НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Александрова Алена Сергеевна

НОД по анализу литературных произведений

«Лиса и рак»

(старшая группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_analiz_lit_proizv.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

НОД по анализу литературных произведений

«Лиса и рак»

(старшая группа).

Разработала:

Александрова Алена Сергеевна

Задачи:

Познакомить детей с алгоритмом анализа литературного произведения (учить детей анализировать поступки героев, их мотивы, формулировать черты характера героев сказки);

учить сравнивать ситуации, находить в них отличительные черты и самостоятельно выводить жизненные  правила;  

продолжать  играть  в игру «Да-нет»;

 развивать у детей связную речь, фантазию, творческое воображение.

Организация деятельности

Содержание

1.Игра: «Я возьму тебя с собой, если ты назовешь мне героя сказки …».

2.Игра «Я назову героя, а ты его действия».

3. Игра «Найди  недостающих героев».

4. Игра «Да – нет»

5. Анализ литературного  произведения

«Лиса и рак»

Тем же образом  обсуждаем и лису.

6. Игра «Закончи предложение».

7. Выбор поговорок.

7. Творческая деятельность: «Рисуночное письмо».

Каждого ребенка приглашаю на свой стульчик при отгадывании героя сказки.

Ребёнок, у которого в руках мяч, называет действие героя.

- Назови мне действия Колобка…

Герои сказок: «Колобок», «Волк и 7 козлят», «3 Медведя», «Репка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка». Дети стоят в кругу. После того, как ведущий назовёт героя, дети  называют его действия.

На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок  и героев из других сказок. Дети  ищут  героев к нужной сказке и возвращаются.

- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о сказке…. А о какой – мы узнаем  по «Да – нетке».

 «Лиса и рак»  (Читаю сказку).

1. Какова цель героя? Чего он хочет добиться? Почему он так поступает?

- победить в соревновании.

2.Какие действия рака?

Действие (Д)

 - соглашается на соревнование, цепляется за хвост лисы, держится, потом отцепляется. 

3. Какой характер у рака?

-  Если рак для своей цели предпринимает вышеназванные действия - цепляется за хвост лисы и едет на нем - то в этом проявляются какие черты характера?

- Характер (Х)- волевой, целеустремленный, хитрый, смекалистый, догадливый, ловкий. 
4. - Скажите, ребята, рак результата добился?

Результат мы определяем, во-первых, по отношению к цели: достигнута  или нет. Отмечаем это знаком (+) или (-).

Результат (Р) - (+) рак побеждает лису, выигрывает соревнование. 
Кто ______ (Д)______, тот _________ (Р)__________. 
Д - совершенное героем действие, Р - полученный результат.

 ЛИСА:

Ц - прибежать первой, победить рака. 
Д - быстро бежит, не замечает на хвосте рака. 
Х - недогадливая. 
Р - (-) лиса проигрывает соревнование. 

Детям предлагаются ситуации, для которых надо придумать 2 продолжения - как в них поступит недогадливый, а как - сообразительный человек. Это задание требует от них активного, самостоятельного применения новых понятий. 

Воспитательница с большой стопкой книг подходит к двери; сообразительный ребенок _________________, а недогадливый __________________________.

У мамы хмурое лицо; сообразительный ребенок _________________, а недогадливый _____________.

Ребята, давайте выберем подходящие к сказке поговорки:

Сделал дело – гуляй смело. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

Где смелость, там и победа. Кто сопернику доверяет, тот проиграет.

Мораль (М)- Жизненное правило:

Для Рака-

 - Кто на другом выезжает, тот побеждает. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

Для лисы-

- Кто за другими не наблюдает, хитрость прозевает.

Дети иллюстрируют свою сказку так, чтобы «письмо» поняли те, кому оно адресовано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературных произведений с детьми

Данный материал поможет сформировать у ребенка сознательную, мотивированную оценку персонажа. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произв...

НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).

НОД по анализу литературных произведений«Лиса и рак»(старшая группа)....

Дидактическое пособие на тему «Анализ литературных произведений»

Основные задачи данного пособия:1.Создавать  условия  для усвоения детьми модели составления анализа литературного произведения.•2. Развивать умение давать словесную характеристику героям пр...

Картотека игр для анализа литературных произведений с детьми дошкольного возраста.

Картотека игр для анализа литературных произведений с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи "Анализ литературного произведения по русской народной сказке «Заяц - хвастун» (в обработке О. Капицы)" старшая группа

Цель: создать условие для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературный текст....

Мастер-класс для родителей «АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ - ТРИЗ»

Цель: Подготовка детей к школе через анализ художественной литературы по технологии ОТСМ - ТРИЗ. Для достижения этой цели мы изучаем и анализируем произведения многих авторов, писавших рассказы и пове...