Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Комиссина Оксана Владимировна

Описание проекта

Проект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В любом возрасте дети любят за ними наблюдать. Данный проект поможет детям узнать их таинственный, красочный и завораживающий мир– мир насекомых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.

Их разновидностей не счесть,

Размеры малые, но есть,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.

Животным могут досаждать,
Растительность всю истреблять,
Ну, вижу, дети их узнали,
Стихами насекомых описали!

Леонов В.

Описание проекта

Проект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В любом возрасте дети любят за ними наблюдать. Данный проект поможет детям узнать их таинственный, красочный и завораживающий мир– мир насекомых.

Актуальность темы:

Большинство детей очень редко общаются с природой. Мир насекомых очень интересен, каждый его обитатель таит в себе множество удивительных свойств.

Дети в проекте узнают о насекомых, их пользе или вреде.  Экологическому воспитанию в дошкольном образовании уделяется сейчас большое внимание.  Насекомые – самая удивительная группа животных.  

В жизни можно часто увидеть, как ребенок пытается растоптать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, стоит перед взрослыми задача – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

Основным содержанием экологического воспитания дошкольников, это формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

Тип проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: кратко - срочный

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

Цели проекта:

Формирование у детей представлений о насекомых;

развитие познавательных и творческих способностей детей;

воспитание отзывчивости и гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, о их обитания, характерных особенностях.

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.

Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.) .

Воспитание бережного отношения к природе.

Развивать эмоциональную отзывчивость.                                                                                          

Проблема проекта:

Вопрос: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред?

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

- подбор иллюстрированного материала по теме;

- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме;

- подбор материалов для изготовления поделок своими руками.

II. Основной: 

Перспективно-тематическое планирование проекта:

1.ФЦКМ «Незнайка в стране насекомых»

Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида; развивать зрительную и слуховую память; развивать связную речь; развивать образность речи.

2.Конструирование Насекомые

Цель: Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой, развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук. Закрепить знания о насекомых, формировать эстетический вкус; закрепить умение отгадывать загадки.

3.ИЗО «Паучок»

Цель: передавать образ в рисунке образ паучка: закреплять умения изображать насекомых, используя навыки рисования кистью и красками; развивать образное восприятие и воображение, вызвать радость от созданного изображения.

Аппликация «Насекомые»

Цель: Расширить знания детей о насекомых. Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», изучить особенности внешнего вида используя вид изо-деятельности лепка. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. Познакомить детей с новым материалом для лепки – соленым тестом. Учить лепить различных насекомых из соленого теста, используя различные приемы.

ИЗО «Бабочки летают над лугом»

Цель: Учить детей отражать  сложный сюжет. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией {закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь- готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

ФЦКМ «Насекомые»

Цель: расширять и уточнять знания о  насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых о приспособлении к условиям; уточнять о пользе и вреде насекомых  для человека; устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; продолжать учить загадывать загадки.

Лепка на тему «Гусеница» (коллективная работа). 

Цели: учить раскатывать пластилин в тонкий жгут, сворачивать его в круг, скатывать маленький шарик и расплющивать его, соединять части в целое

Конструирование из бумаги «Объёмные насекомые».

Цель: Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами. Создавать из бумаги объемные фигуры. Развивать творческое воображение творческий вкус. Воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно.

ИЗО «Не обижайте муравья»

Цель: Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить продумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трех частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту сострадание, желание помочь в трудную минуту.

Лепка. «Божья коровка»

Цель: учить передавать в пластическом образе характерные особенности божьей коровки, соблюдать пропорции. Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать знания детей по лексической теме. Воспитывать навыки аккуратности.

Лепка Насекомые

Цель: Развивать воображение, творчество

при лепке насекомых. Продолжать учить передавать характерные особенности насекомых. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки.

Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

ИЗО Комарова «Сказочные насекомые»

Цель: Продолжать формировать умение долепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни-II мартышка, слоненок и другие); передавать форму основных часам деталей. в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество.

ФЦКМ Викторина «Насекомые и всё о них».

Цель: закрепить представления детей о насекомых; создать у детей положительный эмоциональный отклик;

развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;

формировать коммуникативные умения детей в процессе взаимодействия;

Конструирование (ручной труд) «Гусеница».

Цель: Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.
Продолжать формировать интерес к изображению предметов из бумаги на плоскости. Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с бумагой. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.

Дидактические игры

1. «Собери насекомое» из многоугольников;

2. «Четвёртый лишний»

3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

4. Составление описательных загадок про насекомых.

5.  «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

6.  «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

7.  «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - …

«Насекомые»

Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;

8.  Кто, что умеет делать?»

Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.

9. «На полянке»

Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».

Чтение художественной литературы.

1.Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.

2.Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.

3.Чтение и заучивание стихов и четверостиший:

4.Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.

Театрализованные игры:

1.Игра – драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Задачи: закрепить содержание сказки, особенности внешнего вида, способов передвижения  насекомых, развивать выразительность речи.

2.Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха».

Задачи: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

Беседы:

Беседа «Что дети знают о насекомых?»

Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развить фразовую речь; активизировать словарь по теме.

Беседа «Бабочки такие разные».

Цели: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь.

БЕСЕДА: «КАКИЕ БЫВАЮТ НАСЕКОМЫЕ» 
Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Беседа «Муравьи и муравейники». 
Цель: дать детям элементарные представления 
о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнезда; 
объяснить, что строительство муравейника – это большой труд многих тысяч шестиногих созданий; учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам; разъяснить им, почему муравейники разорять нельзя.

Беседа: «Берегись насекомых». 

Цель: Формировать представление о разнообразных насекомых. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Ситуации «Если тебя укусила оса…?» 

Цель: дать представление детям о первой помощи, после укуса насекомого. 

Беседа «В мире насекомых».

Цель: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, закреплять умение выражать мимикой их движения.

Ситуативный разговор «Сравнение пчелы со шмелем и осой».

Цель: Уточнить знания о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе.

Беседа с детьми на тему: «Из жизни муравья».

Цель: Закрепить и уточнить знания об образе жизни, повадках, пользе муравья.

Ситуация «В гости к хозяйке луга».

Цели: расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; учить отгадывать загадки о насекомых. 

Игра-ситуация «Меня укусило насекомое». 

Цель: пополнение знаний детей о первой помощи.

Ситуативная беседа «Таинственный  мир насекомых».

Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании,  передвижении; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме.

III. заключительный:

1.Изготовление лэпбука о насекомых;

2.Выставка поделок на тему «Удивительные насекомые».

3. Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка».

4. Индивидуальная помощь родителям в подборе аптечки для оказания первой помощи детям при укусах насекомых.

5. Предложить родителям конкурс рисунков «Насекомые».

6. Создание папки передвижки: Оформление папки-передвижки «Первая помощь при укусах насекомых».

7. Просмотр презентации «В царстве насекомых».

Выводы

В результате проекта дети научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети узнали для чего нужны насекомые в природе.

На основании исследования дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Они наши друзья.

У детей появился устойчивый интереса к живой природе.

Дети научились применять полученные знания в продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Наша Родина – Россия» для детей старшей группы.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Наша Родина – Россия» для детей старшей  группы....

Литературная викторина "Наши любимые сказки" для детей старшей группы

Конспект занятия по развитию речи. Закрепления знаний о героях сказок....

Сценарий праздника «Наша любимая Россия» для детей старших групп.

Сценарий праздника «Наша любимая Россия»для детей старших групп....

Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Глаза-наши важные помощники» для детей старшей группы

Цель: Помочь детям осознать важность зрительного анализатора для познания окружающего мира человеком и некоторые его особенности....

Конспект занятия по экологии "Солнце, воздух и вода - наши верные друзья" для детей старшей группы

закрепление и расширение представлений детей о роли солнца, воздуха и воды для всей Земли....

Совместный образовательный проект воспитателя с учителем-логопедом для детей старшей группы "Наша армия"

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрат...

Проект «Маленькая страна под названием - СЕМЬЯ» в старшей группе

Цель проекта:• Формирование и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. • Способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное от...