи глаголов; учить понимать смысл пословиц; упражнять в правильном произношении звуков «ш», «ж», «р». | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 29, стр. 196 |
2я неделя апреля | Описание пейзажной картины | Формировать умение правильно определять настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях; упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 30, стр. 197 |
3-я неделя апреля | Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» | Учить детей составлять рассказ с использованием глаголов сослагательного наклонения, активизировать употребление в речи глаголов. Упражнять детей в употреблении форм единственного и множественного числа глагола хотеть. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 31, стр. 199 |
4-я неделя апреля | «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». | Дать детям представление о рассказе, как о литературном жанре, учить пересказывать от третьего лица; совершенствовать умение регулировать темп речи и силу голоса. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 32, стр. 203 |
1-я неделя мая |
«Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки». |
Развивать связную речь детей, умения последовательно передавать содержание рассказа с опорой на мнемотаблицу, картины; учить составлять связный рассказ по картине; давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков, активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов.
|
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 33, стр. 205 |
2-я неделя мая | «Составление рассказа на тему «Веселое настроение» | Закреплять умение составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем. Активизировать использование в речи прилагательных. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному. Раскрыть значение многозначных слов. Упражнять в умении находить слово по его значению; называть предметы по выделенным признакам. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 34, стр. 207 |
3-я неделя мая | «Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему». | Учить детей самостоятельно выбирать тему для рассказа, составлять связный рассказ; развивать умение подбирать синонимы и антонимы, называть детенышей животных. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 35, стр. 211 |
4-я неделя мая | «Составление рассказов из коллективного опыта «Чем мне запомнится детский сад». | Побуждать детей рассказывать об интересных событиях, произошедших с ними за время посещения детского сада. Воспитывать чувство благодарности к его сотрудникам. |
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи)
Подготовительная группа
Месяц | Тема НОД | Программное содержание | Источник |
1-я неделя сентября | «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел». | Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать диалоги персонажей. Формировать у детей умение подбирать определения к именам существительным. Учить детей отчетливо и внятно произносить скороговорку | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 1, стр. 130 |
2-я неделя сентября | «Составление рассказа по картинке «В школу». | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Активизировать слова, относящиеся к темам школа, осень. Упражнять в дифференцировании звуков «с» и «ш». | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 2, стр. 132 |
3-я неделя сентября | «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». | Учить передавать литературный текст точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам. | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 3, стр. 134 |
4-я неделя сентября | Составление текста-рассуждения | Учить употреблению сложноподчиненных предложений; учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 4, стр. 136 |
1-я неделя октября | «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Развивать умение передавать текст точно, последовательно, выразительно. Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам. Уточнить правильное произношение звуков «з», «ж». | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 5, стр. 138 |
2-я неделя октября | Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные» | Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения. | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 6, стр. 140 |
3-я неделя октября | «Составление рассказа из серии сюжетных картин». | Развивать у детей умение составлять рассказ по картинкам, придумывать события. Упражнять детей в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; учить подбирать к существительным определения. | О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 7, стр. 142 |
4-неделя октября | «Составление рассказа: «Первый день Тани в детском саду». | Упражнять в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем. Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа имен существительных. Упражнять в дифференциации звуков «ч» и «ц». | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 8, стр. 144 |
1-неделя ноября | Составление текста-поздравления | Учить составлять текст-поздравление; закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 9, стр. 147 |
2-неделя ноября | «Сочинение сказки на тему: «Как ежик зайца выручил». | Учить детей сочинять сказку на заданную тему с использованием описаний внешнего вида персонажей, их действий, персонажей. Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова. Учить детей подбирать синонимы и антонимы. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 10, стр. 150 |
3-неделя ноября | «Сочинение сказки на тему: «День рождения зайца» | Учить самостоятельно сочинять сказку на заданную тему, использовать описание, диалог. Упражнять в образовании винительного падежа множественного числа существительных. Упражнять в отчетливом произнесении скороговорок в различном темпе и с разной силой голоса. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 11, стр. 152 |
4 -неделя ноября | Составление рассказа с использованием антонимов | Учить составлять рассказ, используя антонимы; учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 12, стр. 154 |
5- неделя ноября | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» | Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; упражнять в правильном назывании детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 13, стр. 156 |
1- я неделя декабря | «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора. Упражнять детей в подборе синонимов. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 14, стр. 158 |
2- я неделя декабря | «Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» | Учить детей составлять рассказ по картине, придумывать самостоятельный сюжет; упражнять в подборе синонимов к различным частям речи; упражнять в правильном произнесении звуков «с», «з». | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 15, стр. 160 |
3- я неделя декабря | «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» | Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивая композицию рассказа; закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 16, стр. 162 |
4- я неделя декабря | «Пересказ сказки «У страха глаза велики». | Учить пересказывать текст сказки без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 17, стр. 165 |
3-я неделя января | «Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» | Рождественские каникулы. Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова; учить дифференцированию звуков «ш» и «ж»; использованию вопросительной и повествовательной интонации. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 18, стр. 168 |
4-неделя января | «Сочинение сказки на предложенный сюжет» | Формировать у детей умение сочинять сказку на предложенную тему; упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; учить передавать интонацией различные чувства. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 19, стр. 170 |
1-я неделя февраля | «Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, учить включать в рассказ описание природы; активизировать употребление в речи однокоренных слов (снег, снежок, снеговик…). | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 20, стр. 172 |
2-я неделя февраля | «Составление рассказа «Шишка» из серии сюжетных картин». | Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели; подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 21, стр. 174 |
3-я неделя февраля | «Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» из серии сюжетных картин». | Упражнять в умении самостоятельно придумывать сказку по серии сюжетных картин. учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; совершенствовать умение самостоятельно придумывать сказку, на заданную тему, передавая сюжет, заложенный в серии картин; определять основную идею сказки. развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность; включать в повествование элементы описания и рассуждения; расширить словарный запас: грубый, дрожащий, отзывчивые, находчивые, сообразительные, сочные, нерешительный. продолжать воспитывать у детей навыки сотрудничества. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 22, стр. 178 |
4-я неделя февраля | «Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» из серии сюжетных картин». | Закреплять умение детей составлять самостоятельно, целенаправленно, последовательно рассказ по серии картинок. Придумывать начало рассказа, середину и концовку, озаглавливать рассказ и анализировать рассказы сверстников. Совершенствовать умение активизировать словарный запас детей. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 23, стр. 180 |
1-я неделя марта | «Составление рассказа «Мишуткин день рождения» из серии сюжетных картин». | Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; подбирать определения, сравнения, синонимы и антонимы к заданным словам; | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 24, стр. 183 |
2-я неделя марта | Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам | Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность; развивать умение употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи; голоса. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 25, стр. 185 |
3-я неделя марта | «Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта | Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно. Совершенствовать умение у детей придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; продолжать развивать умение пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь. Познакомить детей с многозначным словом игла. Формировать умение различать и самостоятельно подбирать короткие и длинные слова. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 26, стр. 189 |
4-я неделя марта | «Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» | Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает); активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, вести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 27, стр. 190 |
5-я неделя марта | Сочинение сказки на заданную тему». | Формировать у детей умение сочинять сказку на предложенную тему; упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; учить передавать интонацией различные чувства | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 28, стр. 193 |
1-я неделя апреля | «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | Учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста; активизировать употребление в речи глаголов; учить понимать смысл пословиц; упражнять в правильном произношении звуков «ш», «ж», «р». | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 29, стр. 196 |
2я неделя апреля | Описание пейзажной картины | Формировать умение правильно определять настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях; упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 30, стр. 197 |
3-я неделя апреля | Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» | Учить детей составлять рассказ с использованием глаголов сослагательного наклонения, активизировать употребление в речи глаголов. Упражнять детей в употреблении форм единственного и множественного числа глагола хотеть. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 31, стр. 199 |
4-я неделя апреля | «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». | Дать детям представление о рассказе, как о литературном жанре, учить пересказывать от третьего лица; совершенствовать умение регулировать темп речи и силу голоса. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 32, стр. 203 |
1-я неделя мая | «Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки». | Развивать связную речь детей, умения последовательно передавать содержание рассказа с опорой на мнемотаблицу, картины; учить составлять связный рассказ по картине; давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков, активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 33, стр. 205 |
2-я неделя мая | «Составление рассказа на тему «Веселое настроение» | Закреплять умение составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем. Активизировать использование в речи прилагательных. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному. Раскрыть значение многозначных слов. Упражнять в умении находить слово по его значению; называть предметы по выделенным признакам. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 34, стр. 207 |
3-я неделя мая | «Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему». | Учить детей самостоятельно выбирать тему для рассказа, составлять связный рассказ; развивать умение подбирать синонимы и антонимы, называть детенышей животных. | «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 35, стр. 211 |
4-я неделя мая | «Составление рассказов из коллективного опыта «Чем мне запомнится детский сад». | Побуждать детей рассказывать об интересных событиях, произошедших с ними за время посещения детского сада. Воспитывать чувство благодарности к его сотрудникам. |
Календарно - тематическое планирование
Образовательная область: «Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой)
Подготовительная группа
Тема недели | Тема НОД | Программное содержание | Источник | |
1 неделя сентября | «День знаний» | Рассказывание сказки «Василиса Прекрасная» | Учить детей воспринимать образное содержание произведение, закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки, продолжать развивать поэтический слух: учить слышать и выделять в тексте выразительные средства. Воспитывать интерес к сказкам, внимание. Словарная работа: сказка, жанр сказки. | Хрестоматия для дошкольников. |
2 неделя сентября | «Моя страна», «Мой город» | Знакомство с произведениями Л.Хаминой. | Познакомить детей с писательницей родного города и ее произведениями. | Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для маленьких». |
3 неделя сентября | «Урожай» | Чтение рассказа К.Паустовский «Теплый хлеб» | Познакомить детей с новым произведением- рассказом. Учить понимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поступки героев, отвечать на вопросы полным ответом. Воспитывать интерес к художественным произведениям. | Хрестоматия для дошкольников. |
4 неделя сентября | «Краски осени» | «О чем печалишься осень» Чтение стихов об осени. М.Волошин «Осенью», А.С.Пушкин. | Закрепить знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания стихов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух, умение подбирать сравнения, эпитеты, метафоры для описания осенних пейзажей. Воспитывать интерес к художественным произведениям. | Хрестоматия для дошкольников. |
1 неделя октября | «Животный мир» | Рассказывание сказки «Кот в сапогах». пер.Т.Таббе | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Воспитывать интерес к художественным произведениям. | Хрестоматия для дошкольников. |
2 неделя октября | «Народная культура и традиции» | Малые фольклорные формы «Песенки, прибаутки, потешки, загадки». | Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок. Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. | Хрестоматия для дошкольников. |
3 неделя октября | «Я – человек» | Рассказывание сказки Х.К.Андерсен «Дюймовочка» | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы. Закрепить знания об особенностях сказочного жанра. Воспитывать интерес к сказкам. | Хрестоматия для дошкольников. |
4 неделя октября | «Наш быт» | Инсценирование в лицах «Федул, что губы надул?». «Ты пирог ел?» | Учить детей рассказывать с выражением. Развивать эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой, жестом передавать свое отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать интерес, желание участвовать в инсценировке. | Хрестоматия для дошкольников. |
1 неделя ноября | «Дружба» | Заучивание стихотворения Э.Мошковского «Добежали до вечера» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение- передавая интонационную выразительность, продолжать развивать поэтический слух детей, умение чувствовать, понимать образный язык стихотворения. Воспитывать интерес к поэзии. | Хрестоматия для дошкольников. |
2 неделя ноября | «Транспорт» | Чтение рассказа Зощенко «Великие путешественники» | Познакомить с новым произведением, помочь понять смысл произведения, формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы. Закрепить знания детей об особенностях разных литературных жанров. Воспитывать интерес к художественным произведениям, желание слушать. | Хрестоматия для дошкольников. |
3 неделя ноября | «Здоровей-ка» | «Время загадок, пословиц, поговорок». Беседа «Я - спортсмен» | Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками о здоровье, о спорте, о человеке. Учить составлять рассказ о спорте, передавая полученные знания. Формировать представление об активном отдыхе. | Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя ноября | «Кто как готовится к зиме» | Чтение и пересказ рассказа Г.Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме» | Познакомить детей с рассказом Г.Снегирева, как звери и птицы готовятся к зиме, помочь запомнить ,понять и пересказать содержание. Развивать связную речь. Воспитывать любовь к произведению, способность чувствовать и понимать образный язык рассказа. | Хрестоматия для дошкольников |
1 неделя декабря | «Здравствуй, зимушка - зима» | Чтение стихов о зиме. Заучивание стихотворения Сурикова «Зима» | Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства. Воспитывать интерес и желание выучить стихотворение. | Хрестоматия для дошкольников |
2 неделя декабря | «Город мастеров» | Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении скороговорок, пословиц, поговорок. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам. | Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя декабря | «Новогодний калейдоскоп» | Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». | Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией. | Ушакова стр. 170 |
4неделя декабря | «Новогодний калейдоскоп» | Заучивание стихотворение С.Есенина «Береза». Творческое рассказывание. | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы. Развивать поэтический слух. Воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык стихотворения. | Хрестоматия для дошкольников |
1неделя января | РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ | |||
2 неделя января | РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ | |||
3 неделя января | «В гостях у сказки» | Рассказывание сказки А.Ремизов «Гуси-лебеди» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи, чуткость к образному строю языка сказки. Умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Воспитывать интерес к сказкам. | Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя января | «Этикет» | Заучивание стихотворение Н.Гертет, Д.Хапмс «Очень вкусный пирог» | Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его смысл, образные выражения. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонационную выразительность. Воспитывать интерес, желание выучить новое стихотворение. | Хрестоматия для дошкольников |
1 неделя февраля | «Моя семья» | Творчество А.С.Пушкина Рассказывание сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Воспитывать интерес к сказкам. | Хрестоматия для дошкольников |
2 неделя февраля | «Азбука безопасности» | Чтение в лицах С.Маршак «Кошкин дом» Беседа о ОБЖ. | Закрепить представление о основах безопасности собственной жизнедеятельности. Продолжать учить читать стихотворение, интонацией, жестом, мимикой показывать свое отношение к произведению. Учить анализировать содержание стихотворения. Воспитывать интерес к художественному произведению. | Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя февраля | «Маленькие исследователи» | Чтение С. Алексеев «Первый ночной таран» | Познакомить детей с новым произведением, подвести к пониманию нравственного смысла рассказа, к мотивированной оценке поступков и характера героев рассказа. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. Воспитывать патриотические чувства к Родине. | Хрестоматия для старшего дошкольного возраста. |
4 неделя февраля | «Наши защитники» | Рассказывание сказки В.Даль «Старик годовик» | Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Воспитывать интерес и желание слушать сказки. | Хрестоматия для дошкольников. |
1 неделя марта | «Миром правит доброта» | Заучивание стихотворения П.Соловьева «Подснежник». Беседа о весне. | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной природы. Развивать поэтический слух. Воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык стихотворения. Закрепить знания о весне, определять время года при чтении отрывков. | Хрестоматия для дошкольников |
2 неделя марта | «Женский день» | Рассказывание сказки «Айога» (нанайская сказка) обр. Нагишкина | Познакомить с нанайской сказкой, помочь осмыслить идею сказки, оценить характеры персонажей, подвести к пониманию художественного образа сказки. Воспитывать интерес и желание слушать сказки. | Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя марта | «Быть здоровыми хотим» | Чтение Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась» | Познакомить с новым произведением, помочь понять и осмыслить содержание рассказа, поступки героев. Закрепить знания об особенностях разных литературных жанров. Воспитывать интерес к художественным произведениям. | Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя марта | «Весна шагает по планете» | Заучивание Ф. Тютчев «Зима недаром злиться» | Учить детей интонационно выразительно передавать любование пробуждающей картины природы при чтении наизусть стихотворения, развивать поэтический слух, способность воспринимать и чувствовать поэтические образы. | Хрестоматия для дошкольников |
1 неделя апреля | «День смеха» «Цирк» | Чтение А.Раскин «Как папа укрощал собачку» | Познакомить детей с рассказом, помочь понять и осмыслить содержание рассказа, поступки героев. Закрепить знания об особенностях разных литературных жанров. Воспитывать интерес к художественным произведениям. | Хрестоматия для дошкольников |
2 неделя апреля | «Встречаем птиц» | Заучивание В.Орлов «Ты лети к нам скворушка». Беседа о птицах. | Закрепить знания детей о перелетных птицах. Учить интонационно, выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух. Воспитывать интерес к поэзии. | Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя апреля | «Космос» | Знакомство с первым космонавтом Ю.А.Гагариным, Чтение Н.Носов «Незнайка на луне» | Познакомить детей с рассказом, помочь понять и осмыслить содержание рассказа, поступки героев. Закрепить знания об особенностях разных литературных жанров. Закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Воспитывать интерес к художественным произведениям. Словарная работа: планета, метеорит, космодром, солнечная система, луноход… | Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя апреля | «Волшебница вода» | Заучивание стихотворения Я.Аким «Апрель» | Учить интонационно, выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух. Воспитывать интерес к поэзии. Закрепить знания о весенних месяцах. | Хрестоматия для дошкольников |
5 неделя апреля | «Волшебница вода» | Чтение рассказа В. Бианки « Май» | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны. | Хрестоматия для дошкольников |
1 неделя мая | «Праздник мира и труда» | Заучивание стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края» | Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать наизусть, передавая интонационную выразительность, продолжать развивать поэтический слух детей, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Воспитывать внимание, желание выучить новое стихотворение. | Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для маленьких». |
2 неделя мая | «День Победы» | Чтение рассказа Е.Воробьев «Обрывок провода» | Познакомить детей с новым произведением, подвести к пониманию нравственного смысла рассказа, к мотивированной оценке поступков и характера героев рассказа. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. Воспитывать патриотические чувства. | Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя мая | «Мир природы» | Чтение К.Коровин «Белка». Беседа о природе родного края. | Закрепить знания детей о природе родного края. Познакомить детей с новым рассказом. Продолжать развивать интерес к художественным произведениям. | Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя мая | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа» | Итоговая литературная викторина | Закрепить систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений. Закрепить знания о малых фольклорных формах. Воспитывать интерес к художественным произведениям. | Хрестоматия для дошкольников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" (развитие речи) в подготовительной группе по сказке «Волк и семеро козлят»
Цель: использование игрушек заместителей на занятиях по развитию речи.Задачи занятия:Обучающие - учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки; расширять словарный запас, закреплять ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) в подготовительной группе. Составление рассказа. "Мой друг"
НОД по развитию речи по теме "Мой друг". Тема недели: "День народного единтсва". Мнемотаблица прилагается....
Развёрнутое комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в подготовительной к школе группе
Развёрнутое комплексно-тематическое планированиепо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи)в подготовительной к школе группе ...
Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...
Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)
Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области: Закрепить и обобщить знания детей об ...
Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" (развитие речи) в группе раннего возраста. МКДОУ "Детский сад №4"
Конспект занятия по развитию речи, составленное в виде технологической карты. Занятие разделила на 6 этапов:1- это вводная часть - организационный момент2 - проблемная ситуация3 - осн...