Конспект подгрупповой организованно образовательной деятельности по теме "Насекомые" для детей старшей группы с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект по развитию речи с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, нетрадиционных методик (пескотерапии, образовательной кинесиологии, релаксирующих упражнений...)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой организованно образовательной деятельности по теме «Насекомые» для старшей группы с ОНР
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия насекомые. Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, образование имен существительных в форме дательного падежа единственного числа, в форме родительного падежа множественного числа). Стимулирование речевой активности. Освоение навыков слогового анализа.
Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, креативного действия, тонкой и общей моторики, логического мышления, тактильно-кинетической чувствительности. Снятие мышечного напряжения. Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением насекомых, насекомые-игрушки, песочница, сюжетные картинки с изображением насекомых, демонстрационные карточки «Клумбы», раздаточные карточки с разным количеством одинаковых насекомых, предметные картинки с изображением насекомых с недостающими частями тела, контейнеры с цветными карандашами, рабочие тетради.
Предварительная работа: формирование представлений о насекомых, разучивание физкультминутки «Пчела».
Ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед: Дети, вы любите загадки? А умеете их разгадывать?
Дети: Умеем.
Логопед: Послушайте мои загадки и разгадайте их.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Не зверь не птица,
А нос – как спица. (Комар)
Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион. (Муравейник)
Готовит лакомство,
Хотя не повариха,
Иголку носит при себе,
А не портниха. (Пчела)
У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
Ответы детей.
Логопед: Молодцы, дети. Вы догадались, о ком мы будем сегодня говорить?
Дети: о насекомых.
Логопед: давайте отправимся с вами на прогулку, ведь на улице такая прекрасная погода.
Логопед: Дети, посмотрите песочница стоит. Насекомые любят греться на песочке, иногда зарываются в него. Давайте посмотрим, кто же в нем прячется.
Дети двигают ладошкой в песке, находят насекомого и стараются угадать, кого они там нашли.
Упражнение «Бегут жучки-паучки»
Дети двигают всеми пальцами руки, имитируя движение насекомого.
Затем логопед предлагает посадить насекомых на травку в коробку и берёт их с собой на занятие. Дети проходят на свои места за столами.
II. Основная часть занятия
1.Составление описательных рассказов. Образование существительных в форме дательного падежа, использование в речи предлогов.
Логопед: Ребята, посмотрите, какие красивые картинки прислал нам художник. Найдите на них насекомых и расскажите о них. А рассказывать будем по такому плану:
1)Надо назвать насекомое.
2)Рассказать о его внешнем виде.
3)Сказать, полезное или вредное это насекомое для человека и почему.
Дети называют насекомое («я нашел пчелу») и составляют 4-5 рассказов о насекомых.
2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Насекомые, дети, очень маленькие. Давайте их назовем «маленькими»: комар-комарик…
(жук, паук, стрекоза, пчела)
3.Слоговой анализ
Логопед предлагает рассадить насекомых по клумбам в зависимости от числа слогов в названии. На доску вывешиваются демонстрационные карточки «Клумбы» с 1 цветком, 2,3,4 цветками.
4.Развитие логического мышления.
1.Игра «4 лишний»
На мольберте 4 предметные картинки (летающие-нелетающие насекомые)
2.Игра «4 лишний» (на слух):
а) муравей, ласточка, стрекоза, пчела;
б) пчела, оса, стрекоза, муравей;
5.Образование существительных в форме родительного падежа множ. числа.
Дети в природе существует много разных насекомых. И мы обязательно должны бережно относиться к ним, ведь многие приносят нам пользу. А еще насекомые являются кормом для птиц.
Игра «Каких насекомых много?»
III.Физкультминутка
Логопед: А теперь, ребята, пчелка приглашает вас поиграть.
Проводится физкультминутка «Пчела».
«Пчела»
Прилетела к нам вчера (Бегут по кругу, машут «крыльями»)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк (На каждое название насекомого
И весёлый мотылёк, загибают один пальчик.)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и
подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Машут руками.)
От усталости упали. (Падают на ковёр на спину, машут
ногами)
IV.Основная часть занятия
1.Согласование числительных с существительными
Логопед: Королева-пчела просит вас помочь ей сосчитать насекомых.
Дети считают насекомых на раздаточных карточках и составляют предложения.
У меня 2 шмеля. У меня 5 стрекоз. И т.д.
2.Образование существительных в форме родительного падежа множ. числа. Словообразование прилагательных от существительных.
Логопед: Ребята, посмотрите, Незнайка прислал нам свои рисунки насекомых. Мне кажется, что у его насекомых чего-то не хватает.
«Чего нет у насекомого?»
«Какое насекомое?» (бабочка безусая, пчела бескрылая, жук безлапый.)
3.Развитие мелкой моторики. Формирование умения выполнять задание по словесному указанию.
«Помогите Незнайке дорисовать насекомое и разукрасьте его».
Работа в рабочей тетради-раскраске.
3а. Использование образовательной кинесиологии.
Логопед: Ваши ручки потрудились и мы выполним очень полезные упражнения для рук.
Звучит песня «Улыбка». На первый куплет выполняется упражнение «Как мы себя любим»: дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая — поверх правой и т.д. На припев выполняются упражнения «Плечо — пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот), «Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая — на правый), где также чередуются движения правой и левой рук.
4.Релаксирующие упражнения Любопытная Варвара»
Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня рисовали, наклонив головы) сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
а) Логопед: «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
V. Итог занятия.
Логопед: О чём мы говорили на занятии?
Художник дарит вам наклейки с изображением насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у сказки" (конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе детского сада по программе "Радуга")
Интегрированное итоговое занятие по математике в старшей группе по программе "Радуга". Конспект составлен и оформлен согласно правилам аттестации педагогов на 2014 год....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке «Овечка» (старшая группа)
Программное содержание: Учить передавать простейший образ новогодней овечки посредством лепки из пластилина. Закреплять основные приемы лепки (сплющивание, скатывание, оттягивание, вдавливание, прищип...
Совместная организованная образовательная деятельность родителей и детей старшей группы "Корзина цветов"
Совместная организованная образовательная деятельность детей и родителей старшей группы с целью развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной работе в технике...
Конспект организованной образовательной деятельности по для детей старшей группы Тема: «Радужное письмо»
Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности....
КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Обучение детей сравнениям в загадках и стихах. Словесные игры"
знакомство детей со сравнениями, как средством выразительной характеристики предмета, явления....
Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшей группы «Что у нас над головой».
ООД познавательного развития детей старшей группы "Что у нас над головой"....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Путешествие Снежинки» в старшей группе («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
Конспект комплексной организованной образовательной деятельности в старшей группе разработан для районного конкурса "Педагог года -2018"...