ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
ПРОЕКТ
«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 573.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».
1. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: игровой.
По числу участников: групповой, индивидуальный.
По времени проведения: продолжительный.
2. Актуальность проблемы
Одной из основных целей работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
3. Цель проекта:
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности в чтении , восприятии стихов, загадок.
4. Задачи проектной деятельности:
- Развивать литературную речь;
-Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;
-Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
-Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;
-Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах;
-Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;
-Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
5. Содержание проекта.
Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Используются для: обогащения словарного запас; при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Предварительная работа: наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы); раздаточный материал; обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром; выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
6. Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста.
7. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. -Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используяих различные конструкции.
-Появился интерес к заучиванию стихов;
-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Работа над составлением графического плана-схемы связного рассказа
Ребенку предлагается чистый, шестиклеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Воспитатель заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В схеме используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса. Например: цвет. Дети называют цвет предмета, опираясь на нарисованные цветовые пятна;
-человек. Дошкольник объясняет, предмет используется человеком, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение;
-контур отдельных деталей предмета. Ребенок должен перечислить, например, из каких частей состоит данный предмет;
-знак вопроса внутри контура предмета. Дети называют материал, из которого сделан то или иной предмет, и, по возможности, его составные части;
-рука. Ребенок рассказывает, какие действия совершают с помощью этого предметом. Что в результате этих действий можно получить;
-форма. Дошкольник описывает геометрическую форму предмета или его части. Называет форму, которая на его взгляд больше подходит;
-знак вопроса к пустой клетке мнемотаблицы. Дети называют предмет или объект. Например: Это — барабан, это — яблоко и т.д.
Этапы работы над стихотворением:
- воспитатель выразительно читает стихотворение;
-сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает
стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
-задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную
мысль;
-выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
-читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
-ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин. Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: -мощное развитие визуального мышления;- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
8. Игры и занятия
Занятие 1.«Отгадай»
(отгадывание мнемозагадки)
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Подробное объяснение каждого пункта.
Солнце светит, но греет слабо. Часто идет дождь. Дует ветер. Люди надевают теплую одежду. Животные готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.
3. Отгадывание загадки детьми.
Занятие 2.
Пересказ рассказа «Осень наступила»
по опорным картинкам
1. Чтение текста «Осень» и демонстрация опорных картинок.
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Ноподул ветер и сорвал с ветки листочек. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под зонтиком.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
- Пересказ ребенком текста своими словами.
- Составление рассказа об осени детьми.
Планирование работы по лексической теме “Зима”
1.Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
1. Рассматривание мнемотаблицы
2. Перекодирование информации.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
2.Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог”
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
3.Отгадывание мнемозагадки.
1. Рассматривание мнемотаблицы
2. Подробное объяснение каждого пункта.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
3. Отгадывание загадки детьми.
4.Игра “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
- Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
- Есть слово длинное – снегопад.
- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
- Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
- Есть слово – цветок – подснежник.
- Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
5.Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1.Чтение текста и демонстрация опорных картинок.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
- Какое наступило время года?
- Где лежит снег?
- Какой снег?
- Какая погода на улице?
- Куда пошли дети?
- Как они оделись?
- Что делали дети на прогулке?
- Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
6.Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
- Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
- Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
- В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
- Люди зимой делают кормушки для птиц.
- Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
- Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
- Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
- В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3. Рассматривание мнемотаблицы.
4. Составление рассказа о зиме . Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Планирование работы по лексической теме “Весна” Понедельник.
1.Работа с мнемотаблицей на слово “весна”.
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
2.Заучивание стихотворения “Весна – красна”.
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
3.Отгадывание мнемозагадки.
Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне.
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
- Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
- Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
- Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
- Есть слово, когда листья падают – листопад.
- Есть слово-дерево – лиственница.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
4.Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы.
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2. Ответы на вопросы по содержанию текста:
- Что делает весной солнце?
- Как солнце весной светит и греет?
- Что делают ручьи?
- Какие изменения происходят на реках?
- Что такое проталины?
- Как называются самые первые цветы?
- Что сделали насекомые?
- Что можно сказать про вербу?
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
5.Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
1.Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений по мнемодорожкам.
- Весной солнце часто появляется на голубом небе.
- Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
- Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
- Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.
3.Рассматривание мнемотаблицы
4.Составление рассказа о весне логопедом.
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Воробей
Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.
Заключение
Практическая значимость
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Намного быстрее и качественнее заучивают стихи, загадки, обогащают свой словарный запас. Выводы: Использование приемов и методов немотехники позволяет детям старшего дошкольного возраста овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирует интерес и потребность в чтениии восприятии стихов, загадок.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование приемов мнемотехники для автоматизации звука Ль в связной речи
Пояснительная запискаВ...
Проект "Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи"
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать сре...
Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя для развития связной речи.
У детей в настоящее время наблюдается неумение согласовывать слова в предложении, скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, внимания и памяти.Односложная речь состоит из простых предложени...
ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи».
ПРОЕКТ«Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя по развитию связной речи»....
Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"
Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"...
Использование приемов мнемотехники в работе воспитателя
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет по...
ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи».
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как ...