Путешествие в мир насекомых для детей старшей группы
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Цель: закрепить знания детей о насекомых.
Задачи:
- расширять представления детей о жизни насекомых;
- формировать умения называть характерные особенности насекомых;
- развивать связную речь, мышление, память;
- воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.
Предварительная работа:
- наблюдение за насекомыми и пауками летом во время прогулок;
- рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых и пауков;
- беседа с детьми о божьей коровке, о клещах, о кузнечиках, о мухах, о стрекозе, о шмеле, о колорадском жуке;
- чтение произведений К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- разучивание скороговорок о насекомых;
- беседа с детьми о мультфильмах, в которых встречаются насекомые: «Пчелка Майя», «Королевство Бенна и Холли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_nasekomyh.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ “ДСКВ”№ 59
Логопедическая группа №4”Смешарики”
Конспект НОД по развитию речи на тему:
«Путешествие в мир насекомых для детей старшей группы»
Составила воспитатель
Филатова Наталия Викторовна
2021 г.
Тема: Путешествие в мир насекомых.
Цель: закрепить знания детей о насекомых.
Задачи:
- расширять представления детей о жизни насекомых;
- формировать умения называть характерные особенности насекомых;
- развивать связную речь, мышление, память;
- воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.
Предварительная работа:
- наблюдение за насекомыми и пауками летом во время прогулок;
- рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых и пауков;
- беседа с детьми о божьей коровке, о клещах, о кузнечиках, о мухах, о стрекозе, о шмеле, о колорадском жуке;
- чтение произведений К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
- разучивание скороговорок о насекомых;
- беседа с детьми о мультфильмах, в которых встречаются насекомые: «Пчелка Майя», «Королевство Бенна и Холли».
Материал:
- музыкальное сопровождение;
- картинки с изображениями насекомых;
- цветы, сделанные из бумаги;
- надувная песочница и кинетический песок;
- вода, салфетки;
- «волшебный» цветок;
- игрушки (насекомые);
- искусственная трава;
- конверт и письмо;
- мяч;
- разрезные картинки с изображениями насекомых.
Словарная работа:
насекомые, сороконожка, полянка, паук, изящно покружилась, кинетический песок;
«Жужжит над жимолостью жук,
Зеленый на жуке кожух».
«Жу-жу, жу-жу. Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу. Букву «ж» все твержу.
Знаю твердо букву эту. Я жужжу зимой и летом».
Ход занятия.
Организационный момент: дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, сели правильно – спинка прямая, спину прижали к спинке стула, руки на коленях.
Пальчиковая гимнастика «Паучок», «Семейка», «пальчик, где твой домик».
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли,
поднимая ноги выше,
через кустики и кочки,
через ветки и пенечки».
(Дети подходят к коврику с искусственной травкой, на которой одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполнить все задания паука)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите нам, пожалуйста. С уважением, ваши насекомые».
Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Однажды над насекомыми
Пронесся злой паук,
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей,
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги.
Воспитатель: А чтобы помочь нашим шестиногим малышкам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати». (Дети одевают крылья). Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим на полянку выполнять задания паука.
Основная часть:
1 задание.
(Лежит конверт с заданиями)
Отгадай загадки и найди картинки отгадки.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют ее … (Стрекоза).
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее … (Пчела)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион –
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Кто нектар цветочный пьет,
Полосатый, а не кот? (Шмель)
Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Она яркая, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка)
Это вредное насекомое,
Оно всем, конечно, знакомое.
Называют ее «цокотухой».
Угадали? Конечно же … (Муха)
В кухне в уголке живет
И из грязных чашек пьет. (Таракан)
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
Дети: Насекомые.
Насекомые – это животные, у которых три пары ножек (то есть всего шесть) и тело четко делится на три части: голову, грудь, брюшко.
2 задание паука
«Ответы на вопросы» - конверт
Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)
Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)
Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)
Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей)
Когда пчелы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами)
Где строят гнездо шмели? (На земле – в норках, ямках, трещинах)
Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)
С помощью чего кузнечик издает звуки? (С помощью крыльев)
Где у кузнечика уши? (На передних ногах)
О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)
На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)
Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)
Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки)
Почему возле водоемов много комаров? (Комары откладывают личинки в воду)
Где у комара уши? (В усах)
Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные влажные подушечки на лапках, которые прилипают к гладким поверхностям)
Где живут тараканы? (В домах, квартирах)
Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (Разносят инфекции)
Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте отдохнем.
Физ.минутка «Сороконожка».
по сухой дорожке | (дети идут ритмичным шагами, слегка пружиня) |
- Ой, промокнут ножки! | (дети останавливаются и приседают) |
Обойду я лужи. | (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи) |
| (дети останавливаются, трясут одной ногой) |
Каждой лапкой потрясу! | (трясут другой ногой) |
- Ой, какой от лапок гром! | (дети топают ногами) |
3 задание
«Четвертый лишний»
(дети бегут по кругу на носочках, если названо не насекомое, нужно подпрыгнуть)
- Муха, муравей, грач, пчела.
- Стрекоза, гусеница, жук, собака.
- Комар, кузнечик, бабочка, белка.
- Муравейник, муха, жук, пчела.
- Бабочка, комар, воробей, жук.
- Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.
4 задание паука
Игра с мячом «Закончи предложение»
(педагог бросает мяч ребенку и говорит предложение, а дети, получившие мяч, должны закончить его)
- Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая)
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные)
- У жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие)
- Гусеница ползает, а бабочка … (летает)
- Пчелы летают, а паук … (ползает)
- Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка … (нет)
- Муравьи живут в муравейнике, а пчелы … (в улье)
- Пчелы из нектара делают … (мед)
- У птиц 2 лапки, а у насекомых … (шесть)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то разорил муравейник, все муравьи плачут, давайте им поможем построить муравейник.
(дети и воспитатель строят из кинетического песка муравейник и говорят скороговорки)
«Жужжит над жимолостью жук,
Зеленый на жуке кожух».
«Жу-жу, жу-жу. Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу. Букву «ж» все твержу.
Знаю твердо букву эту. Я жужжу зимой и летом».
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка «Видишь, бабочки летают»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Сложи картинки с изображением насекомых».
(дети складывают картинку из частей и составляют рассказ по плану)
- Кто это?
- как насекомое двигается?
- Строение тела и цвет насекомого?
- Какие звуки издает насекомое?
- Польза или вред для людей?
(дети находят «заколдованных» насекомых в клетке)
Воспитатель: Ребята, давайте скажем: «Сим-салабим, ахала-махала, насекомые, расколдуйтесь навсегда» (звучит музыка «Звуки насекомых»)
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Ребята, какие все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траке кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
(воспитатель берет «волшебный» цветок и произносит слова: «Ты, цветочек, помоги и в детей нас преврати». (звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть насекомыми?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых, в кого вы бы хотели превратиться и почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, насекомые передали вам медали за активное участие.
(вручение медалей с изображением насекомых)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Мир насекомых» для детей старшей группы.
формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....
Конспект занятия по закреплению знаний о насекомых у детей старшей группы «На зеленом лугу»
Конспект занятие в старшей группе «На зеленом лугу»Цель: закрепить знания у детей о насекомых .Задачи:-закреплять у детей элементарные представления о насекомых- закрепить образование сложных слов-исп...
Экологический проект "Мир насекомых" для детей старшей группы.
Насекомые - самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля,порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела ...
Сценарий игрового физкультурного занятия «Насекомые». Для детей старшей группы.
Сценарий игрового занятия по теме "Насекомые" для детей 5-6 лет....
Конспект подгрупповой организованно образовательной деятельности по теме "Насекомые" для детей старшей группы с ОНР
Конспект по развитию речи с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, нетрадиционных методик (пескотерапии, образовательной кинесиологии, релаксирующих упражнений...)...
Проект "Путешествие в мир насекомых" для детей средней группы
Цель: формирование представлений о жизни насекомых.Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов. Заложить осн...
Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.
Описание проектаПроект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда в...