Игровой макет в речевом развитии дошкольников
консультация по развитию речи
Консультация для педагогов на тему«Игровой макет в речевом развитии дошкольников»
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_i_razvitie_rechir.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование - городской округ
город Рязань Рязанской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 55»
ИНН 6231043524 ОГРН1026201271799
390000, город Рязань, тел/факс (4912)25-39-73
ул. Павлова, д. 42 а e-mail: mdou.ds55@yandex.ru
сайт http://s1.obr-rzn.ru/dou55
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: ««Игровой макет в речевом развитии дошкольников»»
Подготовила:
воспитатель
Кутанина О.В.
Рязань, 2021 год
«Игровой макет в речевом развитии дошкольников»
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности дошкольников различных возрастов имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Требования к макету:
Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко. Перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
Независимо от вида макета – напольный, настольный, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении.
Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Этапы работы по созданию макета
Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.
1 этап – предварительная работа – включает в себя:
Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);
Подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.
Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).
Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями.
Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Поэтому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игровых макетов в речевом развитии дошкольников.
Макеты - это один из любимых видов деятельности дошкольников, именно в работе с макетами максимально развиваются их способности, в том числе и речевые.
Учитывая разнообразие игр, упражнений, различных заданий воспитатель может использовать в работе макеты для речевого развития,в которых каждый ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы;
-реализовывать свои возможности;
-создавать игровой сюжет и реализовать его;
-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия помогают игры с макетами, они востребованы дошкольниками и способствуют всестороннему развитию ребёнка.
Макет - это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщённый) маркер игрового пространства.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
1. Макеты-модели
Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор, добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события.
2. Макеты-карты
- Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки).
Макет может быть:
* Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы); *Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
* Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
* Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина).
Любая разновидность макета - это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.
Макеты учат общению, у детей развивается умение сочинять, повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.
Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
Все это предусматривают задачи, которые вы видите на данном слайде.
Цель:
Создание условий по развитию речи на макетной основе.
Задачи:
Развитие монологической и связной речи.
Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
Развитие общей и мелкой моторики рук.
Развитие коммуникативных навыков.
Активизация лексического словаря.
Формирование навыков сочинительства.
Формирование творческих способностей.
Воспитание доброжелательности.
Умения работать в коллективе.
Для развития связной речи я использую тематические макеты: «В деревне», «Лес», «Арктика», «Пустыня», и др.
Дети дополняют эти макеты подходящими игрушками и предметами по теме, которые находят в группе, дома, в природе.
Во время создания макета, дети манипулируют игрушками, объясняют свой выбор речевыми словосочетаниями или предложениями, куда поставить данный объект.
Детям даем игровые задания: «Создай макет улицы и придумай рассказ», «Создай макет леса и расскажи о его обитателях», «Создай макет дороги и расскажи о правилах поведения на ней».
Для развития памяти, мышления я использую наглядно-демонстрационный макет, который помогает детям с легкостью запоминать строчки стихов и их последовательность. Так как, манипулируя игрушками (предметами, переставляя их, ребенок запоминает действия в сочетании со строчками стихов.
Например: Ребенок берет игрушку, выполняет с ней действия-движения, и в это время проговаривает слова стихотворения.
«Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет…»
Для развития мелкой моторики рук я использую макетирование, которое дополняется не готовыми игрушками, а игрушками, сделанными своими руками (природный и бросовый материал, пластилин и гипс): рыбки из камушков, зверушки из шишек, капсул, человечки из гипса и т. д.
Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.
Дети с удовольствием играют с изготовленными ими игрушками, придумывают загадки, сочиняют сценки-миниатюры. Декорируют по своему вкусу макет.
Для развития коммуникативных навыков я использую подиумные макеты и настольные макеты, где дети учатся общению друг с другом и взрослыми. «Театр», «Дорога», «Магазин», «Детский сад», «Школа».
Проговариваем жизненные ситуации. Дети учатся находить выходы и решения из этих ситуаций. Так же обучаются манерам поведения в общественных местах (театре, транспорте). Ребята придумывают свои маленькие сценки к макету «Театр», обыгрывают знакомые сказки, сочиняют другое ее окончание, либо меняют сюжет сказки.
Изготовление макета «Детский сад»сопровождается заданием: Проговори действия персонажа, используя предлоги (скатывается с горки, спрятался в домике, пролез под дугами)
Требования к макетам:
*они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
*удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
*должны быть эстетически оформлены;
*безопасный
Работая в этом направлении, я обобщаю свой опыт работы на семинарах, педсоветах, участвую в конкурсах, провожу мастер-классы…
Вывод: Работа по развитию речи с применением игровых макетов делает коррекционный воспитательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников
Использование игр экологического содержания, дидактического пособия для развития речи дошкольников....
Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"
Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"
Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...
Игровые макеты, как средство развития игры у старших дошкольников.
Игровые макеты, как средство развития игры у старших дошкольников.Сивкова Наталья АлександровнаСтудентка факультета Дошкольное образованиеДзержинского педагогического колледжа. АННОТАЦИЯ Дош...
консультация для педагогов "Игровые макеты как средство развития сюжетов игр дошкольников"
Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображенияИг...
Опыт работы "Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"
quot;Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"...
«Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда»
Долгосрочный проект с детьми группы компенсирующей направленностиТема: «Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда&ra...