Мастер-класс «Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи дошкольника».
методическая разработка

Солдаткина Марина Васильевна

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;

Задачи: Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ; дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная  установка (проектор, экран); слайдовая презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи дошкольника»

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ; 

Задачи: Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ; - поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;  создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ; дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, мультимедийная  установка (проектор, экран); слайдовая презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги

Ожидаемый результат:

Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

-Внедрение в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Форма проведения: 

Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

Ход мастер – класса

1.Вводная часть.

    - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе. Тема нашего сегодняшнего мастер – класса

«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

      Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сказки, сохранения и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка -мнемотаблица.

Мнемоквадрат это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Поэтому, на первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Его применяют в младшем возрасте

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. 

2.Практическая часть.

А сейчас мы переходим с вами к практической части.

Педагоги делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с задание Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный лепесток».

1.Игра «Волшебный лепесток». На каждом лепестке цветка зашифрована пословица. Их необходимо расшифровать (поочередно каждая команда отрывает лепесток и отгадывает пословицу).

•      Семеро одного не ждут

•      За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

•      Не имей сто рублей, а имей 100 друзей

•      Что написано пером, не вырубишь топором

•      Без труда не вынешь и рыбку из пруда

•      Семь раз отмерь – один раз отрежь

•      Любишь кататься – люби и саночки возить

2.Теперь каждая  команда вытягивает по одной пословице (подхожу к ним, они вытягивают себе одну из пословиц). Вам надо зашифровать пословицу в мнемодорожку. Вы зашифровываете свою пословицу, а потом каждая команда друг у друга должна отгадать зашифрованную пословицу.

Без рук, без топоренка построена избенка.

Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает.

3.Следующее задание. Работа со сказками, угадывание сказок. Предлагаю вам узнать «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.

  4.Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворения по предложенному тексту. Стихотворение одно, но каждая команда зарисовывает по- своему.

Перед нами елочка:       

Шишечки, Иголочки,        

Шарики, Фонарики,        

Зайчики, И свечки,        

Звезды, Человечки».         

 -Молодцы команды, справились с этим заданием. Сложно было? (ответы участников)

3.Заключительная часть

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Хочу обратить ваше внимание на то, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для обучения любого вида речи в работе с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость при ответах, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе. 

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Рефлексия.

-Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на моем мастер – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мою мнемотаблицу на мольберте

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дидактический материал для совместной деятельности педагога с детьми для развития памяти:    Вид деятельности               Задачи1....

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи речи в ДОУ".

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи в ДОУ"...

СТАТЬЯ "МНЕМОТЕХНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте преобладает зрительно - образная память. Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, ...

Мастер класс: Кубик Блума как прием педагогической технологии для развития речи дошкольников.

Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников, является технология развития критического мышления. Приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-орие...