ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Ермайкина Инна Петровна

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 4-5 лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorusha.docx114.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №3»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«Говоруша»

(речевое развитие)

Возраст детей: 4-5лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

воспитатель  Ермайкина И.П.

г.о.Саранск

Содержание

1

Паспорт  программы

3

2

Пояснительная записка

4

3

Учебно-тематический план

10

4

Содержание программы

12

5

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

29

6

Список литературы

31

7

Приложение

32

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая программа) «Говоруша»

Руководитель программы

Ермайкина Инна Петровна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3»

Адрес организации исполнителя

г.о. Саранск, проспект Российской Армии, д.8

Цель программы

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 4-5                                                                                     лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий.

Направленность программы

Речевое развитие

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная  

дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

По окончании обучения у ребёнка должны быть сформированы навыки:

- поддерживать беседу:

- уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать;

- находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое);

- употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи);

- правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки);

- изменять слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс существительного.

- понимать и использовать в речи простые предлоги;

- составлять короткие рассказы по серии сюжетных картин;

- хорошо различать на слух неречевые звуки.

Пояснительная записка

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков и слов. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Новизна программы

Новизна данной программы заключается:

  • во введении в содержание программы новых лексических тем;
  • во внедрении инновационных технологий: нетрадиционных форм обучения (занятие - путешествие, занятие – сказка, занятие - сюжетно-ролевая игра, занятие - театр, занятие беседа с игровыми элементами), направленных на создание условий для развития познавательной деятельности детей на занятиях, а также использование музыкального оформления во время занятий для улучшения эмоционального состояния и настроения детей, создания непринужденной и раскрепощённой атмосферы;
  • здоровье сберегающих технологий: мимическая, дыхательная артикуляционная, пальчиковая гимнастики.

Актуальность программы

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

Уже в средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке, а такого быть не должно.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

Отличительной особенностью данной программы является то, что лексический материал отбирается с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его речи, мыслительной деятельности и умственной активности.

Педагогическая целесообразность программы: состоит в том, что занимающиеся дети на занятиях по развитию речи, приобретают:

- знания, умения и навыки речевого развития, направленные на улучшение речи детей;

- навыки социальной адаптации (коммуникативность, активность, смелость, общительность и др.);

уверенность в своих силах, желание достичь лучшего результата.

Цель программы: – совершенствовать звуковую сторону речи детей 4-5 лет, активизация словарного запаса и формирование грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

Задачи: 

Обучающие:

- познакомить с правильным произношением звуков русского языка;

- уточнять и расширять знания детей по лексическим темам;

- сформировать правильное употребление грамматического строя речи;

- сформировать навыки фонематических процессов: представление, восприятия, анализ и синтез;

- сформировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей.

Развивающие: 

- формировать начальные навыки, умения формулировать и удерживать учебную задачу, следуя инструкции воспитателя;

- развивать коммуникативные качества;

- развивать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику, речевое дыхание;

- развивать неречевые психические функции (память, мышление, внимание).

- развивать познавательный интерес к окружающему миру и к красоте грамотно звучащей речи.

Воспитательные:

- воспитывать нормы поведения на занятиях;

- содействовать социальной адаптации воспитанников;

- воспитывать терпение, аккуратность, внимательность в беседе, уважение к собеседнику.

Принципы построения программы:

1.        От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2.        Принцип наглядности.

3.        Принцип индивидуализации.

4.        Связь обучения с жизнью.

5.        Систематичность занятий.

6.        Доступность материала.

7.        Повторность материала.

8.        Разнообразие техник по развитию речи.

Специфические принципы: обусловленные особенностями речевой деятельности детей.

1.        Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

2.        Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

3.        Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.

4.        Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.

5.        Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка.

6.        Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения.

7.    Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения

Формы и содержание занятий:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Весь учебно-практический материал разделён на три блока: «Расширение и активизация  словаря», «Обучение словоизменению», «Формирование правильного построения фразы», Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 20 мин (с октября по май включительно).

Форма организации детей: фронтальная.

Основной формой работы в образовательных областях адаптированной Основной образовательной программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. В связи с этим, все развивающие групповые занятия, являются интегрированными. В соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Ожидаемые результаты детей: К концу обучения воспитанники должны понимать:

• Обобщающие слова (игрушки; овощи, осень, фрукты, цветы, насекомые,транспорт,профессии, одежда, обувь; мебель; птицы;; домашние животные, дикие животные);

• прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой);

• предлоги выражающие пространственные отношения ( на, у, в, из, за, под, к, около).

К концу обучения воспитанники должны уметь:

  • поддерживать беседу:
  • уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать;
  • находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое);
  • употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи);
  • правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки);
  • изменять слова, использую уменьшительно-ласкательный суффикс существительного.
  • понимать и использовать в речи простые предлоги;
  • составлять короткие рассказы по серии сюжетных картин;
  • хорошо различать на слух неречевые звуки.

Формы подведения итогов:

1. Проведение открытого мероприятия;

2. Проведение консультаций среди родителей.

3. Мониторинг?

Методы, приёмы и содержание обучения

  • Создание игровой ситуации
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные упражнения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Педагогическая диагностика

Учебно - тематический план.

 

№ п/п

Наименование блоков и тем

Количество часов

Всего

Количество занятий

мин

Теория

Практика

I Блок « Расширение и активизация словаря»

10

200

50

150

1

«Наша группа»

1

20

5

15

2

«Органы артикуляции»

1

20

5

15

3

«Цвет, форма, величина»

1

20

5

15

4

«Игрушки»

1

20

5

15

5

«Овощи»

1

20

5

15

6

«Осень»

1

20

5

15

7

«Листья»

1

20

5

15

8

«Фрукты»

1

20

5

15

9

«Овощи-фрукты»

1

20

5

15

10

«Наше тело»

1

20

5

15

II Блок «Обучение словоизменению»

13

260

65

195

1

«Наше лицо»

1

20

5

15

2

«Средства гигиены»

1

20

5

15

3

«Одежда»

1

20

5

15

4

«Зима»

2

20

5

15

5

«Зимние забавы»

1

20

5

15

6

«Новый год»

1

20

5

15

7

«Цвет, форма, величина»

2

20

5

15

8

«Обувь»

1

20

5

15

9

«Дикие животные и их детеныши»

1

20

5

15

10

«Домашние животные и их детеныши»

2

20

5

15

III Блок «Формирование правильного построения фразы»

13

260

65

195

1

«Мамин праздник»

1

20

5

15

2

«Домашние птицы и их птенцы»

1

20

5

15

3

«Весна»

1

20

5

15

4

«Посуда»

1

20

5

15

5

«Мебель»

2

20

5

15

6

«Дом и его части»

1

20

5

15

7

«Транспорт»

1

20

5

15

2

«Профессии»

1

20

5

15

3

«Птицы»

1

20

5

15

4

«Цветы»

1

20

5

15

5

«Насекомые»

1

20

5

15

«Лето»

1

20

5

15

Итого:

36

720

180

540

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Наименование разделов и тем

Количество занятий

Содержание

Методы обучения

Формы работы

1

«Наша группа»

1

-Уточнить и расширить словарь детей по теме;

-Формировать понятие что воспитатель, няня - это профессии;

-Учить строить простую фразу из 2-4 слов;

-Развивать произвольное внимание, память;

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

Упражнение «Как кого зовут?»

Физминутка «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем»

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

2

«Органы артикуляции»

1

-Познакомить детей с органами артикуляции;

-Развивать слуховое внимание, память, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

Упражнение «Покажи и назови»

Физминутка «Жмурки с колокольчиком».

Упражнение с шариком Су Джок.

Упражнение для развития артикуляторной моторики.

 Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

3

«Цвет, форма, величина»

1

-Закрепить знание детей о геометрических фигурах(круг, квадрат, треугольник)и цвете(красный, желтый, зелёный, синий);

-Учить счету в приделах 4-х;

-Формировать сенсо -моторное восприятие.

Упражнение «Покажи и назови»

Упражнение «Давай посчитаем»

Упражнение « Скажи, какой»

Подвижная игра «Найди свой домик»

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

4

«Игрушки»

1

-Уточнить и расширить словарь детей по теме;

-Формировать обобщающие понятие «игрушки»;

-Учить строить фразу из 2-4 слов;

-Развивать внимание, память;

-Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Игровое упражнение «Что привез нам грузовик».

Упражнение «Покажи назови».

Упражнение «Подумай и ответь»

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

5

 «Овощи»

1

-Уточнить и расширить словарь по теме;

-Формировать обобщающее понятие «овощи»

-Формировать умение употреблять имена существительные в именительном падеже множественного числа;

-Учить строить фразы из 2-3 слов с предлогами «В», «НА»

-Закрепить знание красного, , синего, зеленого, желтого, коричневого оранжевого цветов;

-Учить выделять и называть оранжевый цвет;

-развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

Упражнение «Что в корзине»

Игра «Посмотри и ответь»

Физминутка «В огороде»

Упражнение «Один –много»

Упражнение «Покажи и скажи»

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

6

 «Осень»

1

Формировать представление об осени, ее признаках.

- Учить строить фразу из 2-4 слов.

- Учить воспроизводить простой ритм.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, физиологическое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Упражнение «Капли дождя».

Физминутка. Игра «Солнышко и дождик».

Упражнение «Осенний ветер».

Упражнение «Минутка тишины».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

7

«Листья»

         1

- Продолжать формировать представление об осени и ее признаках.

- Учить составлять предложения по совершаемому действию и вопросам с использованием имен существительных единственного и множественного числа.

- Совершенствовать умение строить фразу из 2—4 слов.

- Закрепить понятия «один — много — ни одного».

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, физиологическое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Физминутка. Игра «Солнышко и дождик».

Упражнение «Осенние листочки».

Упражнение «Осенний ветер».

Упражнение «Один — много — ни одного».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

8

«Фрукты»

1

- Уточнить и расширить словарь по теме.

- Формировать обобщающее понятие «фрукты».

- Учить различать и практически использовать единственное и множественное число имен существительных.

- Учить строить фразу из 2—4 слов.

-. Закрепить знание основных цветов.

- Развивать внимание, память, мышление, речевое дыхание.

Игровое упражнение «Что привез нам грузовик».

Физминутка «Ветер дует».

Упражнение «Душистые фрукты

Упражнение «Назови правильно».

Упражнение «Что привез нам грузовик».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

9

«Овощи-фрукты»

1

- Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты».

- Учить дифференцировать овощи и фрукты.

- Учить строить фразу из 2—5 слов.

- Учить использовать имена существительные в единственном числе родительном падеже с предлогом «ИЗ».

- Развивать внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Игра «Помоги Незнайке».

Игра «Угадайте, где мы были».

Игра «Что в саду? Что в огороде?».

Физминутка «Яблонька»

Игра «Готовим обед».

Игра «Прочитай» по схеме».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

10

«Наше тело»

        1

- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

- Учить различать и употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.

- Составлять простые предложения по совершаемому действию и сюжетным картинкам. - Продолжать учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Воспитывать навыки организованного поведения.

Игра «Наши гости».

Упражнение «Покажи и назови».

Физминутка

Игровое упражнение «Посмотри и ответь».

Упражнение «Отгадай-ка».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

11

«Наше лицо»

1

- Уточнить и расширить словарь по теме.

- Учить строить фразу из 2—5 слов.

- Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

- Учить правильно употреблять слова «чистый» — «грязный», «сухой» — «мокрый» с существительными, обозначающими части лица.

- Развивать внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, мелкую моторику кистей рук.

Игра «Что у Тани грязное».

Игра «Что у Тани чистое».

Игра «Сравни».

И фа «Что у Тани сухое».

Физминутка

Упражнение «Покажи и назови».

Игра «Что у куклы? Что у куколки?».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

12

«Средства гигиены»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме: мыть, умываться, стричь, чистить, причесывать, расчесывать, тереть, чистый, грязный, мокрый, сухой, лохматый, причесанный.

- Учить составлять предложения по картинкам.

- Развивать внимание, память, мышление.

Игра «Почему заболел Буратино».

Игра «У кого какое». Сравнить руки Буратино и куклы.

Физминутка.

Упражнение «Что это».

Упражнение «Для чего нужно».

Упражнение «Кто что делает».

Упражнение «Кому что надо».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

13

«Одежда»

1

- Уточнить словарь детей по теме, расширить и активизировать его.

- Познакомить с назначением одежды.

- Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

- Учить составлять предложения по действию.

- Учить использовать глаголы «надеть-снять» во фразах.

- Развивать внимание, память, мышление, общую моторику

Игровое упражнение «Поможем кукле».

Упражнение «Что это». Рассмотреть комплект одежды для куклы.

Игра «Одень куклу».

Физминутка

Игра « Что у куклы, что у куколки»..

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

14

«Зима»

         2

- Уточнить и расширить словарь детей о признаках зимы.

- Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

- Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, мышление, память.

- Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.

Упражнение «Отгадай-ка».

Физминутка.

Упражнение «Нарисуем зиму».

Упражнение «Ветер».

Игра «Вьюга».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

15

«Зимние забавы»

1

- Закрепить знания о признаках зимы, зимних забавах детей.

- Продолжать работать над формированием фразы, учить составлять предложения по картинно-графической схеме.

- Развивать физиологическое и речевое дыхание, внимание, мышление, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

- Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе, зимним забавам.

Упражнение «Отгадай-ка».

Беседа по картинке «Зима»

Упражнение «Покажи словечко».

Физминутка.

Игра «Вьюга»

Упражнение «Подумай и ответь».

Упражнение «Прочитай» по схеме».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

16

«Новый год»

1

- Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки».

- Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

- Обучать простому описательному рассказу.

- Учить правильно использовать в речи форму творительного падежа имен существительных в единственном числе.

- Закреплять использование в речи предлога «С».

- Развивать внимание, память.

- Воспитывать эмоционально-радостное отношение к новогоднему празднику.

Беседа «Наша елка».

Упражнение «Покажи и назови».

Игра «Наряжаем елку».

Физминутка «Новогодний хоровод».

Игра «Расскажи, какая елка».

Игра «Чего не стало».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

17

«Цвет, форма, величина»

2

- Формировать пространственные представления «далеко - близко», «высоко — низко».

- Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

- Развивать внимание, память, физиологическое и речевое дыхание, общую моторику.

- Упражнение «Высоко — низко».

Физминутка.

Упражнение «Далеко — близко».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

18

«Обувь»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Познакомить с обобщающим понятием «обувь» и ее назначением.

- Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

- Учить составлять предложения по совершаемому действию, использовать глаголы «обуть-снять» при формировании фразы.

- Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

Игровое упражнение «Поможем кукле».

Упражнение «Покажи и назови».

Игра «Обуй куклу».

Физминутка.

Игра «Чтоу куклы, что у куколки».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

19

«Дикие животные и их детеныши»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», формировать понятие «детеныши диких животных».

- Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.

- Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.

- Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе. Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Упражнение «Отгадай-ка».

Упражнение «Кто же эти малыши».

Физминутка.

Игра «Найди детеныша».

Игра «Кто у кого».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

20

«Домашние животные и их детеныши

2

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Формировать обобщающее понятие «детеныши».

- Учить строить фразу из 3-х слов с использованием имени существительного в родительном падеже без предлога и с предлогом «У».

- Развивать внимание, память, наглядно-образное мышление.

- Воспитывать доброту и внимание к домашним животным.

Игра «Кто у кого».

Физминутка.

Упражнение «Кто чей детеныш»

Игра «Кого не стало»..

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

21

«Мамин праздник»

1

- Расширять знания детей об окружающем мире.

- Продолжать учить строить фразу из 2-5 слов.

- Развивать внимание, память.

- Воспитывать уважение к труду взрослых, эмоциональное отношение к Женскому празднику.

Упражнение «Составь предложение».

Физминутка.

Беседа «Женский день

Упражнение «Составь предложение».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

     22

«Домашние птицы и их птенцы»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Формировать обобщающее понятие «птенцы».

- Учить строить фразу из 3-х слов.

- Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику кистей рук.

- Воспитывать любовь к живой природе.

Упражнение «Кто это».

Игра «Птенцы».

Физминутка. Игра «Курочка и цыплята».

Упражнение «У кого кто».

Упражнение «Кто чей птенец».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

23

«Весна»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Формировать понятие «весна».

- Формировать связную речь.

- Развивать внимание, память, общую п мелкую моторику кистей рук.

- Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: сюжетные картинки по тем

Игра «За окно посмотри, что увидел, расскажи».

Беседа «Весна пришла».

Физминутка. Речь с движением.

Игра «Посмотри и назови

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

24

«Посуда»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Формировать обобщающее понятие «посуда».

- Учить строить фразы с дополнениями, выраженными именами существительными единственного числа в творительном падеже без предлога, в родительном падеже с предлогом «ИЗ», в предложном падеже с предлогами «В», «НА».

- Учить составлять сложно-подчиненные предложения с придаточными цели.

- Развивать внимание, память, мышление.

Игровое упражнение «Посмотри и назови».

Игра «Помоги Незнайке».

Физминутка. Речь с движением.

Упражнение «Для него нужна посуда».

Игра «Чего не стало».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

25

«Мебель»

2

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Формировать обобщающее понятие «мебель».

- Учить детей строить сложно-подчиненные предложения.

- Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

- Воспитывать бережное отношение к мебели.

Прочитать детям отрывки из сказки «Кошкин дом» С.Я.Маршака.

Беседа по сказке.

Упражнение «Посмотри и назови».

Физминутка.

Игра «Отвечай-ка».

Упражнение «Для чего нужна мебель».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

26

«Дом и его части»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже.

- Учить согласовывать числительные от 1 до 5 с именами существительными.

- Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Упражнение «Покажи и назови».

Игра «Найди пару».

Физминутка

Игра «Давай посчитаем».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

27

«Транспорт»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Формировать обобщающее понятие «транспорт».

- Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже.

- Учить составлять сложно-подчиненные предложения цели и предложения с противительным союзом «А».

- Развивать внимание, память.

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Что для чего».

Физминутка.

Упражнение «Один — много».

Упражнение «Составь предложение».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

28

«Профессии»

1

- Познакомить детей с профессиями врача, повара, шофера.

- Повторить профессии людей, работающих в группе.

- Формировать обобщающее понятие «профессия».

- Продолжать формировать умение использовать в речи простые распространенные и сложно-подчиненные предложения.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Воспитывать уважение к труду людей.

Упражнение «Угадай»

Упражнение «Покажи и назови».

Физминутка. Игра «Автомобили».

Упражнение «Кто что делает».

Игра «Лото».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

29

«Птицы»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Продолжать формировать обобщающее понятие «птицы».

- Учить образовывать именительный падеж множественного числа имен существительных.

- Учить образовывать и употреблять в речи уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Воспитывать любовь к живой природе.

Физминутка.

Упражнение «Один - много».

Упражнение «Назови ласково».

Упражнение «Подумай и ответь».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

30

«Цветы»

1

- Активизировать словарь детей по теме.

- Закрепить обобщающее понятие «цветы».

- Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.

- Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени.

- Учить строить фразу из 4-х слов с предлогом.

- Развивать внимание, память, логическое мышление, речевое дыхание, общую и мелкую моторику кистей рук.

- Воспитывать чувство любви к природе.

Упражнение «Посмотри и назови».

Упражнение «Посмотри и ответь».

Физминутка. Речь с движением.

Упражнение «Прочитай» по схеме».

Упражнение «Отгадай-ка».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

31

«Насекомые»

1

- Уточнить и расширить словарь детей по теме.

- Формировать обобщающее понятие «насекомые».

- Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже.

- Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени.

- Учить правильно употреблять имена существительные в форме единственного числа родительного падежа.

- Учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения с союзом «ПОТОМУ ЧТО».

- Развивать внимание, память, мышление.

- Воспитывать любовь к окружающей природе.

Упражнение «Пчела».

Упражнение «Покажи и назови».

Игра «Один -много».

Упражнение «Подумай и ответь».

Игра «Кого не стало».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

32

«Лето»

1

- Познакомить детей с признаками лета, отличать его от других времен года.

- Учить пересказывать близко к тексту.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать своих товарищей.

Упражнение «Посмотри и ответь».

Игра «Бывает — не бывает».

Физминутка. Игра «Солнышко и дождик».

Упражнение «Назови признаки лета».

Упражнение «Перескажирассказ».

Упражнение «Покажи и расскажи».

Итог занятия. Игра «Отгадай-ка».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

Мониторинг

Диагностика промежуточных результатов формирования социально-нормативных возрастных характеристик  в группе №______(средняя группа, 4-5 года)

за 20___/___ учебный год

Воспитатели (Ф.И.О)  ____________________________________________________________________________

Фамилия, имя ребёнка

Артикуляционная моторика (подвижность органов артикуляционного аппарата)

Фонематический слух (умение различать на слух неречевые и речевые звуки)

Грамматический строй речи (навыки словообразования и словоизщменения, использование предлогов)

Состояние словаря (пассивный и активный словарь сущ., прилаг., глаг., наречий; обобщающие слова)

Связная речь (составление описательных рассказов и по серии картин)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Зелёный цвет - низкий уровень

Синий цвет - средний уровень

Красный цвет - высокий уровень

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.

В организации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приёмы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Наглядные: (наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия).

Словесные: (беседа, объяснение, вопросы,)

Игровые: (игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание проблемных оментов)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:

Фронтальный: одновременная работа со всеми детьми.

Коллективный: организация взаимодействия между всеми детьми.

Индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

Групповой - организация работы малыми группами.

Для успешной реализации программы «Сказки веселого язычка» необходимо: просторное, хорошо освещаемое, проветриваемое помещение, наличие столов, стульев, доски; шкафов и полок  для размещения образцов и дидактических материалов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мольберт, пробковая доска;

Материалы: игрушки, пластилин, книги, распечатанные материалы, предметные карточки, картон и цветная бумага, массажер суджок

Дидактический материал:  таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

Реализация  программы  невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды..

Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией в развитие речи детей. Все занятия направлены на постепенное освоение  детьми разных речевых материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме.

Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы, игры, рассказы.

Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,

настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия

взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т. А. ШуйскаяСпб. 2000
  2. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
  3. Георге Виреу «Веселая азбука»
  4. Дурова, Н. В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
  5. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. Е.Янушко. Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. –  М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
  6. Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.  
  7. Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
  8. Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.

СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ДЕТЕЙ

№ п/п

Фамилия, имя

ребенка

Дата

рождения

Домашний

адрес

  1.  

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

п/п

Фамилия, имя

ребенка

                                                     Дни посещения

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Настя

Всего присутствует детей

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

п/п

Фамилия, имя

ребенка

                                                     Дни посещения

февраль

март

апрель

май

Всего присутствует детей

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Дни посещения

октябрь

ноябрь

1

Богачев Егор

2

Ваганова Екатерина

3

Гурьянова Ксения

4

Депутатова Дарья

5

Исайкина Софья

6

Куманькина Виктория

7

Каниськина Александра

8

Кантеева Алина

9

Казаков Александр

10

Косолапова Виктория

11

Киняев Егор

12

Келин Павел

13

Караваев Андрей

14

Малькин Ярослав

15

Морозкин Артем

16

Макушкин Максим

17

Морозова Кира

18

Москалев Евгений

19

Панина Виктория

20

Парамонов Владислав

21

Родайкина Вероника

22

Раужина Валерия

23

Сухарькова Анастасия

24

Суродина Алина

25

Самарова Арина

26

Трушакин Илья

27

Толмачев Владислав

28

Ульмасов Артур

29

Чиняева Ника

30

Юсупов Алихан

31

Якомаскина София

32

33

34

35

Всего присутствует детей

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Дни посещения

декабрь

январь

1

Богачев Егор

2

Ваганова Екатерина

3

Гурьянова Ксения

4

Депутатова Дарья

5

Исайкина Софья

6

Куманькина Виктория

7

Каниськина Александра

8

Кантеева Алина

9

Казаков Александр

10

Косолапова Виктория

11

Киняев Егор

12

Келин Павел

13

Караваев Андрей

14

Малькин Ярослав

15

Морозкин Артем

16

Макушкин Максим

17

Морозова Кира

18

Москалев Евгений

19

Панина Виктория

20

Парамонов Владислав

21

Родайкина Вероника

22

Раужина Валерия

23

Сухарькова Анастасия

24

Суродина Алина

25

Самарова Арина

26

Трушакин Илья

27

Толмачев Владислав

28

Ульмасов Артур

29

Чиняева Ника

30

Юсупов Алихан

31

Якомаскина София

32

33

34

35

Всего присутствует детей

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Дни посещения

февраль

март

1

Богачев Егор

2

Ваганова Екатерина

3

Гурьянова Ксения

4

Депутатова Дарья

5

Исайкина Софья

6

Куманькина Виктория

7

Каниськина Александра

8

Кантеева Алина

9

Казаков Александр

10

Косолапова Виктория

11

Киняев Егор

12

Келин Павел

13

Караваев Андрей

14

Малькин Ярослав

15

Морозкин Артем

16

Макушкин Максим

17

Морозова Кира

18

Москалев Евгений

19

Панина Виктория

20

Парамонов Владислав

21

Родайкина Вероника

22

Раужина Валерия

23

Сухарькова Анастасия

24

Суродина Алина

25

Самарова Арина

26

Трушакин Илья

27

Толмачев Владислав

28

Ульмасов Артур

29

Чиняева Ника

30

Юсупов Алихан

31

Якомаскина София

32

33

34

35

Всего присутствует детей

ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Дни посещения

апрель

май

1

Богачев Егор

2

Ваганова Екатерина

3

Гурьянова Ксения

4

Депутатова Дарья

5

Исайкина Софья

6

Куманькина Виктория

7

Каниськина Александра

8

Кантеева Алина

9

Казаков Александр

10

Косолапова Виктория

11

Киняев Егор

12

Келин Павел

13

Караваев Андрей

14

Малькин Ярослав

15

Морозкин Артем

16

Макушкин Максим

17

Морозова Кира

18

Москалев Евгений

19

Панина Виктория

20

Парамонов Владислав

21

Родайкина Вероника

22

Раужина Валерия

23

Сухарькова Анастасия

24

Суродина Алина

25

Самарова Арина

26

Трушакин Илья

27

Толмачев Владислав

28

Ульмасов Артур

29

Чиняева Ника

30

Юсупов Алихан

31

Якомаскина София

32

33

34

35

Всего присутствует детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...