Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)
Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»
Задачи:
Уточнять и расширять представления детей об окружающем мире: особенностях внешнего вида муравьев, о строении тела, образе жизни муравьев в лесу, устройстве муравейника, распределении обязанностей среди муравьев, стадии развития муравья, кто у них враги;
Выяснить, почему нельзя разрушать муравейники, какую пользу лесу приносят муравьи, почему к ним прилетают лечиться птицы;
Прививать интерес к чтению, к изучению природы;
Развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравнение, обобщение), коммуникативные умения: отвечать на вопросы и поддерживать непринуждённую беседу;
Воспитывать интерес к насекомым и бережное отношение к живой природе.
- Организационный момент.
Игра: «Четвертый лишний»
На лужайке шум, веселье:
Жук устроил новоселье.
Всех гостей он пригласил,
И за стол их усадил.
Здесь комар и воробей,
Здесь трудяга - муравей.
Кузнечик чуть не опоздал –
Последним в гости прискакал.
На всех жук смотрит с удивленьем:
Кто пришел без приглашенья?
- Подумайте, ребята, кто же лишний? (Воробей).
- Почему? (Потому, что воробей это птица, а все остальные гости насекомые).
Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке»
1. «Понюхай цветок»
Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».
2. «Летят пчелы».
Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)
3. «Подуй на бабочку»
А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.
2. Введение в тему.
- Ребята, мы сегодня познакомимся с новой сказкой, она называется…. В прочем отгадай те сами.
Непосильную поклажу
Нёс без всякого куражу!
Он трудяга, каких мало
И сородичей орава:
Всех на свете он сильней
Рыжий крошка ….. (муравей).
- Да она называется «Муравей», а написал ее В. Зотов.
3. Чтение сказки.
- Бежит между травинок муравей, спешит к родному муравейнику, сухую палочку тащит для кого палочка, а для муравья настоящее бревно во много раз тяжелее его самого. Опустил муравей на землю свою ношу фу – у – у – х, ой, отдохну немножко, а потом дальше пойду.
- Ой, и охота тебе такие тяжести таскать,- хорошо тебе бабочка порхаешь себе без забот, без хлопот у нас семья большая, дом надо строить, - так пускай другие за тебя поработают, а ты пока на солнышке погрейся. Это не по-нашему не по муравьиному мы трудимся все от восхода до заката и у каждого своё дело есть рабочие добывают пищу и строят муравейник, солдаты охраняют дом от врагов, а няньки, ухаживают за личинками - ой, наверное, большой дом собираешься строить? - Большой, с каждым годом растет наша семья, по этому и муравейник надо увеличивать сверху он сложен их сухих хвойных иголок,и веточек, высокий получается около двух метров, а внизу еще и подземная часть, все у нас есть в доме спальня, чуланчики, детские, коридорчики все, что нужно для жизни многочисленной муравьиной семьи. Ой, помогите, помогите ой, - ой ты слышишь вроде бьют кого-то - это чужой в муравейник пожаловал вот его и прогоняют мы чужих муравьёв не любим, охраняем свой дом – ух, какие вы глазастые, сразу чужого заметили да что ты мы видим очень плохо, нам помогают усики ими мы ощупываемвсе, что встречается на пути по пахучим следам на тропинке находим дорогу домой, ну,мне пора поговорим в другой раз ну счастливо, счастливо тебе,работяга.
4.Беседа по содержанию.
- Как называется сказка?
- Куда спешил муравей?
- Что он нес к муравейнику?
- Зачем ему палочка?
- С кем повстречался муравей?
- Что она ему посоветовала?
- Прислушался муравей к советам бабочки?
- Как устроен муравейник?
- Муравьи живут большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе, а как вы считаете кто самый главный в семье?
- Правит в муравейнике муравьиная царица.
- В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
- Какой это был муравей?
- Какие есть еще муравьи?
-Чем занимаются муравьи солдаты?
- Из сказки еще мы узнали, что в муравейнике есть детские комнаты, зачем они как вы думаете?
- Да действительно в муравейнике есть детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
(Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).
- Что делают муравьи няньки? (Заботятся о личинках, кормят и ухаживают за ними).
-Да ребята, как и в каждой большой семье у муравьёв у каждого есть свои обязанности. В сказке говорится, что у муравьев плохое зрение, как тогда они находят путь к своему муравейнику?
- Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
- Почему бабочка сказала, что муравей работяга? (Потому, что муравьи трудятся от восхода до заката).
- Что это значит от восхода до заката?
- Как вы считаете муравьи полезные насекомые или вредные? (Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами» леса).
5. Рассказ воспитателя: «Почему к муравьям прилетают птицы?»
- Да ребята, а еще в природе муравьиные гнезда используют кабаны и различные птицы (вороны, скворцы, дрозды, сойки, дятлы и даже индюки и попугаи) в качестве «санитарных ванн», очищаясь, таким образом, от паразитов. Тревожа муравейник, животные злят муравьев, они брызгают на них кислотой, кислота уничтожает паразитов на коже.
- Птицы, как и всякие другие животные, страдают от многочисленных паразитов, которые обитают в их перьях. Можно долго и нудно пытаться очистить себя с помощью клюва, а можно попросить о такой любезности муравьев, для чего и требуется только сесть на муравейник. Далее муравьи все сделают сами. Говорят, обозленные вторжением муравьи обильно поливают перья птицы кислотой, которая в свою очередь вытравливает мелких паразитов. Ну а когда птица взлетит, ей достаточно несколько взмахов, чтобы смахнуть с себя муравьев.
6. На выбор Физ. Минутка № 1. «Насекомые над лугом»
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - (Дети расставляют руки в стороны).
Я лечу издалека. (Ритмично помахивают руками).
Зу-зу-зу – комар пищит – (Указательные пальцы выставляют вперед, остальные поднимают).
Укусить скорей спешит (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед).
Уф-уф-уф – как паровоз, - (Ритмично притоптывают ногами).
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. – (Делают ритмичные хлопки).
Я любого разбужу.
Прилетела к нам вчера – (Машут ладошками).
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелек – (На каждое название насекомого загибают один пальчик).
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, - (Делают кружки из пальцев и подносят к глазам).
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, - (Машут ладошками).
От усталости упали. – (Роняют ладони на стол).
Физ. минутка№ 2.: "Муравей"
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день.
Назад – вперёд
И совсем не устаёт.
7. Дидактическая игра: «Исправь ошибки»
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
У стрекозы есть жало, и она больно кусается.
Гусеница летает.
Бабочка полезное насекомое, потому что уничтожает мухи тлю.
Пчела появляется из кокона.
Муравей живет в улье.
8. Дидактическая игра: «Самые-самые»
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).
- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
- Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Если представить, что Костя (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? (Нет).
- А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
- Как вы считаете, есть ли у муравьев враги? (Муравьями питаются многие птицы, барсуки, лисы, медведи и другие звери).
- Как нужно заботиться о муравьях? (Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники).
- Человек должен бережно и внимательно относиться к природе, не быть жестоким ко всему живому- насекомым, птицам. Не обижать тех, кто слабее вас, у них тоже своя жизнь.
9. Игра: “Это я, это я, это все мои друзья!”
Если я скажу про вас,
Отвечаете мне сейчас:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
“Это не я, это не я, это не мои друзья!”
- Муравейник мы найдем,
Понаблюдаем и уйдем.
- С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.
- Мы ежонка увидали
И домой его забрали.
- Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.
- Чтобы ягоды собрать,
Надо ветки обломать!
- По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?
- Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С бесцельно сорванной ветки или цветка, пойманной бабочки или жука, разрушенного муравейника начинается разрушение природы. Помните всегда об этом и берегите природу.
10. Итог.
- Оком мы сегодня читали сказку?
- Что нового вы узнали о жизни муравья?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
enie_skazki_v._zotova_muravey.docx | 162 байта |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) «Добрая сказка Гуси-Лебеди»
Обучение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохраняя некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи....
Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)
Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок» Задачи: формировани...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»
Тема: Перелетные и водоплавающие. Подготовка птиц к отлету.Чтение сказки М. Гаршина «Лягушка - путешественница»Задачи:расширять представления детей о том, что сказки бывают не только народ...
Развитие речи. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
Развитие речи. Чтение художественной литературы. Тема: Чтение сказки «Снегурушка и лиса»Д/и: «Эхо»; «Чудесный мешочек»: помочь детям вспомнить сказку «С...
Восприятие художественной литературы.Тема. Чтение рассказов Л. Толстого «Птица свила гнездо»; «У Вари был чиж»
Восприятие художественной литературы второй младшей группе.Тема. Чтение рассказов Л. Толстого «Птица свила гнездо»; «У Вари был чиж»Форма организации: чтениеЦ...