Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников
материал по теме
Использование игр экологического содержания, дидактического пособия для развития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_i_igrovyh_uprazhneniy_v_rechevom_razvitii_doshkolnikov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Беленькова Елена Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории.
МБДОУ детский сад № 7
общеразвивающего вида г. Мончегорска
Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Одной из задач нашего ДОУ является интеграция различных видов деятельности в работе по формированию экологической культуры, поэтому использую дидактические игры и упражнения с экологической направленностью: «Опиши цветок», «Узнай по описанию», «Что изменилось?», «Что было сначала, что будет потом?». Оформляю дидактические игры на закрепление представлений обо всем живом на земле: «Дикие и домашние животные», «Где, что растет?», «Когда это бывает?», «Поваренок», «Пищевая цепочка» и т.д.
С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Используемые мною приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы о природе, использование произведений искусства (живопись, художественная литература) оказывают серьезное влияние при составлении детьми сюжетных и описательных рассказов. Для продуктивности своей работы, оформила картотеку с играми и упражнениями с грамматическим содержанием:
- на образование форм глаголов,
- на соотношение названий животных и их детенышей,
- на формирование звуковой культуры речи.
В утренние и вечерние часы совместной деятельности педагога и детей использую словесные дидактические игры «Доскажи словечко», «Сочини сказку», «Придумай рифму», в процессе которых дети активно приобретают литературный опыт при создании собственных рассказов, сказок и загадок, а также дидактическое пособие «Логокуб», с помощью которого провожу игры на формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова («Определи первый звук в слове», «Найди свою картинку»), формирование связной речи («Составление предложений», «Где что находится?»), познавательных процессов («Разложи по местам», «Что лишнее?»), лексико-грамматического строя речи («Назови одним словом», «Подбери по форме»). Использую в работе экологическое пособие - многофункциональное панно «Играем вместе», которое включает в себя ряд различных дидактических игр, как на развитие разных сторон речи, так и закрепление знаний об окружающей действительности.
Наша группа принимала участие в федеральном эксперименте по предшкольной подготовке. Идеи из конспектов занятий данного эксперимента помогли превратить панно – дерево, уже созданное в нашей группе, в развивающий речевой уголок. На этом панно, мы с детьми размещали детали одежды, сюжетные и предметные картинки, позже стали помещать буквы на липучках, которые помогали ребятам отрабатывать навыки звуко-буквенного анализа, а также умения делить слова на слоги.
Считаю, что одним из важнейших условий развития речи является развитие слуха, поэтому применяю в своей работе такие дидактические игры: «Где позвонили?», «Угадай, на чем играю?», «Чей голос?», « Кто позвал мишку?» и т.д., а правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Вдох и плавный выдох создают условия для непрерывного звучания голоса, для перехода от громкой речи к тихой, и наоборот, в результате этого применяю игры на различение высоты голоса «Кто кричит?», «Теремок», «Колобок», а также использую игры на поддувание – дети строят из кирпичиков ворота, на столе и играют шариком, задувая его в ворота соперника.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стихотворение, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, я сама четко и выразительно прочитываю относящийся к ней стих. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха и во время игры читать его сами.
Я часто наблюдаю, как детям сложно согласовать свои желания друг с другом, договориться о том, как и чем они будут играть. Поэтому, включаю детей в совместную творческую деятельность, используя следующие задания:
- соберите на двоих одну картинку,
- постройте вместе машинку из кубиков.
Большое внимание уделяю работе с родителями: подготавливаю для них консультации на данную тему, провожу собрания «Играем пальчиками», «Развитие речи – важнейшее условие умственного развития», «Как общаться с ребенком», знакомлю с дидактическими играми по развитию речи на данный возраст, даю рекомендации как в совместной деятельности, игре можно развивать речь своих детей.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.
Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях
На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...
"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"
Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....
Использование игровых упражнений в речевом развитии воспитанников младшего дошкольного возраста.
Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности....
Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....
"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...
Использование игровых упражнений в речевом развитии воспитанников младшего дошкольного возраста.
Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности....
«Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда»
Долгосрочный проект с детьми группы компенсирующей направленностиТема: «Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда&ra...