Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Космические читатели".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Речевое развитие организовано с использованием технологии критического мышления (приёмов "Тонкие и толстые вопросы" и "Письмо с дырками"), технологии развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко (приём "Подзорная труба") и социо-игровых подходов к педагогике Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова. Тема по комплексно-тематическому планированию "Космос". ООД по речевому развитию было представлено педагогам в 2020-2021 уч. г. на уровне ДОУ на "Неделе мастерства" по теме: «Обмен опытом по формированию читательской грамотности дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Космические читатели».
Цель (как предполагаемый результат): дети отвечают на тонкие и толстые вопросы по прочитанному, опираясь на иллюстрацию текста; дети дорисовывают мнемотаблицу стихотворения, воспринимая его на слух.
Образовательная среда: распечатанный с помощью ПК рисунок ракеты, иллюстрация прочитанного‒ фотография космического неба со всеми перечисленными на нём объектами, подзорная труба, 3 фломастера, 3«письма с дырками».
Форма организации: фронтальная, групповая.
Характер взаимодействия: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
Ход (руководство деятельностью)
1.Потребностно-мотивационно-целевой этап.
Игра- приветствие « Космическая эстафета дружбы». Дети встают в круг, начиная с педагога, передают друг другу рукопожатие. Воспитатель: «Через рукопожатие я передам вам свою дружбу, и она, обойдя каждого из вас, снова вернётся ко мне. Вместе с рукопожатием я предлагаю вам передавать ракету‒ космический накопитель дружбы…Ракета, вернувшись ко мне, стала тяжелее, ведь каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она помогает нам на сегодняшнем мероприятии.»
Педагог сообщает, что эта ракета вчера вечером прилетела к нему на балкон и зазвенела, как телефон. Когда воспитатель взяла её в руки, из неё раздался детский голос. Это был Незнайка, который просил о помощи. Он рассказал, что опять напроказничал в Цветочном городе: в тайне от Знайки на его ракете вместе с приятелем Пончиком улетел в космос. А как вернуться назад не знает и просит нас помочь им. Педагог говорит, что у неё дома есть волшебная книга, в которой собраны разные способы спасения сказочных проказников. Воспитатель обратилась к ней и нашла способ вернуть героев из космоса домой. Ребята могут помочь друзьям, для этого детям нужно выполнить ряд заданий. Воспитатель предлагает воспитанникам дружно взяться за дело и помочь Незнайке и Пончику.
2. Практический этап (набор дел для реализации цели).
‒ 1 задание. Дидактическая игра «Тонкие и толстые вопросы». Педагог читает отрывок из произведения Н.Носова «Незнайка на Луне» главы 6 «Отлёт»: « Друзья быстро поднялись в астрономическую кабину. Посмотрев в боковые иллюминаторы, они увидели вокруг бездонное черное небо, усеянное крупными звездами, среди которых сияло ослепительно яркое солнце. Казалось, был день, но в то же время была и ночь. Так на Земле никогда не бывает. Когда на Земле видно солнце, то не видно звезд, и, наоборот, когда есть звезды – нет солнца. В одном из верхних иллюминаторов ярко светилась Луна. Она казалась несколько крупнее, чем обычно кажется нам с Земли.» Далее педагог задаёт вопросы по прочитанному материалу:
- Как называется кабина, в которую поднялись друзья, для того чтобы посмотреть в космическое пространство?
- Какое небо они увидели через иллюминаторы?
- Опишите, что именно Незнайка с Пончиком заметили на небе?
- Объясните, почему друзьям казалось, что одновременно были день и ночь?
- Чем космическое небо отличалось от неба, которое они видели с земли?
Во время прочтения отрывка из сказки перед детьми на доске находится иллюстрация прочитанного‒ фотография космического неба со всеми перечисленными на нём объектами. Если у ребят возникают трудности при ответе на вопросы, ими дан неполный ответ или для уточнения полноты и правильности ответа, педагог предлагает воспользоваться «подзорной трубой» и внимательно через неё посмотреть на иллюстрацию. Приём «подзорная труба» необходим для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине. Правило пользования «подзорной трубой»: навести глазок подзорной трубы на один объект, затем назвать и описать его.
‒ 2 задание. Физминутка ‒ социо-игра из игр разминок-разрядок «Японская машинка» (на начальном этапе изучения). Детям предлагается выполнить синхронно ряд движений, превратившись в детали ракеты, которые слаженно и одновременно работают во время её полёта: 1) 2 раза топают; 2) 2 раза хлопают перед собой в ладоши; 3) 2 раза двумя руками хлопают по коленям: правая рука ‒ по правому колену, левая ‒ по левому. Во время синхронного выполнения ряда движений происходит увеличение темпа выполнения. Если кто-то из детей сбивается, значит, машинка ломается. Даже если машинка сломается, воспитатель хвалит детей за старание и желание синхронно, дружно выполнять действия.
‒ 3 задание. Воспитатель предлагает ребятам с помощью цветных счётных палочек объединиться в 3группы. Каждая группа проходит к своему столу, на котором находится фломастер, «письмо с дырками»: зашифрованное (схематизированное ) стихотворение о космосе с пропусками. Педагог сообщает, что, для того чтобы ракета изменила своё направление (полетела не в космос, а в Цветочный город‒ место жительство Незнайки и Пончика), друзьям нужно произнести волшебное стихотворение. Так как они только учатся читать, его нужно зашифровать. Часть стихотворения уже засхематизирована, но есть слова, которые должны зашифровать ребята. Педагог читает стихотворение, а ребята следят за ним по схеме:
Ночью в небе замерцали
Яркие искринки,
Это звёзды загорелись,
На моей картинке.
Воспитатель: «О каком космическом объекте, который мы чаще всего видим с земли на ночном небе, говорится в стихотворении? … Для того чтобы Незнайка с Пончиком могли видеть их с земли, а не из иллюминатора ракеты давайте приступим к работе.» Педагог читает каждую строчку, давая время ребятам на шифровку пропущенных слов.
Результаты деятельности каждой группы воспитатель вывешивает по очереди на доску, давая возможность представителям групп озвучить зашифрованное.
3. Результативный этап.
Ребята собираются в круг. Педагог говорит, что дети прекрасно справились со всеми заданиями, а зашифрованное стихотворение волшебная ракета доставит к Незнайке и Пончику. Воспитатель предлагает ребятам, передавая друг другу ракету, закончить по желанию предложение: «Я сегодня смог сделать…»
Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"...
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «Космическое путешествие»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «Космическое путешествие»...
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию Тема: «Космическое путешествие» для детей старшей подгруппы
ООД по речевому развитию...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Космические путешествия"
Программное содержаниеЦель: формирование знаний детей по лексической теме «Космос».Задачи:Образовательные:• Расширение и активизация словаря по лексической теме: «Космос&ra...