ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 4-5 лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorusha.docx | 114.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №3»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Говоруша»
(речевое развитие)
Возраст детей: 4-5лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
воспитатель Ермайкина И.П.
г.о.Саранск
Содержание
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Учебно-тематический план | 10 |
4 | Содержание программы | 12 |
5 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 29 |
6 | Список литературы | 31 |
7 | Приложение | 32 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая программа) «Говоруша» |
Руководитель программы | Ермайкина Инна Петровна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3» |
Адрес организации исполнителя | г.о. Саранск, проспект Российской Армии, д.8 |
Цель программы | Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 4-5 лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий. |
Направленность программы | Речевое развитие |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | По окончании обучения у ребёнка должны быть сформированы навыки: - поддерживать беседу: - уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать; - находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое); - употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи); - правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки); - изменять слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс существительного. - понимать и использовать в речи простые предлоги; - составлять короткие рассказы по серии сюжетных картин; - хорошо различать на слух неречевые звуки. |
Пояснительная записка
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков и слов. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается:
- во введении в содержание программы новых лексических тем;
- во внедрении инновационных технологий: нетрадиционных форм обучения (занятие - путешествие, занятие – сказка, занятие - сюжетно-ролевая игра, занятие - театр, занятие беседа с игровыми элементами), направленных на создание условий для развития познавательной деятельности детей на занятиях, а также использование музыкального оформления во время занятий для улучшения эмоционального состояния и настроения детей, создания непринужденной и раскрепощённой атмосферы;
- здоровье сберегающих технологий: мимическая, дыхательная артикуляционная, пальчиковая гимнастики.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Уже в средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке, а такого быть не должно.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что лексический материал отбирается с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его речи, мыслительной деятельности и умственной активности.
Педагогическая целесообразность программы: состоит в том, что занимающиеся дети на занятиях по развитию речи, приобретают:
- знания, умения и навыки речевого развития, направленные на улучшение речи детей;
- навыки социальной адаптации (коммуникативность, активность, смелость, общительность и др.);
уверенность в своих силах, желание достичь лучшего результата.
Цель программы: – совершенствовать звуковую сторону речи детей 4-5 лет, активизация словарного запаса и формирование грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с правильным произношением звуков русского языка;
- уточнять и расширять знания детей по лексическим темам;
- сформировать правильное употребление грамматического строя речи;
- сформировать навыки фонематических процессов: представление, восприятия, анализ и синтез;
- сформировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей.
Развивающие:
- формировать начальные навыки, умения формулировать и удерживать учебную задачу, следуя инструкции воспитателя;
- развивать коммуникативные качества;
- развивать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику, речевое дыхание;
- развивать неречевые психические функции (память, мышление, внимание).
- развивать познавательный интерес к окружающему миру и к красоте грамотно звучащей речи.
Воспитательные:
- воспитывать нормы поведения на занятиях;
- содействовать социальной адаптации воспитанников;
- воспитывать терпение, аккуратность, внимательность в беседе, уважение к собеседнику.
Принципы построения программы:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип индивидуализации.
4. Связь обучения с жизнью.
5. Систематичность занятий.
6. Доступность материала.
7. Повторность материала.
8. Разнообразие техник по развитию речи.
Специфические принципы: обусловленные особенностями речевой деятельности детей.
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.
2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.
3. Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения.
7. Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения
Формы и содержание занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Весь учебно-практический материал разделён на три блока: «Расширение и активизация словаря», «Обучение словоизменению», «Формирование правильного построения фразы», Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 20 мин (с октября по май включительно).
Форма организации детей: фронтальная.
Основной формой работы в образовательных областях адаптированной Основной образовательной программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. В связи с этим, все развивающие групповые занятия, являются интегрированными. В соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Ожидаемые результаты детей: К концу обучения воспитанники должны понимать:
• Обобщающие слова (игрушки; овощи, осень, фрукты, цветы, насекомые,транспорт,профессии, одежда, обувь; мебель; птицы;; домашние животные, дикие животные);
• прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой);
• предлоги выражающие пространственные отношения ( на, у, в, из, за, под, к, около).
К концу обучения воспитанники должны уметь:
- поддерживать беседу:
- уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать;
- находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое);
- употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи);
- правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки);
- изменять слова, использую уменьшительно-ласкательный суффикс существительного.
- понимать и использовать в речи простые предлоги;
- составлять короткие рассказы по серии сюжетных картин;
- хорошо различать на слух неречевые звуки.
Формы подведения итогов:
1. Проведение открытого мероприятия;
2. Проведение консультаций среди родителей.
3. Мониторинг?
Методы, приёмы и содержание обучения
- Создание игровой ситуации
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные упражнения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
- Педагогическая диагностика
Учебно - тематический план.
№ п/п | Наименование блоков и тем | Количество часов | |||
Всего | |||||
Количество занятий | мин | Теория | Практика | ||
I Блок « Расширение и активизация словаря» | 10 | 200 | 50 | 150 | |
1 | «Наша группа» | 1 | 20 | 5 | 15 |
2 | «Органы артикуляции» | 1 | 20 | 5 | 15 |
3 | «Цвет, форма, величина» | 1 | 20 | 5 | 15 |
4 | «Игрушки» | 1 | 20 | 5 | 15 |
5 | «Овощи» | 1 | 20 | 5 | 15 |
6 | «Осень» | 1 | 20 | 5 | 15 |
7 | «Листья» | 1 | 20 | 5 | 15 |
8 | «Фрукты» | 1 | 20 | 5 | 15 |
9 | «Овощи-фрукты» | 1 | 20 | 5 | 15 |
10 | «Наше тело» | 1 | 20 | 5 | 15 |
II Блок «Обучение словоизменению» | 13 | 260 | 65 | 195 | |
1 | «Наше лицо» | 1 | 20 | 5 | 15 |
2 | «Средства гигиены» | 1 | 20 | 5 | 15 |
3 | «Одежда» | 1 | 20 | 5 | 15 |
4 | «Зима» | 2 | 20 | 5 | 15 |
5 | «Зимние забавы» | 1 | 20 | 5 | 15 |
6 | «Новый год» | 1 | 20 | 5 | 15 |
7 | «Цвет, форма, величина» | 2 | 20 | 5 | 15 |
8 | «Обувь» | 1 | 20 | 5 | 15 |
9 | «Дикие животные и их детеныши» | 1 | 20 | 5 | 15 |
10 | «Домашние животные и их детеныши» | 2 | 20 | 5 | 15 |
III Блок «Формирование правильного построения фразы» | 13 | 260 | 65 | 195 | |
1 | «Мамин праздник» | 1 | 20 | 5 | 15 |
2 | «Домашние птицы и их птенцы» | 1 | 20 | 5 | 15 |
3 | «Весна» | 1 | 20 | 5 | 15 |
4 | «Посуда» | 1 | 20 | 5 | 15 |
5 | «Мебель» | 2 | 20 | 5 | 15 |
6 | «Дом и его части» | 1 | 20 | 5 | 15 |
7 | «Транспорт» | 1 | 20 | 5 | 15 |
2 | «Профессии» | 1 | 20 | 5 | 15 |
3 | «Птицы» | 1 | 20 | 5 | 15 |
4 | «Цветы» | 1 | 20 | 5 | 15 |
5 | «Насекомые» | 1 | 20 | 5 | 15 |
«Лето» | 1 | 20 | 5 | 15 | |
Итого: | 36 | 720 | 180 | 540 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы |
1 | «Наша группа» | 1 | -Уточнить и расширить словарь детей по теме; -Формировать понятие что воспитатель, няня - это профессии; -Учить строить простую фразу из 2-4 слов; -Развивать произвольное внимание, память; -Воспитывать уважение к труду взрослых. Упражнение «Как кого зовут?» Физминутка «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем» | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
2 | «Органы артикуляции» | 1 | -Познакомить детей с органами артикуляции; -Развивать слуховое внимание, память, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук. Упражнение «Покажи и назови» Физминутка «Жмурки с колокольчиком». Упражнение с шариком Су Джок. Упражнение для развития артикуляторной моторики. | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
3 | «Цвет, форма, величина» | 1 | -Закрепить знание детей о геометрических фигурах(круг, квадрат, треугольник)и цвете(красный, желтый, зелёный, синий); -Учить счету в приделах 4-х; -Формировать сенсо -моторное восприятие. Упражнение «Покажи и назови» Упражнение «Давай посчитаем» Упражнение « Скажи, какой» Подвижная игра «Найди свой домик» | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
4 | «Игрушки» | 1 | -Уточнить и расширить словарь детей по теме; -Формировать обобщающие понятие «игрушки»; -Учить строить фразу из 2-4 слов; -Развивать внимание, память; -Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Игровое упражнение «Что привез нам грузовик». Упражнение «Покажи назови». Упражнение «Подумай и ответь» | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
5 | «Овощи» | 1 | -Уточнить и расширить словарь по теме; -Формировать обобщающее понятие «овощи» -Формировать умение употреблять имена существительные в именительном падеже множественного числа; -Учить строить фразы из 2-3 слов с предлогами «В», «НА» -Закрепить знание красного, , синего, зеленого, желтого, коричневого оранжевого цветов; -Учить выделять и называть оранжевый цвет; -развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук. Упражнение «Что в корзине» Игра «Посмотри и ответь» Физминутка «В огороде» Упражнение «Один –много» Упражнение «Покажи и скажи» | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
6 | «Осень» | 1 | Формировать представление об осени, ее признаках. - Учить строить фразу из 2-4 слов. - Учить воспроизводить простой ритм. - Развивать слуховое и зрительное внимание, физиологическое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Упражнение «Капли дождя». Физминутка. Игра «Солнышко и дождик». Упражнение «Осенний ветер». Упражнение «Минутка тишины». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
7 | «Листья» | 1 | - Продолжать формировать представление об осени и ее признаках. - Учить составлять предложения по совершаемому действию и вопросам с использованием имен существительных единственного и множественного числа. - Совершенствовать умение строить фразу из 2—4 слов. - Закрепить понятия «один — много — ни одного». - Развивать слуховое и зрительное внимание, память, физиологическое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Физминутка. Игра «Солнышко и дождик». Упражнение «Осенние листочки». Упражнение «Осенний ветер». Упражнение «Один — много — ни одного». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
8 | «Фрукты» | 1 | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Формировать обобщающее понятие «фрукты». - Учить различать и практически использовать единственное и множественное число имен существительных. - Учить строить фразу из 2—4 слов. -. Закрепить знание основных цветов. - Развивать внимание, память, мышление, речевое дыхание. Игровое упражнение «Что привез нам грузовик». Физминутка «Ветер дует». Упражнение «Душистые фрукты Упражнение «Назови правильно». Упражнение «Что привез нам грузовик». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
9 | «Овощи-фрукты» | 1 | - Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты». - Учить дифференцировать овощи и фрукты. - Учить строить фразу из 2—5 слов. - Учить использовать имена существительные в единственном числе родительном падеже с предлогом «ИЗ». - Развивать внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Игра «Помоги Незнайке». Игра «Угадайте, где мы были». Игра «Что в саду? Что в огороде?». Физминутка «Яблонька» Игра «Готовим обед». Игра «Прочитай» по схеме». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
10 | «Наше тело» | 1 | - Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. - Учить различать и употреблять имена существительные в единственном и множественном числе. - Составлять простые предложения по совершаемому действию и сюжетным картинкам. - Продолжать учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела. - Развивать внимание, память, мышление. - Воспитывать навыки организованного поведения. Игра «Наши гости». Упражнение «Покажи и назови». Физминутка Игровое упражнение «Посмотри и ответь». Упражнение «Отгадай-ка». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
11 | «Наше лицо» | 1 | - Уточнить и расширить словарь по теме. - Учить строить фразу из 2—5 слов. - Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. - Учить правильно употреблять слова «чистый» — «грязный», «сухой» — «мокрый» с существительными, обозначающими части лица. - Развивать внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, мелкую моторику кистей рук. Игра «Что у Тани грязное». Игра «Что у Тани чистое». Игра «Сравни». И фа «Что у Тани сухое». Физминутка Упражнение «Покажи и назови». Игра «Что у куклы? Что у куколки?». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
12 | «Средства гигиены» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме: мыть, умываться, стричь, чистить, причесывать, расчесывать, тереть, чистый, грязный, мокрый, сухой, лохматый, причесанный. - Учить составлять предложения по картинкам. - Развивать внимание, память, мышление. Игра «Почему заболел Буратино». Игра «У кого какое». Сравнить руки Буратино и куклы. Физминутка. Упражнение «Что это». Упражнение «Для чего нужно». Упражнение «Кто что делает». Упражнение «Кому что надо». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
13 | «Одежда» | 1 | - Уточнить словарь детей по теме, расширить и активизировать его. - Познакомить с назначением одежды. - Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных. - Учить составлять предложения по действию. - Учить использовать глаголы «надеть-снять» во фразах. - Развивать внимание, память, мышление, общую моторику Игровое упражнение «Поможем кукле». Упражнение «Что это». Рассмотреть комплект одежды для куклы. Игра «Одень куклу». Физминутка Игра « Что у куклы, что у куколки».. | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
14 | «Зима» | 2 | - Уточнить и расширить словарь детей о признаках зимы. - Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. - Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, мышление, память. - Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе. Упражнение «Отгадай-ка». Физминутка. Упражнение «Нарисуем зиму». Упражнение «Ветер». Игра «Вьюга». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
15 | «Зимние забавы» | 1 | - Закрепить знания о признаках зимы, зимних забавах детей. - Продолжать работать над формированием фразы, учить составлять предложения по картинно-графической схеме. - Развивать физиологическое и речевое дыхание, внимание, мышление, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. - Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе, зимним забавам. Упражнение «Отгадай-ка». Беседа по картинке «Зима» Упражнение «Покажи словечко». Физминутка. Игра «Вьюга» Упражнение «Подумай и ответь». Упражнение «Прочитай» по схеме». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
16 | «Новый год» | 1 | - Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки». - Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. - Обучать простому описательному рассказу. - Учить правильно использовать в речи форму творительного падежа имен существительных в единственном числе. - Закреплять использование в речи предлога «С». - Развивать внимание, память. - Воспитывать эмоционально-радостное отношение к новогоднему празднику. Беседа «Наша елка». Упражнение «Покажи и назови». Игра «Наряжаем елку». Физминутка «Новогодний хоровод». Игра «Расскажи, какая елка». Игра «Чего не стало». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
17 | «Цвет, форма, величина» | 2 | - Формировать пространственные представления «далеко - близко», «высоко — низко». - Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. - Развивать внимание, память, физиологическое и речевое дыхание, общую моторику. - Упражнение «Высоко — низко». Физминутка. Упражнение «Далеко — близко». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
18 | «Обувь» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Познакомить с обобщающим понятием «обувь» и ее назначением. - Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. - Учить составлять предложения по совершаемому действию, использовать глаголы «обуть-снять» при формировании фразы. - Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Игровое упражнение «Поможем кукле». Упражнение «Покажи и назови». Игра «Обуй куклу». Физминутка. Игра «Чтоу куклы, что у куколки». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
19 | «Дикие животные и их детеныши» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», формировать понятие «детеныши диких животных». - Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. - Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику. - Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе. Оборудование: предметные и сюжетные картинки. Упражнение «Отгадай-ка». Упражнение «Кто же эти малыши». Физминутка. Игра «Найди детеныша». Игра «Кто у кого». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
20 | «Домашние животные и их детеныши | 2 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать обобщающее понятие «детеныши». - Учить строить фразу из 3-х слов с использованием имени существительного в родительном падеже без предлога и с предлогом «У». - Развивать внимание, память, наглядно-образное мышление. - Воспитывать доброту и внимание к домашним животным. Игра «Кто у кого». Физминутка. Упражнение «Кто чей детеныш» Игра «Кого не стало».. | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
21 | «Мамин праздник» | 1 | - Расширять знания детей об окружающем мире. - Продолжать учить строить фразу из 2-5 слов. - Развивать внимание, память. - Воспитывать уважение к труду взрослых, эмоциональное отношение к Женскому празднику. Упражнение «Составь предложение». Физминутка. Беседа «Женский день Упражнение «Составь предложение». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
22 | «Домашние птицы и их птенцы» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать обобщающее понятие «птенцы». - Учить строить фразу из 3-х слов. - Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику кистей рук. - Воспитывать любовь к живой природе. Упражнение «Кто это». Игра «Птенцы». Физминутка. Игра «Курочка и цыплята». Упражнение «У кого кто». Упражнение «Кто чей птенец». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
23 | «Весна» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать понятие «весна». - Формировать связную речь. - Развивать внимание, память, общую п мелкую моторику кистей рук. - Воспитывать любовь к родной природе. Оборудование: сюжетные картинки по тем Игра «За окно посмотри, что увидел, расскажи». Беседа «Весна пришла». Физминутка. Речь с движением. Игра «Посмотри и назови | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
24 | «Посуда» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать обобщающее понятие «посуда». - Учить строить фразы с дополнениями, выраженными именами существительными единственного числа в творительном падеже без предлога, в родительном падеже с предлогом «ИЗ», в предложном падеже с предлогами «В», «НА». - Учить составлять сложно-подчиненные предложения с придаточными цели. - Развивать внимание, память, мышление. Игровое упражнение «Посмотри и назови». Игра «Помоги Незнайке». Физминутка. Речь с движением. Упражнение «Для него нужна посуда». Игра «Чего не стало». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
25 | «Мебель» | 2 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать обобщающее понятие «мебель». - Учить детей строить сложно-подчиненные предложения. - Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук. - Воспитывать бережное отношение к мебели. Прочитать детям отрывки из сказки «Кошкин дом» С.Я.Маршака. Беседа по сказке. Упражнение «Посмотри и назови». Физминутка. Игра «Отвечай-ка». Упражнение «Для чего нужна мебель». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
26 | «Дом и его части» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже. - Учить согласовывать числительные от 1 до 5 с именами существительными. - Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Упражнение «Покажи и назови». Игра «Найди пару». Физминутка Игра «Давай посчитаем». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
27 | «Транспорт» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать обобщающее понятие «транспорт». - Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже. - Учить составлять сложно-подчиненные предложения цели и предложения с противительным союзом «А». - Развивать внимание, память. Упражнение «Покажи и назови». Упражнение «Что для чего». Физминутка. Упражнение «Один — много». Упражнение «Составь предложение». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
28 | «Профессии» | 1 | - Познакомить детей с профессиями врача, повара, шофера. - Повторить профессии людей, работающих в группе. - Формировать обобщающее понятие «профессия». - Продолжать формировать умение использовать в речи простые распространенные и сложно-подчиненные предложения. - Развивать внимание, память, мышление. - Воспитывать уважение к труду людей. Упражнение «Угадай» Упражнение «Покажи и назови». Физминутка. Игра «Автомобили». Упражнение «Кто что делает». Игра «Лото». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
29 | «Птицы» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Продолжать формировать обобщающее понятие «птицы». - Учить образовывать именительный падеж множественного числа имен существительных. - Учить образовывать и употреблять в речи уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. - Развивать внимание, память, мышление. - Воспитывать любовь к живой природе. Физминутка. Упражнение «Один - много». Упражнение «Назови ласково». Упражнение «Подумай и ответь». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
30 | «Цветы» | 1 | - Активизировать словарь детей по теме. - Закрепить обобщающее понятие «цветы». - Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. - Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени. - Учить строить фразу из 4-х слов с предлогом. - Развивать внимание, память, логическое мышление, речевое дыхание, общую и мелкую моторику кистей рук. - Воспитывать чувство любви к природе. Упражнение «Посмотри и назови». Упражнение «Посмотри и ответь». Физминутка. Речь с движением. Упражнение «Прочитай» по схеме». Упражнение «Отгадай-ка». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
31 | «Насекомые» | 1 | - Уточнить и расширить словарь детей по теме. - Формировать обобщающее понятие «насекомые». - Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже. - Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени. - Учить правильно употреблять имена существительные в форме единственного числа родительного падежа. - Учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения с союзом «ПОТОМУ ЧТО». - Развивать внимание, память, мышление. - Воспитывать любовь к окружающей природе. Упражнение «Пчела». Упражнение «Покажи и назови». Игра «Один -много». Упражнение «Подумай и ответь». Игра «Кого не стало». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
32 | «Лето» | 1 | - Познакомить детей с признаками лета, отличать его от других времен года. - Учить пересказывать близко к тексту. - Развивать внимание, память, мышление. - Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать своих товарищей. Упражнение «Посмотри и ответь». Игра «Бывает — не бывает». Физминутка. Игра «Солнышко и дождик». Упражнение «Назови признаки лета». Упражнение «Перескажирассказ». Упражнение «Покажи и расскажи». Итог занятия. Игра «Отгадай-ка». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
Мониторинг
Диагностика промежуточных результатов формирования социально-нормативных возрастных характеристик в группе №______(средняя группа, 4-5 года)
за 20___/___ учебный год
Воспитатели (Ф.И.О) ____________________________________________________________________________
№ | Фамилия, имя ребёнка | Артикуляционная моторика (подвижность органов артикуляционного аппарата) | Фонематический слух (умение различать на слух неречевые и речевые звуки) | Грамматический строй речи (навыки словообразования и словоизщменения, использование предлогов) | Состояние словаря (пассивный и активный словарь сущ., прилаг., глаг., наречий; обобщающие слова) | Связная речь (составление описательных рассказов и по серии картин) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 |
Зелёный цвет - низкий уровень
Синий цвет - средний уровень
Красный цвет - высокий уровень
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.
В организации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приёмы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядные: (наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия).
Словесные: (беседа, объяснение, вопросы,)
Игровые: (игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание проблемных оментов)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
Фронтальный: одновременная работа со всеми детьми.
Коллективный: организация взаимодействия между всеми детьми.
Индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповой - организация работы малыми группами.
Для успешной реализации программы «Сказки веселого язычка» необходимо: просторное, хорошо освещаемое, проветриваемое помещение, наличие столов, стульев, доски; шкафов и полок для размещения образцов и дидактических материалов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, мольберт, пробковая доска;
Материалы: игрушки, пластилин, книги, распечатанные материалы, предметные карточки, картон и цветная бумага, массажер суджок
Дидактический материал: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды..
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией в развитие речи детей. Все занятия направлены на постепенное освоение детьми разных речевых материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме.
Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы, игры, рассказы.
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,
настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия
взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).
ЛИТЕРАТУРА
- Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т. А. ШуйскаяСпб. 2000
- Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
- Георге Виреу «Веселая азбука»
- Дурова, Н. В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
- Логопедические занятия с детьми раннего возраста. Е.Янушко. Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
- Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.
- Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
- Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.
СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ДЕТЕЙ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Домашний адрес |
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дни посещения | |||||||||||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | ||||||||||||||
Настя | |||||||||||||||||
Всего присутствует детей |
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дни посещения | |||||||||||||||
февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||
Всего присутствует детей |
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дни посещения | |||||||
октябрь | ноябрь | ||||||||
1 | Богачев Егор | ||||||||
2 | Ваганова Екатерина | ||||||||
3 | Гурьянова Ксения | ||||||||
4 | Депутатова Дарья | ||||||||
5 | Исайкина Софья | ||||||||
6 | Куманькина Виктория | ||||||||
7 | Каниськина Александра | ||||||||
8 | Кантеева Алина | ||||||||
9 | Казаков Александр | ||||||||
10 | Косолапова Виктория | ||||||||
11 | Киняев Егор | ||||||||
12 | Келин Павел | ||||||||
13 | Караваев Андрей | ||||||||
14 | Малькин Ярослав | ||||||||
15 | Морозкин Артем | ||||||||
16 | Макушкин Максим | ||||||||
17 | Морозова Кира | ||||||||
18 | Москалев Евгений | ||||||||
19 | Панина Виктория | ||||||||
20 | Парамонов Владислав | ||||||||
21 | Родайкина Вероника | ||||||||
22 | Раужина Валерия | ||||||||
23 | Сухарькова Анастасия | ||||||||
24 | Суродина Алина | ||||||||
25 | Самарова Арина | ||||||||
26 | Трушакин Илья | ||||||||
27 | Толмачев Владислав | ||||||||
28 | Ульмасов Артур | ||||||||
29 | Чиняева Ника | ||||||||
30 | Юсупов Алихан | ||||||||
31 | Якомаскина София | ||||||||
32 | |||||||||
33 | |||||||||
34 | |||||||||
35 | |||||||||
Всего присутствует детей |
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дни посещения | |||||||
декабрь | январь | ||||||||
1 | Богачев Егор | ||||||||
2 | Ваганова Екатерина | ||||||||
3 | Гурьянова Ксения | ||||||||
4 | Депутатова Дарья | ||||||||
5 | Исайкина Софья | ||||||||
6 | Куманькина Виктория | ||||||||
7 | Каниськина Александра | ||||||||
8 | Кантеева Алина | ||||||||
9 | Казаков Александр | ||||||||
10 | Косолапова Виктория | ||||||||
11 | Киняев Егор | ||||||||
12 | Келин Павел | ||||||||
13 | Караваев Андрей | ||||||||
14 | Малькин Ярослав | ||||||||
15 | Морозкин Артем | ||||||||
16 | Макушкин Максим | ||||||||
17 | Морозова Кира | ||||||||
18 | Москалев Евгений | ||||||||
19 | Панина Виктория | ||||||||
20 | Парамонов Владислав | ||||||||
21 | Родайкина Вероника | ||||||||
22 | Раужина Валерия | ||||||||
23 | Сухарькова Анастасия | ||||||||
24 | Суродина Алина | ||||||||
25 | Самарова Арина | ||||||||
26 | Трушакин Илья | ||||||||
27 | Толмачев Владислав | ||||||||
28 | Ульмасов Артур | ||||||||
29 | Чиняева Ника | ||||||||
30 | Юсупов Алихан | ||||||||
31 | Якомаскина София | ||||||||
32 | |||||||||
33 | |||||||||
34 | |||||||||
35 | |||||||||
Всего присутствует детей |
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дни посещения | |||||||
февраль | март | ||||||||
1 | Богачев Егор | ||||||||
2 | Ваганова Екатерина | ||||||||
3 | Гурьянова Ксения | ||||||||
4 | Депутатова Дарья | ||||||||
5 | Исайкина Софья | ||||||||
6 | Куманькина Виктория | ||||||||
7 | Каниськина Александра | ||||||||
8 | Кантеева Алина | ||||||||
9 | Казаков Александр | ||||||||
10 | Косолапова Виктория | ||||||||
11 | Киняев Егор | ||||||||
12 | Келин Павел | ||||||||
13 | Караваев Андрей | ||||||||
14 | Малькин Ярослав | ||||||||
15 | Морозкин Артем | ||||||||
16 | Макушкин Максим | ||||||||
17 | Морозова Кира | ||||||||
18 | Москалев Евгений | ||||||||
19 | Панина Виктория | ||||||||
20 | Парамонов Владислав | ||||||||
21 | Родайкина Вероника | ||||||||
22 | Раужина Валерия | ||||||||
23 | Сухарькова Анастасия | ||||||||
24 | Суродина Алина | ||||||||
25 | Самарова Арина | ||||||||
26 | Трушакин Илья | ||||||||
27 | Толмачев Владислав | ||||||||
28 | Ульмасов Артур | ||||||||
29 | Чиняева Ника | ||||||||
30 | Юсупов Алихан | ||||||||
31 | Якомаскина София | ||||||||
32 | |||||||||
33 | |||||||||
34 | |||||||||
35 | |||||||||
Всего присутствует детей |
ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дни посещения | |||||||
апрель | май | ||||||||
1 | Богачев Егор | ||||||||
2 | Ваганова Екатерина | ||||||||
3 | Гурьянова Ксения | ||||||||
4 | Депутатова Дарья | ||||||||
5 | Исайкина Софья | ||||||||
6 | Куманькина Виктория | ||||||||
7 | Каниськина Александра | ||||||||
8 | Кантеева Алина | ||||||||
9 | Казаков Александр | ||||||||
10 | Косолапова Виктория | ||||||||
11 | Киняев Егор | ||||||||
12 | Келин Павел | ||||||||
13 | Караваев Андрей | ||||||||
14 | Малькин Ярослав | ||||||||
15 | Морозкин Артем | ||||||||
16 | Макушкин Максим | ||||||||
17 | Морозова Кира | ||||||||
18 | Москалев Евгений | ||||||||
19 | Панина Виктория | ||||||||
20 | Парамонов Владислав | ||||||||
21 | Родайкина Вероника | ||||||||
22 | Раужина Валерия | ||||||||
23 | Сухарькова Анастасия | ||||||||
24 | Суродина Алина | ||||||||
25 | Самарова Арина | ||||||||
26 | Трушакин Илья | ||||||||
27 | Толмачев Владислав | ||||||||
28 | Ульмасов Артур | ||||||||
29 | Чиняева Ника | ||||||||
30 | Юсупов Алихан | ||||||||
31 | Якомаскина София | ||||||||
32 | |||||||||
33 | |||||||||
34 | |||||||||
35 | |||||||||
Всего присутствует детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...