Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе комбинированной направленности 5-6 лет "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В данном конспекте представлены возможные приемы развития речи старших дошкольников по сказкам А. С Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_pushkinu_starshaya_gruppa.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 комбинированного вида»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию в группе комбинированной направленности (5-6 лет)
Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Занятие провела:
Воспитатель: Морозова Ю.С.
Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
Цель:
- закреплять знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок.
Обучающие задачи:
- продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказок, двигаться в соответствие с текстом.
Развивающие задачи:
- формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;
- развивать коммуникативные способности, воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность движений;
: Воспитательные задачи
- воспитывать выдержу, уважительное, доброжелательное отношение к сверстникам, формировать умение играть сообща.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: знакомство с писателем: краткая биография, рассматривание портрета. Оформление книжной выставки «Книги А.С. Пушкина». Знакомство со сказками: чтение сказок, рассказывание, объяснение непонятных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, игра «Расскажи сказку по картинкам», совместный конкурс для родителей и детей «Наш Пушкин» (рисунки, поделки), работа в группе: пластилинография «Золотая рыбка», коллективная работа «Царевна-Лебедь», слушание мини-лекций для дошкольников о жизни и творчестве А.С. Пушкина, посещение краеведческого музея.
Оборудование: зеркала для девочек, накидки для мальчиков, «лошадки» для мальчиков, петушок, красивый мешочек, сладкие призы, музыкальное оформление конкурсов (запись)
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети входят под музыку
Воспитатель в образе Кота Ученого.
Воспитатель. Говорят, коты и кошки
Любят греться на окошке,
Любят сливки, угощенье,
Но не любят приключенья.
Я – совсем наоборот,
Я не зря Ученый Кот!
Обойдусь без молока
И творожного сырка.
Но скажу без самомненья –
Обожаю приключенья!
Про меня молва идет:
Мол, не зря учился Кот!
Я в душе авантюрист,
Но – подчеркиваю! – лично
Я учился на «отлично»!
И поэтому- то вот
Я – вполне Ученый кот
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Узнали меня? Я же Кот Ученый, помните: «Идет налево – песнь заводит, направо – сказки говорит…». Это про меня. Я про все- все на свете знаю. А еще я очень вежливый кот и знаю, что вы тоже вежливые ребята, давайте со всеми поздороваемся. А еще я знаю, что вы как и я любите приключения и путешествия. Поэтому я предлагаю вместе отправиться в волшебное путешествие, по сказкам А.С. Пушкина. Но сначала нужно вспомнить, какие сказки написал А.С. Пушкин.
Какие сказки Пушкина вы знаете?
Дети. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Всего пять сказок.)
Воспитатель. Предлагаю вам отправиться со мной в путешествие по сказкам. Возьмемся за руки и скажем волшебные слова:
Мы своим чередом
Идем за ученым котом.
В гости к Пушкину придем,
Много сказок там найдем.
Воспитатель. Вот мы и попали в первую сказку. Для того, чтобы узнать в какой сказке мы оказались, нужно внимательно послушать загадку и разгадать ее.
Жадность и гордыня
Бабку подвели
И к корыту старому
Бабку привели.
Дети. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, сколько раз старик закидывал невод в море прежде, чем выловил золотую рыбку?
Дети. Три раза
Воспитатель. Что просила бабка у золотой рыбки?
Дети. Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем изобразить золотую рыбку.
Логоритмическая игра «Золотая рыбка» по стихотворению.
Золотая рыбка чешуей сверкает
Ах-ах-ах! Ах-ах-ах!
(дети ритмично похлопывают по телу вниз)
Хвост как из вуали нежно распускает –
Так-так-так, так-так-так.
(ритмично покачивают руками за спиной, изображая хвост)
Машет плавниками, еле шевелит,
Не спит. Не спит. Не спит.
(вытягивают руки по бокам, ритмично шевеля).
В водорослях спрятаться поскорей спешит.
Спешит. Спешит. Спешит.
(Поднимают руки вверх, ритмично покачивают ими).
Воспитатель. Вспомните, как изменилось море от первой просьбы старика к последней.
Дети. Слегка разыгралось, помутилось, неспокойно, почернело, черная буря.
Воспитатель. Давайте покажем, как изменялось море.
(дети берутся за руки, делают движения от спокойных до более резких, изображая как меняется море).
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. А чтобы попасть в другую сказку нужно разгадать загадку, слушайте внимательно:
Повстречался сын с отцом,
Выстроил для белки дом,
В лебедь белую влюбился,
На красавице женился.
Дети. «Сказка о царе Салтане…»
Воспитатель. Ребята, какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь?
Дети. Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками, тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Воспитатель. Кто охранял славный город Гвидона?
Дети. Тридцать три богатыря
Воспитатель. Мальчики, давайте покажем, как из моря выходят богатыри.
(от корточек до полного роста)
(Мальчики надевают накидки, изображают богатырей).
Воспитатель. Ребята, а как звали трех девиц-вредителей, из-за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном?
Дети. Повариха, ткачиха, баба-Бабариха
Воспитатель. Вспомните, кого превращался князь Гвидон, когда на корабле пытался добраться до царя Салтана.
Дети. В комара, в муху, в шмеля
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Ловишки» а «ловишками» будут три девочки – ткачиха, повариха и баба-Бабариха. Остальные дети будут изображать комаров, мух, шмелей, которые «улетают» от «ловишек», изображая насекомых и издавая соответствующие звуки.
Игра проводится под музыку
Воспитатель. Чтобы оказаться в третьей сказке, нужно снова разгадать загадку:
Странное зеркальце
В сказке той было,
С царицей недоброй
Оно говорило.
Дети. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Воспитатель. Как звали жениха царевны?
Дети. Королевич Елисей
Воспитатель: К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты?
Дети: к солнцу, к месяцу, к ветру
Воспитатель: Мальчики, давайте «оседлаем коней» и в роли королевича Елисея отправимся искать царевну.
(мальчики имитируют езду на лошадях под слова сказки)
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет…
Воспитатель. Кто приказал увести царевну в глушь лесную?
Дети. Царица
Воспитатель. Почему?
Дети. Зеркало сказало, что царевна милее, румяней и белее
Воспитатель. Девочки, я раздам вам по волшебному зеркалу. А вам нужно будет изобразить гордую, своенравную царицу, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним.
- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Воспитатель. Покажите, как радовалась царица, когда зеркальце подтверждало ее красоту:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Воспитатель. Хорошо, молодцы! Постарались!
Воспитатель. Нам нужно переместиться в следующую сказку, слушайте загадку:
Петушок царю помог,
Слово царь сдержать не смог,
Вот поэтому и умер –
В темя клюнул петушок.
Дети. «Сказка о золотом петушке».
Воспитатель. Кто подарил петушка царю?
Дети. Мудрец
Воспитатель. О чем предупреждал петушок царя?
Дети. Петушок предупреждал царя и войско об опасности
Воспитатель. Изобразите, как кричал петушок, предупреждая царя об опасности.
Дети. - Кири-ку-ку
Царствуй, лежа на боку!
Воспитатель. Нас ждет другая сказка, угадайте, что это за сказка:
В сказке поп и попадья,
Даже черти в море.
С ними за оброк Балда
С зайцем вместе спорит.
Дети. «Сказка о попе и работнике его Балде»
Воспитатель. Каких трех работников заменил Балда?
Дети. Повара, плотника, конюха
Воспитатель. Какую плату назначил Балда попу за работу?
Дети. Три щелчка в лоб
Воспитатель. С кем Балда соревновался, чтобы забрать оброк?
Дети. С бесом и бесенком
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее обежит море» (как Балда и Бес).
Выбрать двоих детей, предложить обежать море, - кто быстрее сядет на стульчик, - тот и победил.
Игра проводится под музыку.
Воспитатель. Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель. В заключение нашего путешествия давайте вспомним, в каких сказках А.С. Пушкина мы побывали, а сделаем мы это необычным способом: поиграем в игру «Вокруг себя обернись и в какого-нибудь героя из сказки превратись»
«Вокруг себя обернись и в золотую рыбку превратись»
«Вокруг себя обернись и в старика превратись»
(это персонажи «Сказки о рыбаке и рыке»)
«Вокруг себя обернись и в белочку превратись»
«Вокруг себя обернись и в комара превратись»
(это персонажи «Сказки о царе Салтане…)
«Вокруг себя обернись и в злую царевну превратись»
«Вокруг себя обернись и в собачку превратись»
(это персонаж «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)
«Вокруг себя обернись и в петушка превратись»
(это персонаж «Сказки о золотом петушке»)
«Вокруг себя обернись и в зайца превратись»
(это персонаж «Сказки о попе и его работнике Балде»)
Воспитатель. Молодцы, вспомнили все сказки А.С. Пушкина.
А наше путешествие подошло к концу, нам нужно вернуться в детский сад, давайте возьмемся за руки и произнесем волшебные слова, повторяйте за мной:
Мы своим чередом
Идем за ученым котом.
В детский сад придем,
Много подарков там найдем.
Воспитатель. А где же подарки? Ребята посмотрите внимательно вокруг, герой одной из сказок А.С. Пушкина (петушок) оказался в нашем детском саду и хочет угостить вас конфетами.
Воспитатель. Спасибо, мне очень понравилось с вами путешествовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности 3-4 года. Рассказывание сказки «Лиса и заяц» на фланелеграфе
Рассказывание сказки «Лиса и заяц» на фланелеграфе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего возраста Тема: Показ сказки «Курочка ряба»
Цель: Формировать у детей умение слушать сказку, прививать интерес к устному народному творчеству. Задачи:Познакомить детей с русской народной сказкой «Курочка Ряба».Форми...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Парашютисты"
Показать как пользоваться срезом картофеля для нанесения изображения;Способствовать развитию образного мышления, воображения, через использование нетрадиционного способа рисования;Продолжить освоение ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи) раннего возраста (2 – 3 года) «Дикие животные. Зайчик беленький»
Конспект актуален как для раннего возраста, так и для младшего дошкольного возраста с ЗПР....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Викторина по сказкам А.С. Пушкина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей и игровой ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитие в группе компенсирующей направленности (умственная отсталость, разновозрастная группа)
quot;Какая бывает обувь?"Закрепляем обобщающее понятие обувь, через загадки и игры....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Образовательная область: художественно эстетическое воспитание (аппликация)
Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на...