Организованная образовательная деятельность по речевому развитию Тема: «Космическое путешествие» для детей старшей подгруппы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

ООД по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Алёнушка» села Мелавое

Губкинского района Белгородской области

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию

Тема: «Космическое путешествие» для детей старшей подгруппы

Подготовила и провела:

Жилина Виктория Васильевна воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 29

«Алёнушка» с. Мелавое

Мелавое, 2018

Организованная образовательная деятельность

на тему: «Космическое путешествие»   для детей старшей подгруппы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: развитие интереса детей к космосу и людям, покорившим его просторы.

Программные задачи:

  • уточнить знания детей о первом космонавте, полетевшем в космос;
  • закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы;
  • активизировать словарный запас по теме: названия планет, звезд, космического транспорта;
  • развивать память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, находчивость;
  • закреплять умения следовать инструкциям педагога, навыкам работы в командах;
  • воспитывать чувство гордости за нашу страну, её героев — космонавтов, уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
  • создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.

Предварительная работа:

  • чтение рассказов о космосе, полетах первых космонавтов, чтение сказки «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили»;
  • рассматривание иллюстраций в книгах, ознакомление с картой звездного неба, просмотр презентаций и видеофильмов о космосе;
  • познавательная беседа «Планеты солнечной системы»;
  • рисование и аппликация на тему: «Космос»
  • дидактические игры: «Звезды на небе», «Мое созвездие»; «Собери ракету»
  • разучивание стихотворений о космосе.

Оборудование: ТСО, видеофильм «Полет в космос», презентация «Как человек полетел в космос», мягкие модули для игры «Собери ракету», звездочка для знакомства, звезды  с номерами,  вырезанные из картона круги по количеству детей, спортивный инвентарь- обручи для игры,  воздушные шарики- 9штук и гимнастическая палка, музыкальное оформление.

Ход занятия

Воспитатель:

— Здравствуйте, дети!

Собрались сегодня в круг.
Я — твой друг, и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
(Дети улыбаются.)

— Давайте с вами поздороваемся, у меня есть волшебная звездочка. Мы ее будем передавать и ласково проговаривать свое имя. Я – Виктория Васильевна, а ты кто? Проговори мне, как ласково зовут тебя. (Дети называют свои имена.) Вот мы с вами и поздоровались. Давайте пожелаем друг другу «Доброго дня и веселого настроения!»

— Спешу сообщить, что нас ожидают сегодня таинственные события и интересное путешествие. Для того чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку:

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(Космос)

Воспитатель: Дети, в какое путешествие мы сегодня отправимся?  (в космическое). 

А почему? Правильно, потому что 12 апреля отмечается День космонавтики.

12 апреля  1961 года планету потрясла весть «Человек в космосе».

Мечта людей о полетах  к звездам сбылась. Было солнечное  утро,  мощная ракета вывела на орбиту космический корабль Восток с первым космонавтом на борту. Это было очень важным событием для всего мира. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин сделал полет вокруг Земли. Благополучно вернулся из полета. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта. Полет Юрия Гагарина стал в России национальным праздником, который отмечается ежегодно 12 апреля. Этот день помнит вся наша страна.

Воспитатель: А что вы знаете о космосе? Дети читают стихи о космосе, о планетах и о звездах.

Воспитатель: Хотели бы вы стать космонавтами и полететь в космос?  Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем космонавтами, а какими должны быть космонавты? Дети читают стихи о Гагарине Ю.А.

Дети: Умными, смелыми, сильными, дружными, внимательными.

Воспитатель: Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.

Ленивый — трудолюбивый
Злой — добрый
Слабый — сильный
Медлительный — быстрый
Трусливый — смелый
Неуклюжий — ловкий

Все качества, которые мы сейчас перечислили, присущи космонавту.

Воспитатель:

Если в космос вы хотите,
Значит, скоро полетите.
Самым смелым будет наш,
Веселый дружный экипаж.

Воспитатель: А вы такие? Для полета нам надо набрать дружную команду. Проверим дружные ли вы ребята?

Игра «Космическая команда»

— Сейчас крепко возьмитесь за руки и образуйте круг. Запомните, кто ваши соседи. Потом под музыку («Свет звезд») гуляйте по залу, но когда прозвучит команда «В ракету», вы должны вновь собрать круг, не перепутав своих соседей.

Воспитатель: Команду мы собрали, но чтобы ей отправиться в космическое путешествие, необходимо пройти некоторые испытания.

Воспитатель: Возьмем звездочку под номером 1.

Задание № 1. «Космические загадки»:

1. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
(телескоп)

2. Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда,  не планета,
Загадка Вселенной — …
 (комета)

3. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет …
(Луна)

4. Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник,
Летит по орбите …
(спутник)

Звезда № 2: На чем мы полетим в путешествие? (На ракете.) Как еще можно назвать? (Космический корабль.) Кто может сконструировать ракету? (Конструктор)

Игра «Собери ракету» работа детей в паре. Дети выстраивают карточки по порядку, собирают ракеты.

Работа командой. Из мягких модулей строят ракету.

Звезда № 3:

Чтоб ракетой управлять
Нужно сильным, смелым стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет – не легкий труд!

Звезда № 4. «Космическая викторина»:

  1. Самая большая и горячая звезда во вселенной. (Солнце)
  2. Человек, который летает в космос. (Космонавт)
  3. Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль, ракета)
  4. Кто первый отправился в космос? (Собаки Белка и Стрелка)
  5. Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)
  6. Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)

Воспитатель: Все испытания вы прошли и сейчас мы с  вами на ракете отправимся в космическое путешествие.

Физкультминутка.

Вот выходит на парад

Наш космический отряд.

Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову – и вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаём

И ничуть не устаём.

И опять шагаем,

Руки к звездам поднимаем.

Пройдите в салон корабля, выберите космическое кресло. Необходимо пристегнуть ремни. Пять, четыре, три, два, один, взлет.

— Предлагаю посмотреть в иллюминатор нашего космического корабля (обратить внимание на экран, где поочередно показываются слайды)

(Всё путешествие сопровождается слайдами, по теме космос).

Воспитатель:  Ребята, что нас окружает в космическом пространстве? (звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы) 

Воспитатель: Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видим….)

- Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.

- Возьмите все круги.

- Поставьте его перед глазами. Что видим? (ничего)

- Начинайте медленно его отдалять от глаз.

- Что происходит с кругом? (Он, кажется меньше, из далека)

Вывод: Круг, кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.

- Все предметы при удалении кажутся меньше. Солнце очень большое, но оно кажется маленьким, т. к. Солнце далеко. Звезды очень большие, многие из них крупнее Солнца, но они кажутся маленькими, потому что находятся далеко.

Воспитатель: Ну вот, пролетели дальше. Ребята, что вы видите?

Дети: Звёзды.

Воспитатель: Верно, это звёзды. Ребята, в небе много звезд. Настолько много, что мы не сможем их посчитать. Лучше всего звёзды видны ночью. Днем нам мешает их разглядеть яркий солнечный свет.

А что составляет группа звезд? (созвездие)

Внимание! Внимание! Из космоса поступило тревожное сообщение – сигнал СОС. Нас зовут на помощь. Всем экипажам занять свои места в ракете. Срочно летим на Планету Звездная.

Ребята, мы выходим в открытый космос, нам нужно одеться в космический костюм (скафандр). Выходят из корабля. Воспитатель и дети обнаруживают, что здесь все созвездия перепутаны, и надо собрать карточки с созвездиями.

Игра «Созвездие»

Дети выбирают карточки с изображением определенного созвездия и рисуют его по звездам. Индивидуальная работа детей.

Воспитатель: Ребята, мы с вами близко к Солнцу не сможем подлететь, потому что это опасно. Но мы можем вспомнить всё, что мы знаем о Солнце.

Вопросы:

  • А что же такое Солнечная система? (Это солнце, вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет – астероидов и комет.)
  • Солнце — это планета или звезда? (Звезда.)
  • А какие вы планеты знаете? (Дети перечисляют.)
  • Прочитать стихотворение о планетах.

Ребенок:

Медвежонок ветчину закусил малинкой, юркий суслик утащил ножик перочинный.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Игра «Не опоздай в ракету»

( обручи, все гуляют по залу и говорят стих, после последнего слова - встать в обручи по 2 человека, кому не хватило места, тот выбывает из игры)

Слова: 

Ждут нас быстрые ракеты

 Для прогулок по планетам,

На какую захотим, на такую полетим,        

Но в игре один секрет - опоздавшим места нет!

Воспитатель: Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составим Солнечную систему:

- Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.

Солнце - мяч (10 см), тогда

  1. Меркурий - пшено
  2. Венера - рис
  3. Земля - рис
  4. Марс -горох
  5. Юпитер - ракушка
  6. Сатурн - ракушка
  7. Уран - фасоль
  8. Нептун - фасоль
  9. Плутон - горох

- Остальные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы.

- Назовите планеты гиганты? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

- Назовите планеты земного типа? (Венера, Земля, Марс)

- Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)

- Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.

Показать наглядно солнечную систему и движение планет  детям с помощью воздушных шариков. Гимнастическая палка – Солнце, привязываются девять надутых воздушных шарика, и вращение палки изображает, как двигаются планеты вокруг солнца.

Воспитатель: Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на нашу родную, любимую планету Земля. Полет прошел в дружеской атмосфере. Счастливого приземления!

 Воспитатель:

Кончен путь. Приземляйся ракета,

Перед нами - леса и поля…

Здравствуй, наша родная планета!

Здравствуй, наша родная Земля!

Дети выходят из ракеты. 

Итог: «Вот мы опять с вами оказались у нас в группе. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось?

- «Ребята, наши друзья с планеты «Звездная», прислали вам, макет солнечной системы, с которой вы можете поиграть. И я вам предлагаю в свободное от занятия время, рассмотреть планеты солнечной системы и расставить их на свои места. (Отдает детям дидактическую игру «Солнечная система» после итога занятия).

Воспитатель предлагает на макете солнечной системы собрать планеты.

Работа группой.

Список  литературы.

  1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. « Примерная основная общеобразовательная программа  «Детство» дошкольного образования», -  СПб.: Детство-Пресс, 2014г.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «В гостях у сказки»

Цель: Развивать  речь детей через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек.Задачи: Развивать у детей творчество и мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям...

Конспект организованно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Путешествие в сказку.» вторая младшая группа

Конспект организованно образовательной деятельности  по речевому развитию   Тема: «Путешествие в сказку.»  вторая младшая группа...

Конспект организованно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Путешествие в сказку.» вторая младшая группа

Конспект организованно образовательной деятельностипо речевому развитию Тема: «Путешествие в сказку.»  вторая младшая группа...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию, квест-игры «Путешествие по сказкам».

Цель:Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.Задачи:Образовательные:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам.Создавать условия для активной...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию. Тема "Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», развитие умения драматизировать фрагмент сказки....