ООД Конспект по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.
Задачи:
Обучающая: показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;
Развивающая: создать условия для развития внимания, мышления. Развиватьумение пользоваться речью для выражения своих мыслей.
Воспитательная: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oodkonspekt_razvitie_rechi_zh.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №4 "Солнышко" Зеленодольского муниципального района РТ"
Конспект по речевому развитию в средней группе
«Звуковая культура речи — звук [ж]»
Выполнила: Грачева К.А.
Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».
Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.
Задачи:
Обучающая: показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;
Развивающая: создать условия для развития внимания, мышления. Развиватьумение пользоваться речью для выражения своих мыслей.
Воспитательная: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Материал и оборудование: аудиозапись «Звуки леса», искусственные деревья, ёлка, сосновые и еловые шишки, коробка с игрушкой-жуком; предметные картинки: большие и маленькие жуки, шапочки с изображением больших и маленьких жуков; игрушки: ежиха, ежата; листочки с картинками в названиях которых есть звук «ж», фишки «звёздочки».
Ход образовательной деятельности.
(Педагог с детьми сидят на ковре.)
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)
Хотите сегодня отправимся в путешествие? Только мы не поедим, а полетим. На чём можно летать?
Дети: (На самолёте, вертолёте, на воздушном шаре.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наш ковёр необычный… Это ковёр-самолёт. И мы можем отправиться на нём в путешествие. Хотите проверить? Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза. (Звучит музыка.)
Мы несёмся над горами
Над полями и морями.
Мы быстрее ветра мчимся,
Где же с вами приземлимся?
(Пока у детей закрыты глаза, воспитатель (или помощник) расставляет искусственные деревья вокруг ковра, раскладывает сосновые и еловые шишки.)
Дети открывают глаза, замечают деревья. Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель: Дети, где мы оказались?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А вы знаете что такое лес?
Дети: Лес – это место, где растут деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы. Это дом для животных, птиц, насекомых.
Воспитатель:Дети, а вы слышите песенку листочков? А какая она?
Дети: Ш-ш-ш.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какая-то коробочка. Как вы думаете, что внутри? (Ответы детей.)
Послушайте загадку: Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу.
Букву ж всегда твержу.
Знаю твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Дети. Жук.
(Воспитатель достаёт из коробки жука.)
Воспитатель: А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.)Давайте научим его петь. Как жужжит жук?
Дети: Ж-ж-ж.
Воспитатель: Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).
Воспитатель: Песенка жука поётся так же, как песенка листочков ш-ш-ш, но только звонко, с голосом.
Песню ж поёт даже горлышко. Хотите проверить, поёт ли горлышко? (да)
Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж (хором).
Воспитатель: Что вы слышите? Песня поётся в горлышке? А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню листочков.
Дети: Ш-ш-ш.
Воспитатель: Поёт горло?
Дети: Нет, не поёт.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука? Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его к верху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим.
Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь: ж-ж-ж.
А сейчас давайте вместе со мной попробуем. (Дети повторяют хором.)
Воспитатель: Слышите, наш жучок тоже запел.
Посмотрите, жучок так звонко жужжал, что к нему прилетели друзья-жуки: большие и маленькие.
«Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.
(Дети повторяют с начало хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)
А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.
(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?
Дети:Да.
Воспитатель: Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими?
(Дети выбирают жуков.)
Воспитатель: По моей команде «Большие жуки», к ёлке подлетают большие жуки, и громко жужжат.
А по команде «маленькие жуки», подлетают маленькие жуки и тихо жужжат.
(Игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель. Вам понравилось играть с жуками? (Да) Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)
(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (в травку).)
Воспитатель: А сейчас приглашаю вас на прогулку по нашему маленькому лесу (дети подходят к поваленной ёлке.)
Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну историю, которая произошла в лесу: «Однажды был сиьный ветер и повалил ёлку. К поваленной ёлке прибежала… (показать игрушечную ежиху). Кто ребята?
Дети: Ежиха.
(Если дети произносят слова «ёж», поправляю неточность: «Я сказала: прибежала, а ёж – прибежал. Прибежала… - «ежиха».)
Воспитатель: Она прибежала со своими…
Дети: Детёнышами, ежатами.
Воспитатель: Ежата решили спрятаться от мамы: один спрятался между ветками, а другой – под ёлкой. Ходит мама, ищет своих детёнышей: «Где же мои ежата? Около ёлки нет, за ёлкой нет.
Воспитатель: Дети, давайте позовём ежат, поможем ежихе.
Дети: Ежата, ежата.
Воспитатель:Вот и нашлись.
А теперь давайте вместе со мной – отчётливо повторим.
Жа-жа-жа,
Жу-жу-жу –
Едем в гости к ежу.
Жу-жу-жу,
Жа-жа-жа –
Повстречали мы ежа.
Воспитатель: Жжук, жужжит. Какой звук я выделяю голосом?
Дети. Ж-ж-ж.
Воспитатель: Песня жука, живёт в одних словах и не живёт в других.
Посмотрите, на полянке лежит много листочков. Ребята, почему листочки оказались на земле? (Был сильный ветер.) Возьмите себе по листочку.
(Предлагаю детям сесть на полянке и перевернуть листочки; рассмотреть картинки с обратной стороны и про себя назвать свои картинки.)
Воспитатель: А теперь догадайтесь, в названии какой картинки спряталась песня жука – ж-ж-ж. Как только найдёте картинку, сразу же ставьте на неё фишку (звёздочку).
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: В названии каких картинок живёт песенка жука ж-ж-ж.
(Ответы детей, чёткое произношение.)
Воспитатель: А теперь ребята послушайте стихотворение:
«Есть иголки у ежа,
Клюв и крылья у чижа.
Молоко дадим ежу,
Крошки вкусные – чижу».
Воспитатель: Давайте повторим его все вместе:
Воспитатель: У кого есть иголки?
Дети: У е…жа.
Воспитатель: У кого есть клюв и крылья?
Дети: У чи…жа?
Воспитатель: Кому дадим молока?
Дети: Е…жу.
Воспитатель: Кому дадим вкусных крошек?
Дети: Чи…жу.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
Дети, где мы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кому мы помогли?
Дети. Жуку, ежихе.
Воспитатель: Чем мы помогли?
Дети: Научили жучка петь (жужжать, его нашли друзья.
Помогли ежихе найти ежат.
Воспитатель: Как вы думаете, почему сумели им помочь?
(Ответы детей. Если дети затрудняются, то помочь.)
Воспитатель:Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.
А теперь прошу всех встать на ковёр-самолёт, закрывайте глаза, мы возвращаемся в детский сад.
(Звучит музыка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»
Данный конспект предназначен для воспитателей...
Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»
Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: формирование ...
ННОД по речевому развитию в средней группе "Звуковая культура речи. Звуки [л]-[л’]"
Цель данного ННОД - создать условия для развития фонематического слуха,связанной речи, эстетических чувств, проявления эмоций....
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»...
Конспект организации и проведения ОД: ОО «Речевое развитие» в средней группе «Звуковая культура речи: звуки л, ль»
Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие, способствовать умению определять слова со звуками л, ль.Зада...
Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе " Звуковая культура речи: звук ж"
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Упражняем детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в зву...