Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"
материал (логопедия, старшая группа) по теме
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_svyaznoy_rechi.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».
1. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: игровой.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: продолжительный.
2. Актуальность проблемы
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
3. Цель проекта:
Научит детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
4. Задачи проектной деятельности:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
- Обогащение словарного запаса.
5. Содержание проекта.
Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, на занятиях по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.
6. Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста.
7. Предполагаемый результат:
- Сформированные коммуникативные навыки общения;
- Повышения уровня мотивации к занятиям;
- Развитость графо-моторных функций.
Работа с мнемотаблицами
Игра «Отгадай»
(отгадывание мнемозагадки)
- Рассматривание мнемотаблицы.
- Подробное объяснение логопедом каждого пункта.
Солнце светит, но греет слабо. Часто идет дождь. Дует ветер. Люди надевают теплую одежду. Животные готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.
3. Отгадывание загадки детьми.
Пересказ рассказа «Осень наступила»
по опорным картинкам
1. Чтение логопедом текста «Осень» и демонстрация опорных картинок.
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под зонтиком.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
- Пересказ ребенком текста своими словами.
Составление рассказа об осени детьми.
Занятие по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Рыбы»
(обучение составлению рассказа-описания щуки)
Цели:
- Обучать составлению рассказа-описания щуки с использованием графического плана.
- Учить отбирать содержание, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки.
- Учить образовывать родственные слова к слову «рыба».
- Учить согласовывать числительные с существительными.
- Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
Игры: «Загадки золотой рыбки», Дерево родственных слов», «Рыболов»; «Копилка слов»; карточки с цифрами от 1до 5; игрушка кот; схемы для составления описательного рассказа.
Ход занятия.
Дети входят в кабинет логопеда. На столе лежат «чешуйки» с текстами загадок. Дети берут по одной «чешуйке», логопед зачитывает загадку и предлагает запомнить отгадку. Отгадавший загадку ребенок прикрепляет «чешуйку» к рыбке и садится на место.
Логопед. Дети, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Выполнение лексико-грамматических упражнений.
- Игра «Дерево родственных слов»
Логопед. В нашей реке живет непростая рыбка. Она волшебная, золотая. А на берегу реки растет дерево. Но это дерево тоже не простое. На нем растут не листья, а слова и все эти слова похожи на слово «рыба».
Есть слово маленькое, ласковое – рыбка.
Есть слово большое – рыбища.
Есть слово красивое, слово-признак – рыбный.
Есть слово-действие – рыбачить.
Есть слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много, - рыбы.
Есть слово-человек – рыбак или рыболов.
Подул вдруг ветерок и все слова – листики упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево.
Дети называют слова и прикрепляют листики на дерево.
2. Работа с мнемотаблицей на слово «рыболов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи
Пояснительная запискаВ...
ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».
ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....
Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя для развития связной речи.
У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.Односложная речь состоит из простых предложени...
ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».
ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....
Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"
Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"...
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».
Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...
Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.
Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно ...