ООД Конспект по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Грачева Кристина Александровна

Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.

Задачи:

Обучающая: показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;

Развивающая: создать условия для развития внимания, мышления. Развиватьумение пользоваться речью для выражения своих мыслей.

Воспитательная: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oodkonspekt_razvitie_rechi_zh.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №4 "Солнышко" Зеленодольского муниципального района РТ"

Конспект по речевому развитию в средней группе

«Звуковая культура речи — звук [ж]»

Выполнила: Грачева К.А.

Тема«Звуковая культура речи – звук Ж».

Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.

Задачи:

Обучающая: показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;

Развивающая: создать условия для развития внимания, мышления. Развиватьумение пользоваться речью для выражения своих мыслей.

Воспитательная: воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Материал и оборудование: аудиозапись «Звуки леса», искусственные деревья, ёлка, сосновые и еловые шишки, коробка с игрушкой-жуком; предметные картинки: большие и маленькие жуки, шапочки с изображением больших и маленьких жуков; игрушки: ежиха, ежата; листочки с картинками в названиях которых есть звук «ж», фишки «звёздочки».

Ход образовательной деятельности.

(Педагог с детьми сидят на ковре.)

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

Хотите сегодня отправимся в путешествие? Только мы не поедим, а полетим. На чём можно летать?

Дети: (На самолёте, вертолёте, на воздушном шаре.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наш ковёр необычный… Это ковёр-самолёт. И мы можем отправиться на нём в путешествие. Хотите проверить? Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза. (Звучит музыка.)

Мы несёмся над горами

Над полями и морями.

Мы быстрее ветра мчимся,

Где же с вами приземлимся?

(Пока у детей закрыты глаза, воспитатель (или помощник) расставляет искусственные деревья вокруг ковра, раскладывает сосновые и еловые шишки.)

Дети открывают глаза, замечают деревья. Звучит аудиозапись «Звуки леса».

Воспитатель: Дети, где мы оказались?

Дети:  В лесу.

Воспитатель: А вы знаете что такое лес?

Дети: Лес – это место, где растут деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы. Это дом для животных, птиц, насекомых.

Воспитатель:Дети, а вы слышите песенку листочков? А какая она?

Дети: Ш-ш-ш.

Воспитатель: Ребята, смотрите, какая-то коробочка. Как вы думаете, что внутри? (Ответы детей.)

Послушайте загадку: Жу-жу, жу-жу.

Я на ветке сижу.

Букву ж всегда твержу.

Знаю твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Дети. Жук.

(Воспитатель достаёт из коробки жука.)

Воспитатель: А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.)Давайте научим его петь. Как жужжит жук?

Дети: Ж-ж-ж.

Воспитатель: Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).

Воспитатель: Песенка жука поётся так же, как песенка листочков ш-ш-ш, но только звонко, с голосом.

Песню ж поёт даже горлышко. Хотите проверить, поёт ли горлышко? (да)

Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж (хором).

Воспитатель: Что вы слышите? Песня поётся в горлышке? А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню листочков.

Дети: Ш-ш-ш.

Воспитатель: Поёт горло?

Дети: Нет, не поёт.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука? Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его к верху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим.

Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь: ж-ж-ж.

А сейчас давайте вместе со мной попробуем. (Дети повторяют хором.)

Воспитатель: Слышите, наш жучок тоже запел.

Посмотрите, жучок так звонко жужжал, что к нему прилетели друзья-жуки: большие и маленькие.

«Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.

(Дети повторяют с начало хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)

А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.

(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?

Дети:Да.

Воспитатель: Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими?

(Дети выбирают жуков.)

Воспитатель: По моей команде «Большие жуки», к ёлке подлетают большие жуки, и громко жужжат.

А по команде «маленькие жуки», подлетают маленькие жуки и тихо жужжат.

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель. Вам понравилось играть с жуками? (Да) Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)

(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (в травку).)

Воспитатель: А сейчас приглашаю вас на прогулку по нашему маленькому лесу (дети подходят к поваленной ёлке.)

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну историю, которая произошла в лесу: «Однажды был сиьный ветер и повалил ёлку. К поваленной ёлке прибежала… (показать игрушечную ежиху). Кто ребята?

Дети: Ежиха.

(Если дети произносят слова «ёж», поправляю неточность: «Я сказала: прибежала, а ёж – прибежал. Прибежала… - «ежиха».)

Воспитатель: Она прибежала со своими…

Дети: Детёнышами, ежатами.

Воспитатель: Ежата решили спрятаться от мамы: один спрятался между ветками, а другой – под ёлкой. Ходит мама, ищет своих детёнышей: «Где же мои ежата? Около ёлки нет, за ёлкой нет.

Воспитатель: Дети, давайте позовём ежат, поможем ежихе.

Дети: Ежата, ежата.

Воспитатель:Вот и нашлись.

А теперь давайте вместе со мной – отчётливо повторим.

Жа-жа-жа,

Жу-жу-жу –

Едем в гости к ежу.

Жу-жу-жу,

Жа-жа-жа –

Повстречали мы ежа.

Воспитатель: Жжук, жужжит. Какой звук я выделяю голосом?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель: Песня жука, живёт в одних словах и не живёт в других.

Посмотрите, на полянке лежит много листочков. Ребята, почему листочки оказались на земле? (Был сильный ветер.) Возьмите себе по листочку.

(Предлагаю детям сесть на полянке и перевернуть листочки; рассмотреть картинки с обратной стороны и про себя назвать свои картинки.)

Воспитатель: А теперь догадайтесь, в названии какой картинки спряталась песня жука – ж-ж-ж. Как только найдёте картинку, сразу же ставьте на неё фишку (звёздочку).

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: В названии каких картинок живёт песенка жука ж-ж-ж.

(Ответы детей, чёткое произношение.)

Воспитатель: А теперь ребята послушайте стихотворение:

«Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у чижа.

Молоко дадим ежу,

Крошки вкусные – чижу».

Воспитатель: Давайте повторим его все вместе:

Воспитатель: У кого есть иголки?

Дети: У е…жа.

Воспитатель: У кого есть клюв и крылья?

Дети: У чи…жа?

Воспитатель: Кому дадим молока?

Дети: Е…жу.

Воспитатель: Кому дадим вкусных крошек?

Дети: Чи…жу.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.

Дети, где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Кому мы помогли?

Дети. Жуку, ежихе.

Воспитатель: Чем мы помогли?

Дети: Научили жучка петь (жужжать, его нашли друзья.

Помогли ежихе найти ежат.

Воспитатель: Как вы думаете, почему сумели им помочь?

(Ответы детей. Если дети затрудняются, то помочь.)

Воспитатель:Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.

А теперь прошу всех встать на ковёр-самолёт, закрывайте глаза, мы возвращаемся в детский сад.

(Звучит музыка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»

Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: формирование ...

ННОД по речевому развитию в средней группе "Звуковая культура речи. Звуки [л]-[л’]"

Цель данного ННОД - создать условия для развития фонематического слуха,связанной речи, эстетических чувств, проявления эмоций....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»...

Конспект организации и проведения ОД: ОО «Речевое развитие» в средней группе «Звуковая культура речи: звуки л, ль»

Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие, способствовать умению определять слова со звуками л, ль.Зада...

Методическая разработка по реализации образовательной области речевое развитие в средней группе " Звуковая культура речи: звук ж"

Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Упражняем детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в зву...