Мастер-класс «Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи дошкольника».
методическая разработка
Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;
Задачи: Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ; дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная установка (проектор, экран); слайдовая презентация.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи дошкольника»
Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;
Задачи: Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ; - поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ; дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная установка (проектор, экран); слайдовая презентация.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги
Ожидаемый результат:
Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
-Внедрение в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Ход мастер – класса
1.Вводная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе. Тема нашего сегодняшнего мастер – класса
«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.
Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сказки, сохранения и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка -мнемотаблица.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Поэтому, на первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Его применяют в младшем возрасте
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
2.Практическая часть.
А сейчас мы переходим с вами к практической части.
Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с задание Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный лепесток».
1.Игра «Волшебный лепесток». На каждом лепестке цветка зашифрована пословица. Их необходимо расшифровать (поочередно каждая команда отрывает лепесток и отгадывает пословицу).
• Семеро одного не ждут
• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
• Не имей сто рублей, а имей 100 друзей
• Что написано пером, не вырубишь топором
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда
• Семь раз отмерь – один раз отрежь
• Любишь кататься – люби и саночки возить
2.Теперь каждая команда вытягивает по одной пословице (подхожу к ним, они вытягивают себе одну из пословиц). Вам надо зашифровать пословицу в мнемодорожку. Вы зашифровываете свою пословицу, а потом каждая команда друг у друга должна отгадать зашифрованную пословицу.
Без рук, без топоренка построена избенка.
Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает.
3.Следующее задание. Работа со сказками, угадывание сказок. Предлагаю вам узнать «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.
4.Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворения по предложенному тексту. Стихотворение одно, но каждая команда зарисовывает по- своему.
Перед нами елочка:
Шишечки, Иголочки,
Шарики, Фонарики,
Зайчики, И свечки,
Звезды, Человечки».
-Молодцы команды, справились с этим заданием. Сложно было? (ответы участников)
3.Заключительная часть
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Хочу обратить ваше внимание на то, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для обучения любого вида речи в работе с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость при ответах, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Рефлексия.
-Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на моем мастер – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мою мнемотаблицу на мольберте
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дидактический материал для совместной деятельности педагога с детьми для развития памяти: Вид деятельности Задачи1....
Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).
Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....
Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"
Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...
Мастер-класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи речи в ДОУ".
Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи в ДОУ"...
Мастер - класс для воспитателей Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. «Путешествие в страну Правильной речи».
Мастер -класс для воспитателей с использованием игровых технологий...
СТАТЬЯ "МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте преобладает зрительно - образная память. Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, ...