Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду: средняя, старшая, подготовительная группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_2016.doc | 261.5 КБ |
poyasnit_zapiska_po_rr_starsh.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование.
Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)
№ занятия | Месяц | Тема недели | Тема образовательной деятельности | Программное содержание | Интеграция с другими образовательными областями | |||||
Обязательная часть программы | Содержание формируемое участниками образовательного процесса | |||||||||
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||||
Сентябрь | Неделя Знаний | Надо ли учиться говорить? | Мы воспитанники старшей группы | Подготовишки | Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить чем занимаются на занятиях старшей группы | Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. | Беседа с детьми о чувашском языке. | Социально-коммуникативное развитие | |
До свидания, Лето! | - | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки» | Летние истории | - | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, учить подбирать существительное к прилагательным | Побуждать рассказывать о содержании литературных произведений, устанавливать причинно следственные связи, понимать авторский замысел. | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | ||
ЗКР: звуки С и СЬ | Пересказ сказки «Заяц- хвастун» | звуковая культура речи (проверочное) | Объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном, отчетливом произношении звука (в словах и в фразовой речи). | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку придерживаясь плана. | Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе | Помогать детям самостоятельно и выразительно пересказывать рассказы, сказки авторов, проживающих на территории Чувашии. | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | |||
Мой любимый детский сад | - | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с. | Лексико-грамматические упражнения | - | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | Активизировать словарь детей, помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения. | Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | |||
Обучение рассказыванию «Наша неваляшка» | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. | Для чего нужны стихи? | Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога. | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приучать к восприятию поэтических произведений о природе. | Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения. | Способствование формированию эмоционального отношения литературным произведениям средствами игры, драматизации. | Познавательное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | |||
Что нам лето подарило | - | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари) | - | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения И. Белоусова «Осень». (в сокр.) | Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари. Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. | К Иванов «Осень».Воспитывать ценностное отношение к литературной речи, национальной детской художественной литературе. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | ||
Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Работа с сюжетной картиной. | Составление рассказа о кукле. Продолжать учить детей составлять рассказ об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. | Совершенствовать умения детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа | Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа. К Иванов «Осень» | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | |||
Кладовая природы | - | Веселые рассказы Н. Носова | Рассказ о А. Пушкине | - | Познакомить детей с веселыми произведениями Н. Носова | Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения. | К. Иванов – чувашский поэт. Продолжать знакомить с чувашскими авторами, их произведениями, отдельными фактами их биографии. | Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | ||
Октябрь | Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» | Лексические упражнениЧтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Лексико-грамматические упражнения | Порадовать детей чтением весёлой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением –перевертышем. | Активизировать речь детей. | Познавательное развитие | |||
Наши младшие друзья | - | Учимся вежливости. | Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» | - | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | Помочь детям запомнить новое стихотворение. | А. Тимофеев-Ыхра «Тавтабузь - Рахмат» (Спасибо).Закреплять интерес к произведениям своего и других народов Чувашии, развивать способность видеть в них общее – нравственные идеи и отличия. | Социально-коммуникативное развитие | ||
ЗКР: звуки З и ЗЬ | Обучение рассказыванию: описание кукол. | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в словах, слогах) ; учить произносить звук З твёрдо и мягко; различать слова со звуками З и ЗЬ. | Помочь детям составить план описания куклы: учить дошкольников, составляя описание самостоятельно , руководствоваться планом. | Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении | Знакомство с некоторыми чувашскими словами на произношение звука З и ЗЬ. | Социально-коммуникативное развитие | |||
Неделя осторожного пешехода | - | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц | Русские народные сказки. | - | Закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, назвать слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | Выяснить, знают ли русские народные сказки. | Чувашские народные сказки «Девушка на луне» закреплять интерес к произведениям своего и других народов Чувашии. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | ||
Заучивание рус. нар. песенки «Тень-тень-потетень» | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Вот такая история! | Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана. | Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | ||||
Царство леса | - | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». | Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Д/и «Я – вам, вы - мне» | - | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». (обр.И. Карноуховой), помочь понять ее смысл. | Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умения детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | Чувашские народные сказки «Хитрая лиса» закреплять интерес к произведениям своего и других народов Чувашии. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | ||
Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов-описаний игрушек. | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» | На лесной поляне | Приобщить детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагога). | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет». | Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь детей | Развивать эмоциональную отзывчивость на образность, интонационную выразительность художественного слова родного народа. | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | |||
Золотая осень | - | Литературный калейдоскоп | Небылицы-перевёртыши. | - | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | познакомить детей с народными и авторскими перевёртышами, вызвать желание составлять свои небылицы. | Знакомство с чувашским фольклором «Зайчишка-трусишка» | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | ||
Ноябрь | Чтение сказки «Три поросенка» | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» | Сегодня так светло кругом! | Познакомить детей с англ. сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее содержание и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. | Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. | К Иванов «Осень». Воспитывать интерес и ценностное отношение к литературной речи, национальной детской художественной литературе. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | ||
Семь Я – это дом мой и семья | - | Рассказывание по картине | Осенние мотивы | - | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. | Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация | В. Пирогова «У белки тоже есть семья» Знакомство с некоторыми чувашскими произведениями о семье. | Познавательное развитие | ||
ЗКР: звук Ц | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Звуковая культура речи. Работа над предложением. | Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в словах, в слогах). Совершенствовать интонацию выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Совершенствовать фонетическое восприятия, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова | Знакомство с некоторыми чувашскими словами, встречающимися в обиходе на произношение звука Ц. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | |||
Мой город Ядрин | - | Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш | Пересказ рассказа В Сухомлинского «Яблоко и рассвет» | - | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж-ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. | Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. | Знакомство с некоторыми чувашскими словами на произношение звука Ж и Ш. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | ||
Рассказывание по картине «Собака со щенятами». | Обучение рассказыванию | Лексические игры и упражнения | Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии. | Учит детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д Нагишкина; в сокр.) | Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | |||
Моя Родина - Россия | - | Завершение работы над сказкой «Айога». | Чтение сказки К Паустовского «Теплый хлеб» | - | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. | Познакомить детей с литературной сказкой Паустовского «Теплый хлеб» | Чувашские народные сказки «Лиса и дятел» закреплять интерес к произведениям своего и других народов Чувашии. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое | ||
Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего? » | Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человеков». | Подводный мир | Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. | Помочь детям вспомнить известные им рассказы. Познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человеков». | Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании игрушки. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Мамина неделя | - | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | - | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | Развивать способность воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить новое стихотворение. | Р. Сарби «Мать» Закреплять интерес к произведениям своего и других народов Чувашии, развивать способность видеть в них общее – нравственные идеи и отличия. | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | ||
Декабрь | Чтение рус. нар. сказки «Лисичка-сестричка и волк» | Чтение стихотворений о зиме | Лексические игры | Познакомить детей со сказкой «Лисичка – сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | Обогащать и активизировать речь детей | Р. Сарби «Зима» Продолжать знакомить с чувашскими авторами, их произведениями. | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | ||
Народные календарные игры | - | Дидактические упражнения «Хоккей», Кафе» | Работа с иллюстрированными изданиями сказок. | - | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственные перемещение предмета (Хоккей); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту (Кафе). | Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей. | П/и «Тилирам»Способствование формированию эмоционального отношения литературным произведениям средствами игры. | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | ||
Чтение и заучивание стихотворений о зиме. | Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Звуковая культура речи | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр. В.Глоцера и Г.Снегирева), учит пересказывать её. | Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова | Р. Сарби «Вкус снега» Продолжать знакомить с чувашскими авторами, их произведениями. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Народная игрушка | - | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. | Чтение рассказа Л Толстого «Прыжок» | - | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Толстого и познакомить с новыми произведениями. | Презентация «Чувашская народная игрушка».Поддерживать интерес детей к чувшским традиционным играм | Познавательное развитие Физическое развитие | ||
Обучение рассказыванию по картинке «Вот это снеговик! » | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | Тяпа и Топ сварили компот | Учить детей составлять рассказы по картинке без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине. | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» | Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Неделя этики в детском саду | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». | Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». | Познакомить детей с новой сказкой. | Беседа о чувашских семейных традициях и ценностях. | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | ||||
ЗКР: звук Ш | Беседа по сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Лексические игры и упражнения | Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук; различать слова со звуком Ш. | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. | Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие | ||||
Новогодняя пора развлечений | - | Дидактически игры со словами | Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | - | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | Повторить с детьми любимые стихотворения. | Тимофеев - Ыхра «Желтый месяц». Воспитывать ценностное отношение к литературной речи, национальной детской художественной литературе. | Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие | ||
Январь | Чтение детям рус нар сказки «Зимовье» | Беседа на тему «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | Новогодние встречи | Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье». | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания | Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь | М. Юхма «Ёлку выбираем» | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
В здоровом теле – здоровый дух! | - | Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда мороза» | Произведения Н. Носова | - | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | Вспомнить с детьми рассказы Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей» | В. Харитонов «Спорт и я».Приобщение детей к здоровому образу жизни путем чувашских традиций традиций. | Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие | ||
ЗКР: звук Ж | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». | Творческие рассказы детей | Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука Ж (изолированного, в звукоподра-жательных словах) ; в умении определять слова со звуком Ж. | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | Активизировать фантазию и речь детей | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Физическое развитие | |||
Зимние забавы | - | Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово». | Здравствуй, гостья-зима! | - | Познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской « Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. | В. Пугачёва «Дед Мороз». Знакомство с чувашской поэзией. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. | Лексические игры и упражнения | Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности» учить придумывать название картины. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж | Активизировать словарный запас детей | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | |||
Хочу всё знать | - | Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок | Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». | - | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям) | Познакомить детей с новой сказкой. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» | - | Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение. | Приобщить детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении) | - | М. Юхма «В зимнем лесу».Воспитывать ценностное отношение к литературной речи, национальной детской художественной литературе. | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | |||
Человек по имени «Я» | - | Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | - | - | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. | - | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | |||
Февраль | Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе». | Беседа на тему «О друзьях и дружбе». | Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» | Помочь детям вспомнить название и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе» | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. | Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. | Социально-коммуникативное развитие | |||
Наши добрые дела | - | Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово» | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | - | Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. | Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить детей делить слова с открытыми слогами на части | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании игрушки. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
ЗКР: звук Ч. | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Работа по сюжетной картине | Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолирован-ного, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей. | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка». | Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей. | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое | |||
Наши папы сильные – наши папы смелые | - | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ | Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | - | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря. | «Улып - богатырь». Помогать детям самостоятельно и выразительно пересказывать легенды, сказки Чувашии. | Художественно-эстетическое развитие | ||
Составление рассказов по картине «На поляне» | Пересказ сказки Толстого «Еж» | Лексические игры и упражнения | Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последователь-ности. Продолжать учить придумывать название картине. | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | Обогащать и активизировать речь детей. Совершенствовать слуховое восприятие речи | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Безопасность | - | Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» | Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» | - | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. | Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое | |||
Урок вежливости. | Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» | Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода» | Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. | Продолжать учить детей рассказывать по картине, придерживаясь плана. | Обогатить литературный багаж детей, помочь почувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны | - | Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» | Повторение пройденного материала | - | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | Занятие проводится по выбору воспитателя | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое | ||
Март | Готовимся встречать весну и Международный женский день. | Беседа на тему «Наши мамы» | Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравить женщин с праздником. | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. | «Мост Азамата». Помогать детям самостоятельно и выразительно пересказывать легенды, сказки авторов, проживающих на территории Чувашии. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое | ||
Тает лёд, зима прошла, а весна к крыльцу пришла | - | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | - | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | Совершенствовать фонематическое восприятие детей, формировать умение делить слова на части | В. Давыдо-Анатри «Весенние приметы». Воспитывать ценностное отношение к литературной речи, национальной детской художественной литературе. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
ЗКР: звуки Щ - Ч | Рассказы на тему «как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…». | Чтение сказки В. Даля «Старик - годовик» | Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ – Ч. | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | Совершенствовать диалогическую речь детей. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие | ||||
Наш дом - Земля | - | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение». | Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день» | - | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | Познакомить детей со стихотворением Соловьевой «Ночь» и «День» Упражнять в выразительном чтении стихотворении. | П. Хузанкай «Славлю край родной».Воспитывать ценностное отношение к литературной речи, родному краю. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Русские сказки. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». | Лексические игры и упражнения | Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). | Активизировать речь детей, учить импровизировать. | В. Чаплина «Как тебя зовут?» Углублять интерес к восприятию литературных текстов, поддерживать инициативу и активность к детской чувашской литературе. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
В мире прекрасного | - | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». | Весна идет, весне дорогу! | - | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение к поэтическому складу речи | Социально-коммуникативное развитие ие | |||
Составление рассказов по картине. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». | Лохматые и крылатые | Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. | Учить детей дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». (пер. М. Боровицкой). | Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое | |||
Книжкина неделя | - | Чтение сказки «Сивка-бурка» | Чтение былины «Садко». | - | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обр. М. Булатова) | Познакомить детей с Былиной «Садко» | Социально-коммуникативное развитие | |||
Апрель | Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу-Короткий хвост» | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р. | Чтение сказки «Снегурочка» | Познакомить авторской литературной сказкой. Помочь детям понять, почему автор так уважительно называет комара». | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | Познакомить детей с народной сказкой, образом Снегурочки. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое | |||
В здоровом теле – здоровый дух | - | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» | Лексико - граматические упражнения | - | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | Воспитывать у детей чуткость к слову. Активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчинённые предложения | В. Давыдо-Анатри «Весна». Воспитывать ценностное отношение к литературной речи, национальной детской художественной литературе. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое | ||
ЗКР: звуки Л, ЛЬ | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» | Сочиняем сказку про Золушку | Упражнять детей в четком произнесении звука Л. Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками Л, ЛЬ. | Помогать детям составлять рассказы на тему из личного опыта. | Помогать детям составлять творческие рассказы | . | Социально-коммуникативное развитие | |||
Тайны космоса | - | Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Рассказы по картинкам | - | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием | Знакомство с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое | ||
Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинами. | Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление. | Продолжать учить детей пересказывать. | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делит слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах | Продолжать знакомить с некоторыми чувашскими словами и фразами встречающимися при описании картины. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Все работы хороши | - | Чтение рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга». | Пересказ сказки «Лиса и козёл» | - | Познакомить детей с рассказом К.Паустовского «Кот- ворюга». | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Заучивание стихотворений. | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц | Сказка Г. Х. Андерсена | Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. | Активизировать словарь детей | Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое | ||||
Моя республика Чувашия | - | Чтение сказки В.Катаева «Цветик- семицветик». | Повторение | - | Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик семицветик». | Повторение пройденного материала. | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие | |||
Май | День победы. | Литературный калейдоскоп | Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» | Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозёрова «Праздник Победы». | Выяснить какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение. | М. Уйп «Солдат возвращается домой», П. Ялгир «Победа» Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | ||
Праздник – со слезами на глазах | - | Обучение рассказыванию по картинкам | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте | - | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися действием. | Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слова | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
ЗКР: звуки Р, РЬ. | Чтение рассказа В. Драгунского «сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. | Весенние стихи | Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука (изолированно, в чистоговорках, в словах). | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне | Знакомство с некоторыми чувашскими словами на произношение звука Р и РЬ. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие | |||
Первоцветы | - | Лексические упражнения | Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В Бианки «Май» | - | Проверить, насколько богат словарный запас детей. | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны. | «Я цветы не рву» В Харитонов. Воспитание нравственных идей на основе чувашских традиций. | Познавательное развитие | ||
Прощаемся с подготовишками. | Чтение русской народной сказки «Финист- Ясный сокол». | Лексико - граматические упражнения | Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути. | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить со сказкой «Финист- Ясный сокол». | Активизировать речь детей | Помогать детям самостоятельно и выразительно пересказывать рассказы, сказки авторов, проживающих на территории Чувашии. | Социально-коммуникативное развитие | |||
Скоро лето! | - | Звуковая культура речи (проверочное) | Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» | - | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. | Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения. | Давыдов-Анатри «Лето» | Познавательное развитие | ||
Литературный калейдоскоп. | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» | Повторение материала | Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и читалки. | Проверить умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. | Повторение материала (по выбору педагога). | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое Физическое развитие | ||||
- | Повторение пройденного материала | Повторение материала | - | Работа по закреплению пройденного материала ( по выбору) | Повторение материала (по выбору педагога). | В. Пугачёва «Летний полдень» | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое Физическое развитие |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
Разделы: «Развитие речи; Приобщение к художественной литературе; Обучение чувашскому языку»
(средняя группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для МБДОУ «Детский сад «Радуга» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Речь ребенка постоянно обогащается представлениями о ближайшем окружении, расширяется и активизируется его словарь, произносительная сторона речи. На непосредственно образовательной деятельности по развитию речи продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.
Базовой программой изучения раздела является программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
Содержание образовательной области „Речевое развитие" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Программой предусмотрены задачи развития речи детей средней группы:
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Приобщение к художественной литературе
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Национально-региональный компонент включает выполнение задач программы «Воспитание ребенка-дошкольника» (О.В.Драгуновой, Чебоксары, 1995г.) Содержание формируемое участниками образовательного процесса предусматривает работу по программе по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» Е.И. Николаевой. Продолжительность занятия – не более 20 минут. Общее количество занятий в год – 34.
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
Разделы: «Развитие речи; Приобщение к художественной литературе; Обучение чувашскому языку»
(старшая группа)
Рабочая программа разработана для МБДОУ «Детский сад «Радуга» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Значение речи в становлении ребенка старшего дошкольного возраста огромно. Речь вводит ребенка в мир людей, помогает его становлению как личности. Слово является основным средством и формой самовыражения и коммуникации дошкольника.
С точки зрения современного развития образования разработанная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Программа разработана с учетом основных принципов дошкольного образования, с учетом психолого-педагогических условий реализации программы, целевых ориентиров дошкольного образования, а также в соответствии с:
- Закон РФ от 1 сентября 2013 г. № 273 «Об образовании в российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Сан.ПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Закон Чувашской Республики от 30 июня 2013г. №50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
Цель рабочей программы является: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 разработанная в соответствии с Федеральными государственными образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г.)
Региональный компонент включает выполнение задач программы «Воспитание ребенка-дошкольника» под руководством О.В.Драгуновой г.Чебоксары, 1995 г., подраздела «Чувашский язык» раздела «Речевая деятельность». Содержание формируемое участниками образовательного процесса предусматривает работу по программе по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» Е.И. Николаевой.
Решаются следующие задачи:
- закрепление интереса к произведениям своего и других народов республики, развитие способности видеть в них общее – нравственные идеи и отличия – своеобразие языка, описаний природы, обычаев, одежды и т.д.;
- расширение кругозора в процессе ознакомления с чувашской речью, изучения новых чувашских слов;
- использование чувашского языка для выражения своего эмоционального и физического состояния;
- повышение интереса к чувашской художественной литературе.
Принципы и подходы к формированию основных образовательных задач дошкольного образования:
- программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- строится с учетом принципа преемственности между возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Целевые ориентиры:
Эмоционально тонко чувствует переживания персонажей сказок.
Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.
Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.
Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста.
Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, рассказывать их сверстникам и взрослым.
Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы.
Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Может выучить небольшое стихотворение. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ МОГУТ:
- Может участвовать в беседе.
- Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
- Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
- Определяет место звука в слове.
- Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
- Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки.
- Называет жанр произведения.
- Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
9. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
- Содержательный раздел.
Раздел 1. Развитие речи. Развивающая речевая среда.
Обязательная часть содержания образования.
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной
России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Содержание формируемое участниками образовательных отношений.
Формировать умения и навыки слушания и понимания чувашской речи и говорения в игровых ситуациях по темам: «Наш детский сад», «Наш огород», «Мы играем», «Новогодняя елка», «Наступила весна», и т.д.
Раздел 2. Развитие речи. Формирование словаря.
Обязательная часть содержания образования.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Раздел 3. Развитие речи. Звуковая культура речи.
Обязательная часть содержания образования.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Содержание формируемое участниками образовательных отношений.
Отрабатывать интонационную выразительность.
Раздел 4. Развитие речи. Грамматический строй речи.
Обязательная часть содержания образования.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Раздел 5. Развитие речи. Связная речь.
Обязательная часть содержания образования.
Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Содержание формируемое участниками образовательных отношений.
Учить давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указывая наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу).
Учить описывать собственное действие, его переход на какой-либо предмет.
Раздел 6. Приобщение к художественной литературе.
Обязательная часть содержания образования.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Этнокультурный компонент включает изучение произведений фольклора, писателей и поэтов детской художественной литературы Чувашии в соответствии с рекомендациями программы «Воспитания ребенка-дошкольника» под ред. О.В.Драгуновой.
Содержание формируемое участниками образовательных отношений.
Учить пересказывать небольшое художественные произведения.
Выразительно читать стихотворения, потешки.
Формы организованной образовательной деятельности:
- игры дидактические;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
- беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
- викторины, сочинение загадок;
- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
Продолжительность занятий – 25 минут. Общее количество занятий в год – 72.
Формы взаимодействия с родителями:
- родительское собрание (3-4 р. за год);
- беседа (ежемесячно);
- круглый стол (3-4 р. за год);
- семейные газеты (ежемесячно);
- дни открытых дверей (3-4 р. за год);
- семейные праздники (3-4 р. за год);
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
Разделы: «Развитие речи; Приобщение к художественной литературе; Обучение чувашскому языку»
(подготовительная к школе группа)
Рабочая программа разработана для МБДОУ «Детский сад «Радуга» для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Программа разработана с учетом основных принципов дошкольного образования, с учетом психолого-педагогических условий реализации программы, целевых ориентиров дошкольного образования, а также в соответствии с:
- Закон РФ от 1 сентября 2013 г. № 273 «Об образовании в российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Сан.ПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Закон Чувашской Республики от 30 июня 2013г. №50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 разработанная в соответствии с Федеральными государственными образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г.)
Региональный компонент включает выполнение задач программы «Воспитание ребенка-дошкольника» под руководством О.В.Драгуновой г.Чебоксары, 1995 г., подраздела «Чувашский язык» раздела «Речевая деятельность». Содержание формируемое участниками образовательного процесса предусматривает работу по программе по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» Е.И. Николаевой.
Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе проводятся 2 раза в неделю в помещении группы. Общее количество учебных занятий в год 70. Продолжительность занятия 30 минут.
Значение речи в становлении ребенка старшего дошкольного возраста огромно. Речь вводит ребенка в мир людей, помогает его становлению как личности. Слово является основным средством и формой самовыражения и коммуникации дошкольника.
С точки зрения современного развития образования разработанная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (Коммуникация) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения совзрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогическойи монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Задачи:
Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средства общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели быузнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научитьсяиграть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Развитие всех компонентов устной речи,
практическое овладение нормами речи
Задачи:
Формирование словаря
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи
Задачи:
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
Задачи:
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, , потому что, если, если бы и т.д.).
Связная речь
Задачи:
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формыречи.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте
Задачи:
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-шаМа-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Планируемые результаты:
Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находят в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми взрослыми(договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)
Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе
Данный конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. В конспекте представлены прблемные ситуации по лексической теме "Мебель"...
Календарно - тематическое планирование Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи) Подготовительная группа
МесяцТема НОДПрограммное содержаниеИсточник1-я неделя сентября «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел».Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, ин...
Календарно - тематическое планирование. Образовательная область «Речевое развитие». «Развитие речи». Вторая группа раннего возраста.
Данный перспективный тематический план создан на основе образовательной программы дошкольного образования. Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками норма...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие». «Развитие речи» во второй младшей группе № 10 «Ягодка» (3-4 года) Тема: "Весна".
Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей во второй младшей группе общеразвивающей направленности разработан с учётом рабочей программы, возрастных особенностей детей, индивид...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области: Закрепить и обобщить знания детей об ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.
Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...