Игровые макеты, как средство развития игры у старших дошкольников.
статья (старшая группа)

Игровые макеты, как средство развития игры у старших дошкольников.

Сивкова Наталья Александровна

Студентка факультета

Дошкольное образование

Дзержинского педагогического колледжа.

 

АННОТАЦИЯ

 

Дошкольное детство – это период становления и развития личности. Формирование личности дошкольника – процесс достаточно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.

Одним из главных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является повышение качества дошкольного образования, использование особого подхода в работе с детьми, использование метода проектирования, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности [1].

Согласно требованиям ФГОС ДО предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач.

Одним из перспективных способов развития ребёнка является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.

 

Ключевые слова: макет, образовательная деятельность, педагогическая диагностика, режиссерская игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_makety.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые макеты, как средство развития игры у старших дошкольников.

Сивкова Наталья Александровна

Студентка факультета

Дошкольное образование

Дзержинского педагогического колледжа.

АННОТАЦИЯ

Дошкольное детство – это период становления и развития личности. Формирование личности дошкольника – процесс достаточно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.

Одним из главных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является повышение качества дошкольного образования, использование особого подхода в работе с детьми, использование метода проектирования, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности [1].

Согласно требованиям ФГОС ДО предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Приоритетным направлением любого воспитателя является использование нетрадиционного подхода, способствующего решению многих вопросов и задач.

Одним из перспективных способов развития ребёнка является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.

Ключевые слова: макет, образовательная деятельность, педагогическая диагностика, режиссерская игра.

Макет – это уменьшенная модель объекта (лес, горы, город, космос, море и т.д.). Он довольно многофункционален и его применение в игре носит разноплановый характер, что даёт возможность ставить различные цели:

  • формирование устойчивого интереса к объектам и явлениям

окружающего мира;

  • выявление творческих возможностей, самовыражения, самостоятельного

познавательного действия;

  • развитие детской фантазии, впечатлительности, инициативности и

коллективного творчества;

  • привлечение семьи к взаимодействию с ДОУ в вопросах организации игр

с макетами.

Проблему построения предметно-пространственной среды дошкольного учреждения в своих работах изучали С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина и другие учёные.

Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог решает важные задачи, связанные с развитием у детей способностей придумывать сюжет и воплощать его в игре. Для того, чтобы игра с макетами получила своё развитие в образовательном процессе, необходимо совершенствование методики её реализации. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Создавая своими руками атрибуты для игры, ребёнок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлечённость, иногда призвание, мечта.

Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной. Игра с макетами является наиболее высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она интересна детям, востребована ими и способствует их развитию.

Проблема развития креативности в игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях таких учёных, как Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и других.

В настоящее время возникает противоречие между требованиями современного общества, государства к организации самостоятельной игры у детей недостаточной разработанностью данного вопроса ввиду увлечённостью педагогов процессом обучения, поэтому данная проблема является актуальной. Творческая инициатива в игре поощряется, но времени для самостоятельных творческих игр почти не остаётся, ребята затрудняются организовать и обыграть игровую обстановку.

Макеты – это модели, которые представляют собой уменьшенные объекты. Макетирование – это творческая конструктивная деятельность дошкольников, создание специального игрового пространства [6, с.86].

Макеты могут использоваться в соответствии с замыслом дошкольника, сюжетом самой игры, что способствует развитию воображения и творчества. Макеты в образовательном пространстве способствуют развитию творчества, поисковой деятельности, познавательного мышления и бескорыстной познавательной активности каждого воспитанника.

При изготовлении и использовании макета дети описывают, сравнивают, повествуют, рассуждают о различных явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

  • эмоциональная отзывчивость,
  • любознательность,
  • активность,
  • умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

При создании макета выделяют несколько этапов:

  • предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета;

сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей);

  • основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным

материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, солёного теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом;

  • активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство

дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребёнка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).

По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа – модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребёнка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закреплённым на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» - это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван) [8, c.34].

Макеты-карты, это плоскости (не менее 50x60 см) с планом-схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определённую территорию, направляют ребёнка на развёртывание сюжетных событий «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он даёт возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например, «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территорией (лес — зелёный цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница) [6, с.87].

Макет может быть:

  • напольным (макет имеет более крупные конструкционные объёмы);
  • настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
  • подиумным (на специальных подставках-подиумах);
  • настенным (макеты в виде объёмных предметных картин с передним

предметным планом, а задний — картина).

Педагог в своей работе применяет определённые приёмы, которые способствуют усилению интереса дошкольников к играм с макетами. Это, в основном, художественная литература, она создаёт в воображении дошкольников различные «миры» с необычными сюжетами и персонажами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны детьми в ходе совместной продуктивной деятельности воспитанников с педагогом (из картона, проволоки, бумаги и другого бросового материала) [20].

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности

Таким образом, можно сделать выводы, что макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребёнка, это настоящий кладезь для развития речи, как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребёнка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира.

Игра – это уникальное средство воспитания и развития ребенка. В игре формируются все стороны личности детей, происходит существенное изменение в их психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжетные линии, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, могут быть терпеливы и настойчивы.

Ряд исследователей рассматривали игру в качестве своеобразного защитного механизма психики, который позволяет «проиграть» запрещённые обществом «сценарии» и избавиться от напряжения, связанного с нереализованностью агрессивных и прочих потребностей [12, c.53].

Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «Овладение детьми более широким, непосредственно доступным им кругом действительности может совершаться только в игре» [10, c.25].

С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра – это воссоздание какого-либо вида деятельности, при котором из нее выделяется социальная суть – её принципы, нормы и условия, регулирующие отношения между участниками [18, с. 22]. Основная потребность к игре в дошкольном периоде состоит в том, что у ребенка возникает интерес к окружающему миру, и в своих играх он начинает отражать социальную действительность, и подражать старшим (к примеру, игры в дочки-матери, в воспитателя и ребенка, в доктора и пациента, и т.д.).

Самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [17, c.199].

С.А. Шмаков рассматривает игру как «зону» самовоспитания» и указывает, что вся воспитательная сущность игровой деятельности отражается в правилах: «Правила в игре – есть правила ребёнка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения».

Творческая игра включает в себя сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные и строительно-конструктивные игры. В этих играх отражается глубина понимания тех или иных жизненных явлений, впечатления дошкольников об окружающей действительности. Самостоятельность, самоорганизация, свобода и творчество в этой группе игр проявляется с особой силой.

Рассмотрим виды творческих игр более подробно.

Сюжетно-ролевая игра –это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание роли. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними [3, с.67].

Г.А. Урунтаева указывает, что сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющемся представлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребёнка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встаёт на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых [15, c.61].

Задачами сюжетно-ролевой игры является развитие творческой деятельности и воображения ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками, как символами, явлениями окружающего мира. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляется эгоизм, агрессивность, замкнутость [13, с.22].

Внимательно наблюдая за детьми, педагог даёт советы, тем самым корректируя процесс игры в нужном направлении. Педагог предоставляет детям возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, даёт фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии [14, с.520].

В зависимости от глубины представлений ребёнка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.   Ребёнок не может представить игру до её начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное [16, с.286].

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребёнка от взрослого [11, с.46].

        Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой. Ребёнок в своём взрослении проходит ряд этапов, и так же поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов.

Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры имеют общее строение. Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие.  Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят то, что видят вокруг: ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.

Различие же состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной – берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка [2, с.139].

Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного возраста и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки.

Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребёнком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.

Разновидностью театрализованной игры является режиссёрская игра. «Режиссёрские» игры – это игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу, и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или собственной жизни [19].

Д.Б. Эльконин назвал режиссёрские игры «особым типом индивидуальной игры ребёнка» [18, с.187]. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссёрской игре проявляются личностные особенности ребёнка.

 По мнению Е.Е. Кравцовой, режиссёрская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами-заместителями, зачастую используя различные макеты.

Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности.

Руководя строительными играми, педагог:

  • обогащает содержание игры;
  • развивает конструктивные способности детей;
  • учит детей строить из разного материала;

При работе с детьми старшего дошкольного возраста педагог руководствуется следующими основными приёмами постройки:

  • по замыслу;
  • по условиям;
  • по предложенной теме.

В группе основной акцент при руководстве строительными играми делается в основном на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой, высокой и т.д. Также педагог оказывает помощь в организации постройки (помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределяет между детьми работу) [5, с.40].

В настоящее время в игре активно применяются макеты. Макет выступает в роли «пускового механизма», который способен расширять детское творчество и воображение, где воспитатель, не принимает непосредственного участия в игре, а выступает здесь, как помощник в реализации игровых замыслов и создатель проблемно-игровых ситуаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В этих играх отражается глубина понимания тех или иных жизненных явлений, впечатлений дошкольников об окружающей действительности. Самостоятельность, самоорганизация, свобода и творчество в этой группе игр проявляется с особой силой.

Приведём рекомендации по организации технологии макетирования в режиссёрской игре по мотивам сказки.

Игра с макетом начинается в процессе его создания. При изготовлении макета используются игровые приемы и ситуации, перерастающие в увлекательную игру. Дополняется макет предметным материалом не только взрослыми, но и детьми. Материал подбирается по тематике и многофункциональным предметами, то есть происходит изготовление традиционных героев и предметов – например, печка, дом, машина, мама, мальчик, девочка и т. д.

Макеты можно использовать в отдельности или сочетать друг с другом. Плюс ко всему можно изготовить макеты-карты.

В группе отводится определенное место для предметов заместителей: (пластмассовые крышки, пузырьки, коробочки, детали различных конструкторов, мозаика, палочки, поролон и т.д.).

Для того, чтобы игры с макетом всегда были задействованы и не теряли интерес у детей, в процессе активизации игры с макетом игровое пространство дополняется новыми предметами, предметами-заместителями, придумываются новые рассказы, истории, сказки.

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Цель: Развитие умений сюжетосложения в режиссёрских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.

1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

Задачи педагогического взаимодействия:

  • обогащение содержания режиссёрской игры;
  • развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки.

Содержание педагогического взаимодействия:

  • чтение сказки;
  • беседы по содержанию сказки, рисование по сюжету сказки, рисование героев, «словесное рисование» героев, игры-этюды по фрагментам сказки.

2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования макета по сюжету сказки.

  1. Организация условий для игры по мотивам литературного произведения на основе готового макета (первый тип макета – макет по мотивам сказки).

Задачи педагогического взаимодействия:

  • создание игровой обстановки для режиссерской игры по мотивам

сказки.

Содержание педагогического взаимодействия:

  • выбор эпизодов для игры;
  • внесение готового полифункционального материала.
  1. Совместная игра с воспитателем по сказке.

Задачи педагогического взаимодействия:

  • организация режиссёрских игр по эпизодам сказки на основе готового

макета.

Содержание педагогического взаимодействия:

  • оказание детям педагогической поддержки через игровое

взаимодействие: помощь в развитии сюжетной линии, в организации диалогов с партнерами, в установлении договоренностей по поводу распределения игровых персонажей, развития сюжета.

  1. Придумывание сюжетов-аналогий и их разыгрывание на основе

готового макета.

Задачи педагогического взаимодействия:

  • развитие воображения на основе готового макета по сказке.

Содержание педагогического взаимодействия:

  • организация «Мозгового штурма» с использованием предметных

картинок;

  • разыгрывание сюжетов на основе «мозгового штурма».
  1. На новом игровом макете изображается новая сказочная страна, в

которую попадают знакомые детям игровые персонажи (второй тип макета – сказочная страна).

Задачи педагогического взаимодействия:

  • развитие способности придумывать новый сюжет, комбинируя эпизоды

двух разных сказок при помощи следующей части макета

Содержание педагогического взаимодействия:

  • внесение второй части макета;
  • рассматривание, определение характеров новых героев игры;
  • выдвижение игровых гипотез: какие приключения возможны при

встрече героев разных сказок;

  • создание банка игровых идей для новых игр;
  • воспитатель оказывает педагогическую поддержку в позиции «вне игры», выступает как комментатор происходящего, помогает в регулировании отношений играющих детей.

3 этап – Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания макета (третий тип макета) и придумывание новых приключений для героев сказки.

Игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей.

Задачи педагогического взаимодействия:

  • создание третьей части макета;
  • организация режиссёрских игр на основе третьей части игрового

материала.

Содержание педагогического взаимодействия:

  • обогащение представлений детей о сказочных и фантастических странах

в процессе бесед;

  • создание банка идей для придумывания новой страны в ходе «мозгового

штурма»;

  • совместная деятельность воспитателя и микрогрупп детей по созданию

вариантов третьей части макета;

  • самостоятельная игровая деятельность детей;
  • воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда

возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации.

В данной статье была рассмотрена важная проблема на сегодняшний день – это игровой макет, как средство стимулирования самостоятельной игры детей.

Макеты – это модели, которые представляют собой уменьшенные объекты. Макеты могут использоваться в соответствии с замыслом дошкольника, сюжетом самой игры, что способствует развитию воображения и творчества. Макеты в образовательном пространстве способствуют развитию творчества, поисковой деятельности, познавательного мышления и бескорыстной познавательной активности каждого воспитанника.

В настоящее время в игре макеты становятся всё более востребованными. Благодаря использованию игровых макетов расширяется детское творчество и воображение, воспитатель уже не принимает непосредственного участия в игре, а выступает здесь, как помощник в реализации игровых замыслов и создатель проблемно-игровых ситуаций.

Благодаря использованию макетов творческая игра поднимается на более высокий уровень, является связующим звеном различных форм взросло-детской и свободной детской активности, содействует общему развитию дошкольников.

Подводя итоги, мы можем отметить, что, используя в своей деятельности игры с макетами, заметно повышается уровень любознательности и познавательного интереса у детей. В повседневной жизни дети начинают проявлять интерес к предметам и явлениям, с которыми ранее не сталкивались. Отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Новые знания и наблюдения дети включают в свои сюжеты игр, в темы рисунков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования науки РФ [Текст]- Москва: ТЦ Сфера, 2018. –80 с.
  2. Буршит, И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста [Текст] /И.Е. Буршит //Символ науки. - 2016.-№.1.-С.139.
  3. Гребенкина, Н.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников [Текст] /Н.В. Гребенкина, А.А. Капнина, Л.М. Пашкевич // Молодой ученый. - 2017. - №40. - С. 166-168.
  4. Гугуман, Т. В. Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Гугуман, А. С. Семерез // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 39-42.
  5. Клевцова, М.Н. Макетирование в детском саду [Текст] / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева // Молодой ученый. — 2017. — № 36. — С. 86-89.
  6. Коновалова, М.Е. Использование макетов в детском саду [Текст] /М.Е. Коновалова //Дошколёнок. ру. – 2015. -№11.-С. 1-3.
  7. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Н.А. Короткова. — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007. – 208с.
  8. Кудашова, Е.Е. Использование игровых макетов в детском саду и дома [Текст] /Е.Е. Кудашова //Дошколёнок. ру. –2018.-№4. – С.1-8.
  9. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст]   / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. -С. 25-27.
  10. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: Владос, 2000-96с.
  11. Нисская, А. К. Современное дошкольное детство - территория игры //Современное дошкольное образование. Теория и практика [Текст] /А.К. Нисская. -2014.-С.52.
  12. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение Сюжетных игр детей [Текст] /О.В. Солнцева. –Москва: Сфера, 2010. -176с.
  13. Токарев, А.А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Токарев, Ж. Р.  Аленкина // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 520-523.
  14. Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Урунтаева - Москва: Академия. -336с.
  15. Усова, А.П. Роль игры в воспитание детей [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца–Москва: Просвещение, 1999. -236 с.
  16. Ушинский, К.Д. Сочинения [Текст] /К.Д. Ушинский. - Москва: Лениздат, 2007 – 775с.
  17. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2009. -300с.
  18. Сильченко А.В. Использование игровых макетов в экологическом воспитании детей [Электронный ресурс] /А.В. Сильченко. - //Режим доступа//https://infourok.ru/opit-raboti-po-teme-ispolzovanie-igrovih-maketov-v-ekologicheskom-vospitanii-detey-2031597.html , свободный
  19. Столярова, Я.А. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Я.А. Столярова. - //Режим доступа: //https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-syuzhetno-rolevoi-igry-v-doshkolnom-vozraste.html, свободный
  20. Черемисина, Е.А. Использование макетов в работе с детьми [Электронный ресурс] /Е.А. Черемисина. - //Режим доступа: // https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-maketov-v-rabote-s-detmi.html, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Создание игровых макетов как средство развития речи дошкольников"

Игровой макет - универсальная развивающая игрушка для детей. По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, иссл...

Методическая разработка на тему: «Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного. В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей заложены большие возм...

консультация для педагогов "Игровые макеты как средство развития сюжетов игр дошкольников"

Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображенияИг...

План работы по самообразованию "Подвижные игры и игровые задания с мячом как средство развития ловкости у старших дошкольников"

Целью данной работы является способствовать укреплению здоровья воспитанников, развитие ловкости детей средствами подвижных игр и игровых заданий спортивной направленности с мячом.Разработано планиров...