ОД по развитию речи по теме: "Транспорт" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Исмагилова Минзиля Санбулатовна

Программные задачи:

1.   Образовательные:

— расширять представления детей о разных видах транспорта;

— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

— обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

— упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый — сильный, трусливый — смелый, глупый — умный и т.д);

— закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

— развивать артикуляционный аппарат;

 

— формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ №17 г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ

Конспект ОД по развитию речи

в старшей группе по теме: «Транспорт»

        

        Выполнила: воспитатель Исмагилова М.С.

2016г.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Транспорт»

Программные задачи:

  1. Образовательные:

— расширять представления детей о разных видах транспорта;

— продолжать знакомить с профессиями ( шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

— обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

— упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый — сильный, трусливый — смелый, глупый — умный и т.д);

— закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

— развивать артикуляционный аппарат;

— формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

— развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

— продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный:макет ракеты, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Спецтранспорт»

Ход занятия

1.Вводная часть.

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся:

- Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Небо! Здравствуй, Земля!  Здравствуйте, все мои друзья!
2. Воспитатель: Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Воспитатель: Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Воспитатель: Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".

Воспитатель: А какие виды транспорта знаете?

Дети: (ответы)

-Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука
[л] – [л] – [л].
Гудит пароход: произнесение звука
[ы] – [ы] – [ы].
Прокололась шина у машины: произнесение звука
[ш] – [ш] – [ш].
Насос: произнесение звука
[с] – [с] – [с].
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "
ша – шу – ши - шо".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "
би – би – би".
Гудит поезд: произнесение на одном выдохе "
ту – ту - ту".
-Молодцы!

Воспитатель:

— О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель: (показывает детям макет ракеты)

- Вот, на этой ракете мы совершим путешествие.

— Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что — то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

— Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

— Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

— Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

— Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р — Р — Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

— Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

— Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА — РА — РА — в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

— Полетели! (воспитатель показывает картину с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету (картина  с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель показывает картинки с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

— Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? ( внимательный, дисциплинированный)

— Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

— Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

— Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

— Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

— Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

- Кто управляет подводной лодкой (подводник). Какой должен быть подводник? (решительный, смелый)

Воспитатель:

-А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Назови ласково».

— А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина — машинка,

грузовик — грузовичок,

самолет — самолетик,

вертолет — вертолетик,

ракета — ракетка,

велосипед — велосипедик,

корабль — кораблик,

лодка — лодочка,

автобус — автобусик.

Воспитатель:

Сейчас  садитесь, мы поиграем в игру: «У меня есть один-много»

-  У меня есть автобус.

 — А у меня есть много автобусов.

 - У меня есть трамвай.

 – А у меня есть много трамваев. И т.д.

— Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие — то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

А теперь, дети, на ваших столах лежат картинки с изображением транспорта. Вы должны назвать то, что нарисовано на вашей картинке только по слогам.

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

— Нам пора возвращаться на Землю. Перепрограммируем наш бортовой компьютер и введем новый пароль: «РА —РА —РА — возвращаться нам пора» Полетели! ( слайд на компьютере)

— А вот и Земля. Мы дома. Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие?

- Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".

- Чему научились?
Д. Мы научились составлять рассказы по схеме.
-  Вам понравилось занятие?
Д. Да.
-  Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.Задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о к...

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речиКонспект НОД в старшей группе «День космонавтики»Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики&raqu...

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речи Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Занятие ко Дню космонавтики в старшей группе по развитию речиКонспект НОД  «День космонавтики»Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элемент...

Конспект ООД «Развитие речи» (обучение грамоте) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»

Конспект ООД «Развитие речи»(обучение грамоте)В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]&raq...

Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, февраль №1: Беседа на тему «О друзьях и дружбе».

Цель: Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.Задачи:Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекат...