Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»
Задачи:
- формирование полноценного восприятия текста, умения характеризовать героев сказки и оценивать их поступки;
- учить делить текст на смысловые части (начало, середину и конец сказки);
- развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки и навыки выразительного пересказа, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных, притяжательных прилагательных;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- воспитывать у детей интерес к чтению художественных произведений, чувства сострадания, сопереживания, дружелюбие, любовь и бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: компьютер, презентация, перо.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
К тебе я обращаюсь, друг!
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
Дети стоят в кругу.
- Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка у меня в руках! Вам интересно, что внутри? (Ответы детей)
- А давайте откроем ее и посмотрим! Здесь красивое перышко! Интересно, чье оно? А чтобы понять чье оно, нам нужно отгадать загадку! (Воспитатель загадывает загадку про утенка)
Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок.Перо утиное!)
Дети стоят полукругом перед экраном, на экране появляется утенок и крякает.
2. Формулирование проблемы:
- Ребята, утенок говорит нам, что его зовут Алеша, и он заблудился, и просит нас помочь ему найти дорогу домой. А как вы думаете, как мы можем ему помочь? ( Ответы детей)
- Поможем?
- Но для того чтобы помочь утенку добраться домой, нам нужно знать где он живет.
- Вы знаете ребята, где живет утенок? (На птичьем дворе)
- Я думаю, что поможет нам волшебное перышко, оно укажет нам дорогу туда.
Игра:«Скажи какое?»
- Какое перышко? (Легкое, нежное, желтое, воздушное, пушистое, маленькое и т.д.)
- Чтобы его отправить в путь нужно подуть на него, и оно полетит.
3. Дыхательная гимнастика: «Перышко»
Дуем на лёгкое пёрышко. Спинки прямые. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. (Дети выполняют упражнение и садятся на стульчики.)
- Посмотрите, оно привело нас на лесную полянку, а на полянке кочек видимо невидимо, как же утенку перебраться через них. А вот как ответить на вопросы лесной полянки, и тогда все кочки исчезнут. Готовы?
4. Дидактическая игра: « Чье перо?»
- Если это перо потерял петух, то перо (чьё?)петушиное.
– Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?) гусиное.
– Если это перо потеряла утка, то перо (чьё?) утиное.
– Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?) индюшачье
- Молодцы, ребята, посмотрите, как ловко утенок перебрался через кочки, но смотрите ребята, на его пути опять препятствие (быстрая река) А утенок еще маленький и не сможет переплыть такую быструю речку.Мы же с вами сильные и смелые и не бросим в беде Алешу.
5. Физминутка: « Утятки»
Утка рано поутру
Всех утят ведет к пруду. (Ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь, (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (Ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (Садимся на корточки трогаем ноги)
Ой, холодная вода!
Закричала детвора.
Научу я вас нырять,
Желтеньких моих утят. (Наклоны головой)
Нам пора идти домой (ходьба по кругу)
Аутята все вздыхают,
С грустной мордочкой шагают. (Вдох через нос - выдох через рот)
Не печальтесь, утятки!
Завтра, рано поутру,
Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой - утята радуются)
- Ребята, речка пожалела Алешу и решила тоже ему помочь, и превратилась в ручеек, и он легка его преодолевает. Молодцы!
- Ну, вот мы и дома. (На экране появляется птичий двор).
6. Дидактическая игра:“Кто кем был, и кто кем станет”
– Кем будет цыплёнок, когда вырастет? (Когда цыплёнок вырастет, он будет курицей или петухом.)
- Кем будет утенок, когда вырастет?
- Кем будет гусенок, когда вырастет?
- Кем будет индюшонок, когда вырастет?
- Молодцы, ребята! Утенок преодолел все трудности, благодаря вам, и говорит спасибо! А хотите узнать, чем закончилась эта история?
- Тогда садитесь удобно и внимательно слушайте сказку Б. Житкова « Храбрый утенок»
7. Основная часть.
Чтение сказки и беседа по содержанию.
- Жили у одной хозяйке утята. Хозяйка была доброй, и каждое утро давала утятам большую тарелку рубленых яиц. Но как только она уходила, прилетала большая стрекоза и садилась на тарелку. Она так страшно стрекотала крыльями, что бедные утята боялись, что стрекоза их перекусает, и прятались в траве.
А стрекоза пробовала еду и улетала. Но утята целый день не подходили к тарелке, потому что боялись, что стрекоза вернется.
А хозяйка, убирая каждый день нетронутую еду, думала, что утята заболели.
И вот однажды к утятам в гости пришел Алеша, утенок с соседнего двора. Узнав про страхи утят, он только рассмеялся и пообещал, что разберется со стрекозой.
Утята думали, что Алеша хвастает, но он действительно пришел на следующее утро и стал ждать стрекозу.
Когда хозяйка как обычно поставила тарелку с рублеными яйцами, прилетела стрекоза. Но Алеша успел подскочить к ней и ухватить клювом за крыло. Стрекоза насилу вырвалась и улетела со сломанным крылом.
Утята очень обрадовались. С тех пор стрекоза к ним больше не летала, а они ели досыта. Да еще и Алешу всегда угощали.
8. Вопросы по тексту:
- О чем эта сказка?
- В какое время суток хозяйка кормила утят?
- О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?
- Почему утята не ели?
- Почему утята прятались от стрекозы?
- Кто пришел в гости к утятам?
- Что он им пообещал?
- Сдержал ли он свое обещание?
- Прилетела ли стрекоза еще раз?
- Стоило ли утятам бояться стрекозы?
- Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?
(Он был очень храбрый и решительный утенок).
- Какими были утята?(Робкие и несмелые).
- Охарактеризуйтестрекозу. (Наглая и страшная).
.- Понравилась вам сказка?
9.Составление плана пересказа.
Я вам назову части рассказа, и если что-то не так, то поправьте меня.
Назовите начало, середину и конец сказки.
1. Пришел утенок Алеша и прогнал стрекозу.
2.Хозяйка кормила утят.
3. Прилетала злая стрекоза.
10. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
11. Заключительная часть.
- Какая главная мысль сказки "Храбрый утенок"?
Доблесть человека измеряется не его ростом, а его поступками.
- Чему учит сказка "Храбрый утенок"?
Сказка учит быть храбрым и смелым. Не боятся и не отступать перед врагами, даже если они кажутся очень страшными и большими. Учит что забияки, на самом деле большие трусы, стоит им только дать отпор. Учит проявлять благодарность к тому, кто однажды помог.
Отзыв на сказку "Храбрый утенок"
Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Ведь любой утенок мог поступить точно также как Алеша, но им было слишком страшно и они не могли преодолеть свой страх. А потому всегда ложились спать голодными. Утенок Алеша в этой сказке настоящий герой, он показал утятам, как следует обходиться с агрессорами, и заслужил всеобщую благодарность.
12. Пословицы и поговорки:
- Какая из пословиц больше всего подходит к сказке "Храбрый утенок"
1. Маленький, да удаленький.
2. Я не трус, но я боюсь.
3. Волков бояться - в лес не ходить.
4. Мала птичка, да коготок востер.
13. Итог:
- Мы смогли помочь Алеше, потому что работали дружно, не перебивали друг друга. И в группе продолжайте дружить, помогайте и выручайте друг другу в трудных ситуациях.
- Кто бы из вас хотел быть похожим на утенка Алешу, и почему? (Ответы детей)
- Что больше всего понравилось на занятии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_skazki_borisa_zhitkova_hrabryy_utenok.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»
Задачи:
- формирование полноценного восприятия текста, умения характеризовать героев сказки и оценивать их поступки;
- учить делить текст на смысловые части (начало, середину и конец сказки);
- развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки и навыки выразительного пересказа, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных, притяжательных прилагательных;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- воспитывать у детей интерес к чтению художественных произведений, чувства сострадания, сопереживания, дружелюбие, любовь и бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: компьютер, презентация, перо.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
К тебе я обращаюсь, друг!
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
Дети стоят в кругу.
- Сегодня, мы узнаем много нового интересного (воспитатель замечает шкатулку).
- Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка у меня в руках! Вам интересно, что внутри? (Ответы детей)
- А давайте откроем ее и посмотрим! Здесь красивое перышко! Интересно, чье оно? А чтобы понять чье оно, нам нужно отгадать загадку! (Воспитатель загадывает загадку про утенка)
Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок.Перо утиное!)
Дети стоят полукругом перед экраном, на экране появляется утенок и крякает.
2. Формулирование проблемы:
- Ребята, утенок говорит нам, что его зовут Алеша, и он заблудился, и просит нас помочь ему найти дорогу домой. А как вы думаете, как мы можем ему помочь? ( Ответы детей)
- Поможем?
- Но для того чтобы помочь утенку добраться домой, нам нужно знать где он живет.
- Вы знаете ребята, где живет утенок? (На птичьем дворе)
- Я думаю, что поможет нам волшебное перышко, оно укажет нам дорогу туда.
Игра:«Скажи какое?»
- Какое перышко? (Легкое, нежное, желтое, воздушное, пушистое, маленькое и т.д.)
- Чтобы его отправить в путь нужно подуть на него, и оно полетит.
3. Дыхательная гимнастика: «Перышко»
Дуем на лёгкое пёрышко. Спинки прямые. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. (Дети выполняют упражнение и садятся на стульчики.)
- Посмотрите, оно привело нас на лесную полянку, а на полянке кочек видимо невидимо, как же утенку перебраться через них. А вот как ответить на вопросы лесной полянки, и тогда все кочки исчезнут. Готовы?
4. Дидактическая игра: « Чье перо?»
- Если это перо потерял петух, то перо (чьё?)петушиное.
– Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?) гусиное.
– Если это перо потеряла утка, то перо (чьё?) утиное.
– Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?) индюшачье
- Молодцы, ребята, посмотрите, как ловко утенок перебрался через кочки, но смотрите ребята, на его пути опять препятствие (быстрая река) А утенок еще маленький и не сможет переплыть такую быструю речку.Мы же с вами сильные и смелые и не бросим в беде Алешу.
5. Физминутка: « Утятки»
Утка рано поутру
Всех утят ведет к пруду. (Ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь, (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (Ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (Садимся на корточки трогаем ноги)
Ой, холодная вода!
Закричала детвора.
Научу я вас нырять,
Желтеньких моих утят. (Наклоны головой)
Нам пора идти домой (ходьба по кругу)
Аутята все вздыхают,
С грустной мордочкой шагают. (Вдох через нос - выдох через рот)
Не печальтесь, утятки!
Завтра, рано поутру,
Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой - утята радуются)
- Ребята, речка пожалела Алешу и решила тоже ему помочь, и превратилась в ручеек, и он легка его преодолевает. Молодцы!
- Ну, вот мы и дома. (На экране появляется птичий двор).
6. Дидактическая игра:“Кто кем был, и кто кем станет”
– Кем будет цыплёнок, когда вырастет? (Когда цыплёнок вырастет, он будет курицей или петухом.)
- Кем будет утенок, когда вырастет?
- Кем будет гусенок, когда вырастет?
- Кем будет индюшонок, когда вырастет?
- Молодцы, ребята! Утенок преодолел все трудности, благодаря вам, и говорит спасибо! А хотите узнать, чем закончилась эта история?
- Тогда садитесь удобно и внимательно слушайте сказку Б. Житкова « Храбрый утенок»
7. Основная часть.
Чтение сказки и беседа по содержанию.
- Жили у одной хозяйке утята. Хозяйка была доброй, и каждое утро давала утятам большую тарелку рубленых яиц. Но как только она уходила, прилетала большая стрекоза и садилась на тарелку. Она так страшно стрекотала крыльями, что бедные утята боялись, что стрекоза их перекусает, и прятались в траве.
А стрекоза пробовала еду и улетала. Но утята целый день не подходили к тарелке, потому что боялись, что стрекоза вернется.
А хозяйка, убирая каждый день нетронутую еду, думала, что утята заболели.
И вот однажды к утятам в гости пришел Алеша, утенок с соседнего двора. Узнав про страхи утят, он только рассмеялся и пообещал, что разберется со стрекозой.
Утята думали, что Алеша хвастает, но он действительно пришел на следующее утро и стал ждать стрекозу.
Когда хозяйка как обычно поставила тарелку с рублеными яйцами, прилетела стрекоза. Но Алеша успел подскочить к ней и ухватить клювом за крыло. Стрекоза насилу вырвалась и улетела со сломанным крылом.
Утята очень обрадовались. С тех пор стрекоза к ним больше не летала, а они ели досыта. Да еще и Алешу всегда угощали.
8. Вопросы по тексту:
- О чем эта сказка?
- В какое время суток хозяйка кормила утят?
- О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?
- Почему утята не ели?
- Почему утята прятались от стрекозы?
- Кто пришел в гости к утятам?
- Что он им пообещал?
- Сдержал ли он свое обещание?
- Прилетела ли стрекоза еще раз?
- Стоило ли утятам бояться стрекозы?
- Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?
(Он был очень храбрый и решительный утенок).
- Какими были утята?(Робкие и несмелые).
- Охарактеризуйтестрекозу. (Наглая и страшная).
.- Понравилась вам сказка?
9.Составление плана пересказа.
Я вам назову части рассказа, и если что-то не так, то поправьте меня.
Назовите начало, середину и конец сказки.
1. Пришел утенок Алеша и прогнал стрекозу.
2.Хозяйка кормила утят.
3. Прилетала злая стрекоза.
10. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
11. Заключительная часть.
- Какая главная мысль сказки "Храбрый утенок"?
Доблесть человека измеряется не его ростом, а его поступками.
- Чему учит сказка "Храбрый утенок"?
Сказка учит быть храбрым и смелым. Не боятся и не отступать перед врагами, даже если они кажутся очень страшными и большими. Учит что забияки, на самом деле большие трусы, стоит им только дать отпор. Учит проявлять благодарность к тому, кто однажды помог.
Отзыв на сказку "Храбрый утенок"
Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Ведь любой утенок мог поступить точно также как Алеша, но им было слишком страшно и они не могли преодолеть свой страх. А потому всегда ложились спать голодными. Утенок Алеша в этой сказке настоящий герой, он показал утятам, как следует обходиться с агрессорами, и заслужил всеобщую благодарность.
12. Пословицы и поговорки:
- Какая из пословиц больше всего подходит к сказке "Храбрый утенок"
1. Маленький, да удаленький.
2. Я не трус, но я боюсь.
3. Волков бояться - в лес не ходить.
4. Мала птичка, да коготок востер.
13. Итог:
- Мы смогли помочь Алеше, потому что работали дружно, не перебивали друг друга. И в группе продолжайте дружить, помогайте и выручайте друг другу в трудных ситуациях.
- Кто бы из вас хотел быть похожим на утенка Алешу, и почему? (Ответы детей)
- Что больше всего понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД педагога с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", Художественно - эстетическое развитие" с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в страну Здоровья".
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогас учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художестве...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) «Добрая сказка Гуси-Лебеди»
Обучение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохраняя некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи....
Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)
Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...
Конспект НОД с учетом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» на тему : "Дедка за репку, бабка за дедку".
Занятие предназначеное для закрепления полученых ранее знаний, способствует развитию образного мышления, воображения, речи детей....
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»Задачи: Уточнять и расширять представления детей об ...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»
Тема: Перелетные и водоплавающие. Подготовка птиц к отлету.Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»Задачи:расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народ...
Конспект занятия в средней группе по художественно – эстетическому развитию (восприятие художественной литературы) «Сказка «По щучьему веленью»
Развитие у детей творческого воображения, умения настраиваться на чтение сказки с помощью буктрейлера...