Мастер-класс «Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи дошкольника».
методическая разработка

Солдаткина Марина Васильевна

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;

Задачи: Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ; дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная  установка (проектор, экран); слайдовая презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи дошкольника»

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ; 

Задачи: Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ; - поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;  создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ; дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная  установка (проектор, экран); слайдовая презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги

Ожидаемый результат:

Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

-Внедрение в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Форма проведения: 

Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

Ход мастер – класса

1.Вводная часть.

    - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе. Тема нашего сегодняшнего мастер – класса

«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

      Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сказки, сохранения и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка -мнемотаблица.

Мнемоквадрат это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Поэтому, на первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Его применяют в младшем возрасте

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. 

2.Практическая часть.

А сейчас мы переходим с вами к практической части.

Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с задание Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный лепесток».

1.Игра «Волшебный лепесток». На каждом лепестке цветка зашифрована пословица. Их необходимо расшифровать (поочередно каждая команда отрывает лепесток и отгадывает пословицу).

•      Семеро одного не ждут

•      За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

•      Не имей сто рублей, а имей 100 друзей

•      Что написано пером, не вырубишь топором

•      Без труда не вынешь и рыбку из пруда

•      Семь раз отмерь – один раз отрежь

•      Любишь кататься – люби и саночки возить

2.Теперь каждая  команда вытягивает по одной пословице (подхожу к ним, они вытягивают себе одну из пословиц). Вам надо зашифровать пословицу в мнемодорожку. Вы зашифровываете свою пословицу, а потом каждая команда друг у друга должна отгадать зашифрованную пословицу.

Без рук, без топоренка построена избенка.

Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает.

3.Следующее задание. Работа со сказками, угадывание сказок. Предлагаю вам узнать «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.

  4.Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворения по предложенному тексту. Стихотворение одно, но каждая команда зарисовывает по- своему.

Перед нами елочка:       

Шишечки, Иголочки,        

Шарики, Фонарики,        

Зайчики, И свечки,        

Звезды, Человечки».         

 -Молодцы команды, справились с этим заданием. Сложно было? (ответы участников)

3.Заключительная часть

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Хочу обратить ваше внимание на то, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для обучения любого вида речи в работе с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость при ответах, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе. 

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Рефлексия.

-Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на моем мастер – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мою мнемотаблицу на мольберте

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дидактический материал для совместной деятельности педагога с детьми для развития памяти:    Вид деятельности               Задачи1....

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи речи в ДОУ".

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи в ДОУ"...

СТАТЬЯ "МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте преобладает зрительно - образная память. Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, ...