Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сергеева Зоя Алексеевна

В ходе данного занятия дошкольники формируют умение составлять рассказы о семье, о трудовых обязанностях, совершенствуем диалогическую речь детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya_.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Фамилия, имя, отчество автора: Сергеева Зоя Алексеевна

Занимаемая должность: воспитатель.

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 13 «Теремок» г. Новочебоксарск Чувашская Республика

Предмет: речевое развитие.

Тема: «Моя семья»

Продолжительность: 1 занятие (20 минут)

Группа: средняя группа

Технологии: аудиозапись «Детская песня о семье» (Лариса Григорьева), мультимедийная презентация «Загадки о семье»

Аннотация: в ходе данного занятия дошкольники формируют умение составлять рассказы о семье, о трудовых обязанностях, совершенствуем диалогическую речь детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности.

Конспект занятия

по речевому развитию в средней группе

«Моя семья»

Цель: формировать умение детей составлять рассказы о семье и трудовых обязанностях всех их членов.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей составлять рассказы с использованием раздаточного дидактического материала;
  • совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, понятные для слушателей, отвечать на вопросы, задавать их
  • пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении
  • упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивающие:

  • способствовать развитию любознательности.

Воспитательные:

  • воспитание у детей любви к своей семье, к людям, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Предварительная работа: беседа с детьми: «Я – и моя семья!», загадывание загадок о семье, чтение и заучивание стихов, рассматривание семейных фотографий, сюжетно – ролевая игра «Моя семья».

Материалы: кукла Незнайка, мяч, мультимедийная презентация «Загадки о семье»; фон с изображением квартиры, изображения, условно изображающие членов семьи на каждого ребенка; игра с прищепками, карточки с изображением трудовых действий по 2 штуки на каждого ребенка.

Организационный момент:

Звучит песня о семье. Стук в дверь. Воспитатель идет и открывает дверь. Появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Дети: да, Незнайка.

Незнайка: Я только что проходил мимо вашего детского сада и услышал такую прекрасную песню, и не удержался, решил заглянуть к вам в гости. Вы не расскажете, о чем была эта песня?

Воспитатель: ребята, кто расскажет, о чем говорилось в песне?

Дети: о семье.

Незнайка: а что такое семья? (ответы детей) 

Воспитатель: правильно ребята сказали. Семья – это люди, которые живут вместе, любят друг друга, ухаживают, помогают друг другу. Семья – это мир, где царит любовь и дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у человека.

Только знай, Незнайка, семьи бывают разные. Бывает маленькая семья – мама и ребенок, а бывает семья большая, где есть мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры. Незнайка, а у тебя есть семья?

Незнайка: а у меня никого нет. Но мне все очень хочется побольше узнать, что такое семья. Ребята, вы мне расскажете?

Дети: да.

Воспитатель: тогда я предлагаю вам вместе с Незнайкой отгадать загадки, проходите на стульчики, садитесь поудобнее. Будьте внимательны!

Дети садятся возле проектора и отгадывают загадки

  1. Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша… (мама)

  1. Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой,

Строит, трудится наш… (папа)

  1. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (бабушка)

  1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый… (дед) 

  1. Кто любим и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка –

Моя старшая…(сестренка)

  1. Я у мамы не один,

У нее ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший… (брат)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! А сейчас ребята, мне хотелось бы, чтобы вы рассказали Незнайке о своих семьях.

Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру: «Кто живет у нас в квартире?

Пальчиковая гимнастика: «Кто живет у на с в квартире?»

Раз, два, три, четыре. (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (повороты в сторону с пожиманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)

Всех могу пересчитать (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол – и Я!

Вот и вся моя семья! (поочередное загибание пальцев на руке)

Игра на липучках: «Составь семью»

Воспитатель: теперь я приглашаю вас пройти за столы и составить из карточек вашу семью, которая живет в вашей квартире. Расскажите, как зовут ваших родных.

Рассказ воспитателя о своей семье: «Я живу с мамой Валей, папой Лешей. У меня есть брат Коля. С нами в нашей квартире живут мои бабушка Акулина и дедушка Степан. Наша семья большая и дружная, мы очень любим друг друга!

Воспитатель: а теперь каждый составьте свою семью, назовите, кто проживают вместе с вами, назовите ваших родных по имени.

Дети подбирают изображения, условно обозначающие членов семьи и рассказывают, кто с ними живут в квартире, называют членов семьи.

Дети: рассказы детей.

Игра с мячом: «Скажи ласково»

Воспитатель: Молодцы, все справились. В семье друг друга все называют ласково, нежно, потому что любят друг друга. Давайте мы с вами поиграем. Я приглашаю всех встать в круг. Мы с Незнайкой хотели бы услышать от вас, как вы обращаетесь друг к другу, какие ласковые слова звучат в вашем доме.

Воспитатель: Как можно ласково назвать маму?

Дети передают друг другу мяч, при помощи воспитателя образовывают слова

Мама – мамочка, мамулечка, маменька…

Папа – папочка, папулечка, папенька…

Дед – дедуля, дедушка…

Бабушка – бабулечка…

Сестра – сестренка, сестричка…

Брат – братишка, братик…

Внук – внучок….

Внучка – внученька….

Незнайка: какие вы все молодцы, вы столько ласковых слов знаете. Я тоже очень постараюсь их запомнить.

Физкультминутка: «Семейная зарядка»

Воспитатель: а сейчас я приглашаю вас на семейную зарядку. Встаньте ребята в круг и приготовились!

Осенью, весной,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку!

Мама руки поднимает

Папа бодро приседает.

Повороты вправо, влево

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

(выполняют соответствующие движения по тексту)

Игра с прищепками: «Кто чем занимается?»

Воспитатель: Незнайка, в наших семьях у всех есть свои обязанности. Мы хотим тебе рассказать, кто чем дома занимается, какие обязанности есть у каждого члена семьи.

 (Воспитатель раздает детям по две карточки с изображениями трудовых действий для каждого члена семьи, которые выполняют, ту или иную обязанность. Побуждаем отвечать детей полным предложением.)

Воспитатель: ребята, обратите внимание на картину, кто здесь изображены? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, здесь изображена семья, и я предлагаю вам рассмотреть ваши карточки и рассказать Незнайке, кто чем занимается дома.

Дети: ответы детей (мама покупает продукты, моет посуду, папа чинит стул, ходит на рыбалку, бабушка печет пироги, стирает одежду, дедушка читает книгу, водит машину, сестра поливает цветы, ходит на гимнастику, брат играет в хоккей, играет в мяч…)

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: молодцы ребята, все справились.  Видишь Незнайка, сколько дел у нас в семье! Все ли увиденное было тебе интересно, понравилось ли тебе у нас в гостях?

Незнайка:  я очень рад, что побывал у вас в гостях.  На прощание я пожелаю вашим семьям мир, дружбу, уважение и любовь друг другу.

Воспитатель: дети, чем мы сегодня занимались, о чем говорили? (ответы детей)

Что понравилось больше всего? (ответы детей)

Интернет ресурсы:

Загадки о семье: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-semyu/

Физкультминутки: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-fizkultminutok-na-temu-semja.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД «Речевое развитие» В средней группе «Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» в обработке М. Булатова.

Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- Познакомить детей с новой русской народной сказкой в обработке М. Булатова «Лисичка-сестричка и серый волк».- Учить детей, понятно для слушат...

Конспект по речевому развитию в средней группе. «Спит под елкой колобок, колобок – колючий бок».

Программное содержание :Способствовать  в умении подбирать слова-определения и слова – действия к слову «ежик», сравнительные обороты, договаривать начатые фразы. Формирова...

ООД Конспект по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»

Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.Задачи:Обучающая: показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать...

конспект по речевому развитию "Гнездо" (средняя группа)

к плану конспекту прилогается слайдовая презентация и аудио записи...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Моя семья»

Цель: формирование представлений о семье и родственных отношениях.Задачи:Уточнить представления детей о понятии «семья»Обогащать словарный запас детей словами: семья, родственники, родные,...