Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Тема: Перелетные и водоплавающие. Подготовка птиц к отлету.
Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»
Задачи:
- расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские;
- учить детей осмысливать содержание сказки, характеры персонажей;
- инициировать творческую активность детей при передаче сказочных образов в двигательных этюдах; развивать воображение, умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки;
- содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
- О каком времени года это стихотворение?
- Какие приметы осени описывает поэт в стихотворении?
- Отгадайте загадки?
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? (Утка)
Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами).
Выпучив глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
– Как вы думаете, почему я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
2.Информация о лягушках.
-А что вы знаете о жизни лягушек? (Рассказы детей).
- Лягушки очень хорошо освоили нашу планету. Их можно встретить и в лесах и болотах, и в глубине пустынь, если там есть хотя бы крохотный источник воды. Лягушки живут и в диких, еще неосвоенных человеком районах планеты, и в крупных городах. Они живут и на деревьях, и в земле, Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трехметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.
- Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды. У некоторых лягушек кожа выделяет такой яд, что мало не покажется. Кстати, самыми ядовитыми существами на свете являются не змеи, а лягушки.
3. Ведение в тему:
- Кто такие путешественники? Ребята, лягушки бывают путешественниками? (Предложения детей).
4. Чтение сказки «Лягушка-путешественница»
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.
Однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.
Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!
Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыю-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.
- Кря, кря! - сказала одна из них, - Лететь еще далеко; надо покушать.
И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут, есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решила высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.
- Кря, кря! - сказала другая утка, - уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.
- Госпожи утки! - осмелилась сказать лягушка, - что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.
И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:
- Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце концов все-таки спросила, потому что была осторожна:
- А много ли там мошек и комаров?
- О! целые тучи! - отвечала утка.
- Ква! - сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.
- Возьмите меня с собой!
- Это мне удивительно! - воскликнула утка. - Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.
- Когда вы летите? - спросила лягушка.
- Скоро, скоро! - закричали все утки. – Кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!
- Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка, - я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.
И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.
- Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.
Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух.
У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассмотреть, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.
- Вот как я превосходно придумала, - думала она про себя.
А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и х - Удивительно умная голова наша лягушка, - говорили они, - даже между утками мало таких найдется.
Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть.
Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю, уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут!
Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.
- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то!
- Знают ли они, что это придумала я, а не утки? - подумала квакушка.
- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне. - Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?
Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
- Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали, одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась.
Лягушка, дергая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:
- Это я! Это я придумала!
Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую.
И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.
- Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, - сказала она. - Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся утки, которых я отпустила.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.
5. Словарная работа.
-Ребята, когда я читала сказку, вам встречались незнакомые или непонятные слова?
Бумажный паяц - старинное название клоуна шута;
Благополучно - удачно, успешно;
Коряга – пень;
наслаждалась - блаженствовала,
Уронить достоинство - авторитет, честь достоинство-совершенство,
Восторг - восхищение, упоение,
Стиснула - сжала, сдавила,
Восхитительный - замечательный, очаровательный.
Захватило дух - стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра;
Присутствие духа - Полное самообладание, уверенность в себе;
Скирды - большой, обычно продолговатый стог сена;
Стук цепов - ручное орудие для молотьбы (цепь);
Верста - старинная русская мера равная 1 км. 6 м.
- К какому жанру относится данное произведение? (Сказки).
- Докажите, что «Лягушка-путешественница» - это сказка.
- Как вы думаете, к какому виду сказок относится сказка о лягушке - путешественнице? (Авторская.)
- Давайте познакомимся с автором этой сказки.
6. Жизнь и творчество В. М. Гаршина
Воспитатель показывает портрет писателя.
- Всеволод Михайлович Гаршин родился в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Научился читать уже в пять лет и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
7.Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Плечиками двигали,
По болоту прыгали.
Две весёлые лягушки,
Прыг- скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт привет!
8.Беседа по содержанию.
- Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)
- Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)
- О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)
- Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким дождиком).
- В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)
- Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток).
- Куда летели утки? (На юг.)
- Что интересного рассказали утки лягушке про юг?
- Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге, она была очень любопытной, ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте).
- Как утки отнеслись к её желанию?
-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)
- Какой способ путешествия придумала лягушка?
– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?
- Как чувствовала себя лягушка в полёте? (Лягушка поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга).
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
- Смогла ли лягушка попасть на юг?
- Что помешало сбыться её мечте, почему не состоялось путешествие лягушки? (Хвастовство, зазнайство, самолюбие)
- Чем заканчивается сказка?
9.Итог.
– Как называется произведение, с которым мы познакомились?
- Почему автор назвал свою сказку “Лягушка-путешественница”. (Лягушка придумала способ путешествия на утках).
– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
- Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться это мешает совершать хорошие поступки. Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным и сдержанным).
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Какой совет вы бы дали всем?
10. Пословицы и поговорки:
- Какая из пословиц подходит к сказке «Лягушка-путешественница»?
- Хвастовство само себя накажет.
- Кто хвалится, тот с горы свалится.
- Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
- Задумав дело, подумай, к чему оно приведёт.
- Давайте попробуем нарисовать портрет лягушки, какая она?
- Какую черту характера мы увидели в лягушке?
Словесная игра: «Да - нет»
1. Происшествие с лягушкой произошло зимой?
2. Утки летели на север?
3. После рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать?
4. Приспособление для путешествия придумала лягушка?
5. Гордилась ли она этим?
6. Хотела ли лягушка показать себя и послушать, как ее хвалят?
7. Лягушка упала в озеро?
9. Сбылась ли ее мечта побывать на юге?
10. Можно ли лягушку назвать хвастуньей?
11.Она была осторожная? (Когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)
12. Лягушка любопытная?
13.Лягушка умная?
14. Жадная?
15. Глупая?
16. Смелая? (Смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться)
17. Трусливая?
18. Молчаливая?
19. Обидчивая?
20. Общительная?
21. Внимательная?
22. Лживая?
23. Вежливая?
24. Изобретательная? (Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.)
25. Хитрая?
26. Мечтательная?
27. Находчивая?
28. Скромна?
29. Воспитанная?
-А как ещё лягушка могла бы полететь на юг? (На воздушном шаре, прицепившись за хвост птицы, на облаке и пр.)
-Что могла увидеть лягушка внизу, на земле, когда она летела вместе с утками?
-Как по-другому могла бы закончиться эта история?
- Как вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?
ие птицы. Подготовка птиц к отлету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_skazki_m._garshina_lyagushka_-_puteshestvennitsa.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»
Задачи:
расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народные, но и авторские;
учить детей осмысливать содержание сказки, характеры персонажей;
инициировать творческую активность детей при передаче сказочных образов в двигательных этюдах; развивать воображение, умение придумывать разные варианты сказочных событий и другие окончания сказки;
содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
- О каком времени года это стихотворение?
- Какие приметы осени описывает поэт в стихотворении?
- Отгадайте загадки?
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? (Утка)
Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами).
Выпучив глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
– Как вы думаете, почему я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
2.Информация о лягушках.
-А что вы знаете о жизни лягушек? (Рассказы детей).
- Лягушки очень хорошо освоили нашу планету. Их можно встретить и в лесах и болотах, и в глубине пустынь, если там есть хотя бы крохотный источник воды. Лягушки живут и в диких, еще неосвоенных человеком районах планеты, и в крупных городах. Они живут и на деревьях, и в земле, Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трехметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.
- Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды. У некоторых лягушек кожа выделяет такой яд, что мало не покажется. Кстати, самыми ядовитыми существами на свете являются не змеи, а лягушки.
3. Ведение в тему:
- Кто такие путешественники? Ребята, лягушки бывают путешественниками? (Предложения детей).
4. Чтение сказки «Лягушка-путешественница»
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.
Однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.
Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!
Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыю-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.
- Кря, кря! - сказала одна из них, - Лететь еще далеко; надо покушать.
И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут, есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решила высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.
- Кря, кря! - сказала другая утка, - уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.
- Госпожи утки! - осмелилась сказать лягушка, - что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.
И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:
- Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце концов все-таки спросила, потому что была осторожна:
- А много ли там мошек и комаров?
- О! целые тучи! - отвечала утка.
- Ква! - сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.
- Возьмите меня с собой!
- Это мне удивительно! - воскликнула утка. - Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.
- Когда вы летите? - спросила лягушка.
- Скоро, скоро! - закричали все утки. – Кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!
- Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка, - я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.
И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.
- Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.
Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и все стадо поднялось на воздух.
У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассмотреть, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.
- Вот как я превосходно придумала, - думала она про себя.
А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и х - Удивительно умная голова наша лягушка, - говорили они, - даже между утками мало таких найдется.
Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть.
Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю, уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут!
Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.
- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то!
- Знают ли они, что это придумала я, а не утки? - подумала квакушка.
- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне. - Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?
Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
- Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали, одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась.
Лягушка, дергая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:
- Это я! Это я придумала!
Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую.
И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.
- Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, - сказала она. - Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся утки, которых я отпустила.
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.
5. Словарная работа.
-Ребята, когда я читала сказку, вам встречались незнакомые или непонятные слова?
Бумажный паяц - старинное название клоуна шута;
Благополучно - удачно, успешно;
Коряга – пень;
наслаждалась - блаженствовала,
Уронить достоинство - авторитет, честь достоинство-совершенство,
Восторг - восхищение, упоение,
Стиснула - сжала, сдавила,
Восхитительный - замечательный, очаровательный.
Захватило дух - стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра;
Присутствие духа - Полное самообладание, уверенность в себе;
Скирды - большой, обычно продолговатый стог сена;
Стук цепов - ручное орудие для молотьбы (цепь);
Верста - старинная русская мера равная 1 км. 6 м.
- К какому жанру относится данное произведение? (Сказки).
- Докажите, что «Лягушка-путешественница» - это сказка.
- Как вы думаете, к какому виду сказок относится сказка о лягушке - путешественнице? (Авторская.)
- Давайте познакомимся с автором этой сказки.
6. Жизнь и творчество В. М. Гаршина
Воспитатель показывает портрет писателя.
- Всеволод Михайлович Гаршин родился в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Научился читать уже в пять лет и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
7.Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Плечиками двигали,
По болоту прыгали.
Две весёлые лягушки,
Прыг- скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт привет!
8.Беседа по содержанию.
- Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)
- Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)
- О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)
- Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким дождиком).
- В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)
- Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток).
- Куда летели утки? (На юг.)
- Что интересного рассказали утки лягушке про юг?
- Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге, она была очень любопытной, ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте).
- Как утки отнеслись к её желанию?
-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)
- Какой способ путешествия придумала лягушка?
– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?
- Как чувствовала себя лягушка в полёте? (Лягушка поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга).
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
- Смогла ли лягушка попасть на юг?
- Что помешало сбыться её мечте, почему не состоялось путешествие лягушки? (Хвастовство, зазнайство, самолюбие)
- Чем заканчивается сказка?
9.Итог.
– Как называется произведение, с которым мы познакомились?
- Почему автор назвал свою сказку “Лягушка-путешественница”. (Лягушка придумала способ путешествия на утках).
– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
- Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться это мешает совершать хорошие поступки. Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным и сдержанным).
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Какой совет вы бы дали всем?
10. Пословицы и поговорки:
- Какая из пословиц подходит к сказке «Лягушка-путешественница»?
- Хвастовство само себя накажет.
- Кто хвалится, тот с горы свалится.
- Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
- Задумав дело, подумай, к чему оно приведёт.
- Давайте попробуем нарисовать портрет лягушки, какая она?
- Какую черту характера мы увидели в лягушке?
Словесная игра: «Да - нет»
1. Происшествие с лягушкой произошло зимой?
2. Утки летели на север?
3. После рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать?
4. Приспособление для путешествия придумала лягушка?
5. Гордилась ли она этим?
6. Хотела ли лягушка показать себя и послушать, как ее хвалят?
7. Лягушка упала в озеро?
9. Сбылась ли ее мечта побывать на юге?
10. Можно ли лягушку назвать хвастуньей?
11.Она была осторожная? (Когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)
12. Лягушка любопытная?
13.Лягушка умная?
14. Жадная?
15. Глупая?
16. Смелая? (Смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться)
17. Трусливая?
18. Молчаливая?
19. Обидчивая?
20. Общительная?
21. Внимательная?
22. Лживая?
23. Вежливая?
24. Изобретательная? (Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.)
25. Хитрая?
26. Мечтательная?
27. Находчивая?
28. Скромна?
29. Воспитанная?
-А как ещё лягушка могла бы полететь на юг? (На воздушном шаре, прицепившись за хвост птицы, на облаке и пр.)
-Что могла увидеть лягушка внизу, на земле, когда она летела вместе с утками?
-Как по-другому могла бы закончиться эта история?
- Как вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...
Конспект НОД педагога с учетом интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", Художественно - эстетическое развитие" с детьми подготовительной группы на тему "Путешествие в страну Здоровья".
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагогас учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художестве...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) «Добрая сказка Гуси-Лебеди»
Обучение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохраняя некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи....
Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)
Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок» Задачи: формировани...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»Задачи: Уточнять и расширять представления детей об ...
Развитие речи. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
Развитие речи. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»Д/и: «Эхо»; «Чудесный мешочек»: помочь детям вспомнить сказку «С...