Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи речи в ДОУ".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи в ДОУ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский
Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
АКТУАЛЬНОСТЬ 1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. 2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. 3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт. МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
ЗАДАЧИ: 1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. 3. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера. 4. Обучать детей правильному звукопроизношению. 5. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Принцип работы с мнемотаблицей 1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2.Преобразование символов в образы. 3.Пересказ при помощи символов. Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи. Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК По сугробам напрямик, Не корзина, не метла, Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная, А в руке его была А елочка нарядная!
Заучивание чистоговорок, потешек , Две лягу ш ки, две подру ж ки Пили ч ай и ели плю ш ки
Заучивание чистоговорок, потешек У мы ш ки- мы ш ата, у ко ш ки- котята, У ерша- ер ш ата. У лягу ш ки- лягу ш ата
Заучивание чистоговорок, потешек Ш ёл я, ш ёл, ме ш ок на ш ёл, А в ме ш ке том шишки, Вам привет от ми ш ки
Составление описательных рассказов
Составление описательных рассказов
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Малыш»
Мастер – класс для педагогов
«Использование мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей в ДОУ»
Воспитатель: Зинченко Е.А.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как эффективным способом развития памяти, мышления и речи дошкольников.
Задачи:
- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы; слайдовая презентация.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Ход мастер-класса:
Сегодня на нашей встрече я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». (3 слайд)
Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. (Слайд 4)
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт, воспитывает у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. (Слайд 5)
Мнемотаблица строится от простого к сложному. (Слайд 6)
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему, мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки. (Слайд 7)
Принцип работы с мнемотаблицей
1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2.Преобразование символов в образы.
3.Пересказ при помощи символов.
Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок. (Слайд 8)
Пример мнемотаблицы «Зимушка-Зима»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:
И. Гурина «Веселый снеговик»
По сугробам напрямик,
Шел веселый снеговик.
А в руке его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная
А елочка нарядная!
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично. (По ходу чтения стихотворения)
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Образец стихотворения Н. Нищева« Снегири». (Слайд 11)
– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.
Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки, прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст. И дальше предлагаю, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.
ДВЕ ЛЯГУШКИ, ДВЕ ПОДРУЖКИ
ПИЛИ ЧАЙ И ЕЛИ ПЛЮШКИ
У МЫШКИ МЫШАТА, У КОШКИ- КОТЯТА,
У ЕРША- ЕРШАТА, У ЛЯГУШКИ- ЛЯГУШАТА.
ШЕЛ Я ШЕЛ, МЕШОК НАШЕЛ, А В МЕШКЕ ТОМ ШИШКИ, ВАМ ПРИВЕТ ОТ МИШКИ.
– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?
– Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.
– На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь, на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте ….. (Слайд 15)
– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
А завершить нашу сегодняшнюю с Вами встречу я хотела бы одной притчей.
Притча «Четыре свечи»
В комнате горело четыре свечи.
Первая сказала: «Я — СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек свечи погас.
Вторая сказала: «Я — ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
«Я — ЛЮБОВЬ. У меня нет, сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего — своих близких». И через мгновение, эта свеча угасла.
Вдруг…в комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечки.
Испугавшись, он закричал:
«Что вы делаете?
Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!»
Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча произнесла:
«Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи.
Я — НАДЕЖДА!»
Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не дает погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны ребенку и взрослому для СЧАСТЬЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...
ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».
ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....
Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя для развития связной речи.
У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.Односложная речь состоит из простых предложени...
Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»
Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...
Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»
Ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;повысить профес...
Мастер-класс «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей"
Как научить дошкольника последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, и при этом сделать этот процесс увлекательным. Для решения этой задачи можно использовать технологию "Мнемот...