Анализ литературных произведений с детьми
методическая разработка по развитию речи на тему
Данный материал поможет сформировать у ребенка сознательную, мотивированную оценку персонажа. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_literaturnykh_proizvedeniy_s_detmi.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ литературных произведений с детьми.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Воспитатель должен формировать у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок уже может в среднем дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведения. Старшие дошкольники часто ставят себя на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни. Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. При анализе литературного произведения хорошо использовать алгоритм, предложенный Н.М. Журавлевой.
Герой | Что хотел? | Что делал герой (перечислить действия по тексту), чтобы решить проблему? | Что мешает? | Кто или что помогло решить проблему? | Какой получился результат? | Совет герою или жизненное правило. |
Свою работу надо начинать с постановки задач:
- Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:
- выделять основные составляющие,
- устанавливать причинно – следственные связи,
- видеть результат.
- Учить детей анализировать литературные произведения:
- выделять и называть героев сказки,
- определять свойства их характера,
- определять цель героя сказки, его действия,
- определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,
- давать совет литературному герою.
- Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.
Программой воспитания и обучения определены литературные произведения для каждого возрастного периода.
Анализировать произведение надо начинать по линии героя. Сколько героев, столько и линий, сколько линий, столько и мудрости в произведении. При любых разногласиях в оценке героев следует обращаться к тексту.
Для проведения такого занятия необходимы следующие условия:
- текст должен быть хорошо знаком детям ( чтение заранее),
-по длительности занятие должно быть коротким и динамичным,
- во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер),
- занятие должно быть эмоционально насыщенным.
С детьми проводится предварительная работа:
-выразительное прочтение детям литературного произведения,
-обыгрывание сказки с помощью игрушек,- разыгрывание этюдов,
- моделирование проблемной ситуации.
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
Предварительная работа:
- Игра «Теремок» ( герои сказок),
-д/и «Скажи наоборот» (черты характера),
- рисование героев сказки,
-д/и «Угадай героя сказки» ( по описанию)
- разыгрывание эпизодов сказки по ролям,
- игра «Да – нет» ( с помощью вопросов определить задуманных героев сказки).
- игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки).
Анализ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
Герой | Что хотел? | Что делал герой (перечислить действия по тексту), чтобы решить проблему? | Что мешает? | Кто или что помогло решить проблему? | Какой получился результат? | Совет герою или жизненное правило. |
лиса | обогатиться | Шла, нашла, попросилась на ночлег, легла на лавочку, уснула, встала, съела, потребовала | жадность | Хитрость, наглость | «-» Потрепали собаки | Нельзя жадничать. Хочешь себе добра, никому не делай зла. Кто чужого желает, скоро свое потеряет |
мужик | Перехитрить лису | Посадил собаку, отдал лисе, сказал « Бери девочку» | - | Желание не отдавать девочку, смекалка, хитрость | «+» Обманул лису | Смелость города берет |
Решение проблем по сказке:
Лиса взяла обманом, была потрепана собаками.
Если возьмет обманом, то «+» поест
«-» ей попадет от собак
Если не обманет, то: «+» не поест, будет голодная
«-» не будет потрепана собаками.
Противоречие: Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?
Ресурсы лисы: может предложить свою помощь по дому: убрать, сготовить, понянчится с детьми, поиграть.
Анализ сказки «Красная шапочка».
Герой | Что хотел? | Что делал герой (перечислить действия по тексту), чтобы решить проблему? | Что мешает? | Кто или что помогло решить проблему? | Какой получился результат? | Совет герою или жизненное правило. |
Красная шапочка | Отнести бабушке пирожки | Шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет | волк | - | «-» Была проглочена волком | Не разговаривай с незнакомыми |
Мама | Чтобы дочка навестила бабушку | Напекла, собрала, отпустила | - | - | «-» Могла потерять дочку | Не отпускать одну |
Волк | Съесть Красную шапочку | Шел, встретил, расспросил, побежал, обманул, проглотил | - | Находчи-вость, скорость | «+» Проглотил «-» Его убили дровосеки | Любое зло к тебе вернется |
Дровосе- ки | Нарубить дров в лесу | Стучали топорами, проходили мимо, услышали шум, вбежали в дом, убили волка | - | Смелость, топор | «+» Убили волка, освободили красную шапочку | В беде надо выручать |
Бабушка | Чтобы ее навести-ли | Лежала в постели, болела | волк | - | «-» съел волк | Не впускай в дом незнакомцев |
Перспективный план игр и творческих заданий.
- Игра «Теремок» (герои сказки)
-Д/игра «Скажи наоборот» (черты характера)
- рассматривание иллюстраций
- рисование персонажей сказки
-Д/ игра «Угадай героя сказки» ( по описанию)
-игра «Да – нет» (с помощью вопросов определить задуманного героя)
- моделирование проблемной ситуации
- игры с «Ромашкой мудрости» (пословицы и поговорки)
Решение проблемной ситуации по сказке «Красная шапочка».
- Выделить объект (героя) и перечислить его действия до того ключевого, которое привело к проблеме:
Красная шапочка: шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет (проиграть с детьми, инсценировать).
Сообщила о себе много информации и была проглочена волком.
- По схеме формулируется противоречие:
Если поговорить с незнакомцем, то:
«+» проявишь вежливость и общительность
«-» можешь подвергнуть себя опасности.
Если не поговоришь с незнакомцем, то:
«+» будешь в безопасности
«-» не проявишь свою вежливость и общительность.
Противоречие: Как сделать так, чтобы пообщаться с незнакомцем, но не сообщать о себе лишней информации?
- Поиски ресурсов.
Ресурсы Красной шапочки:
– разговаривать только о погоде,
- хитрить (сообщать о себе неправильную информацию),
- только задавать вопросы
Ресурсы волка:
- затыкать ему уши, если говоришь о себе.
- Выбрать лучшее решение: разговаривать о погоде.
- Новая проблема: Как сделать так, чтобы волк не менял тему разговора?
Консультация для начинающих воспитателей на тему:
«Анализ литературных произведений с детьми дошкольного возраста».
Подготовила и провела старший воспитатель: Федотова Н.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по анализу литературных произведений «Лиса и рак» (старшая группа).
НОД по анализу литературных произведений«Лиса и рак»(старшая группа)....
Картотека анализа литературных произведений с детьми 2 младшей группы
Картотека литературных произведений...
Дидактическое пособие на тему «Анализ литературных произведений»
Основные задачи данного пособия:1.Создавать условия для усвоения детьми модели составления анализа литературного произведения.•2. Развивать умение давать словесную характеристику героям пр...
Картотека игр для анализа литературных произведений с детьми дошкольного возраста.
Картотека игр для анализа литературных произведений с детьми дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи "Анализ литературного произведения по русской народной сказке «Заяц - хвастун» (в обработке О. Капицы)" старшая группа
Цель: создать условие для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературный текст....
Мастер-класс для родителей «АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ - ТРИЗ»
Цель: Подготовка детей к школе через анализ художественной литературы по технологии ОТСМ - ТРИЗ. Для достижения этой цели мы изучаем и анализируем произведения многих авторов, писавших рассказы и пове...
Сообщение на тему «Освоение детьми анализа литературных произведений»
Речевая подготовка детей к школьному обучению была и остается проблемой в дошкольной практике. При этом одна из сложных задач ̶ формирование умения понимать смысл литературных произведений.Работ...