Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…» для среднего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Луханина Светлана Николаевна

Использование мнемотаблиц особенно эффективно при заучивании стихотворений. Опорные рисунки увлекают детей, превращают занятие в игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_uzh_taet_sneg.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия  №196 Красногвардейского района

Дошкольное отделение

Конспект  непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…»

для среднего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы

                                            Составитель: Луханина Светлана Николаевна,

                                                                                                воспитатель

Санкт-Петербург

2021

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: совершенствование умений детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.

Задачи:

Образовательные

  • Формировать умение запоминать стихотворение, читать его с интонацией, с опорой на мнемокарту.
  • Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его, читать выразительно.
  • Закреплять знания о приметах весны.
  • Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; поддерживать желание выражать свои представления и эмоции в художественной форме.

Развивающие 

  • Развитие эстетического восприятия.
  • Развитие умения слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст. Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
  • Развитие связной речи, речевого слуха, речевого дыхания, чувства ритма.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к произведениям о природе.
  • Воспитание эмоционально-радостного отношения к пробуждающейся природе.
  • Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы весной (дует теплый ветер, тает снег, капель, на деревьях набухают почки), коллективные и индивидуальные беседы с детьми о весне, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: картинки для оформления весеннего пейзажа, запись музыки П.И. Чайковского  «Времена года», мнемотаблица, тренажер для снятия зрительной утомляемости по методике В. Базарного, гуашь, альбомные листы, кисти, мяч.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Введение в игровую ситуацию.

Подходи ко мне дружок.

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мотивация.

Ребята, к нам из леса пришла телеграмма. А для того, чтобы узнать от кого она, нужно отгадать загадку

Снег и лёд на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла…(весна).

Воспитатель: Правильно, это Весна прислала телеграмму. Слушайте, что она пишет:

«Дорогие ребята! Я обращаюсь к вам за помощью. Зима не хочет уходить, и мне приходиться с ней бороться. У меня осталось мало сил, и я не успеваю разбудить всю природу. Если я не успею, многие деревья останутся без листьев и будут стоять голые все лето. Многие полянки будут без травы  и насекомым негде будет присесть. Помогите мне. Расскажите обо мне!

Я знаю, если вы постараетесь, у вас получится. Надеюсь на вас. ВЕСНА»

Воспитатель: Ребята, ну что? Поможем Весне?

Актуализация знаний.

Игра «Закончи предложение» (игра с мячом).

Явление, когда начинает таять снег, называется оттепель.

Первые цветы, появляющиеся весной, называются подснежники.

Зимой небо серое, а весной синее.

Весной после зимней спячки просыпается медведь.

Остаются зимовать зимующие птицы, а весной возвращаются из тёплых стран перелётные.

Вода, капающая с крыш во время оттепели, называется капель.

Весной птицы вьют гнёзда.

Под ногами весело журчат ручьи.

Солнце становится теплее.

На деревьях появляются почки.

Место, где стаял снег и видна земля, называется проталина.

Воспитатель знакомит со стихотворением Алексея Николаевича Плещеева «Уж тает снег…»

Звучит запись музыки П. И. Чайковского. Чтение стихотворения.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала...

- Понравилось стихотворение? А как вы думаете, оно грустное или радостное? Его написал русский поэт Алексей Плещеев.

Затруднение в игровой ситуации.

Ребята, посмотрите, я нарисовала это стихотворение. Послушайте еще раз, постарайтесь запомнить, будем его учить. Читает выразительно с опорой на мнемотаблицу.

Открытие нового знания.

Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

-В окно повеяло весною?

 -Чье пение мы скоро услышим? – Разных птиц

-Что произойдет в лесу?

Весною, в солнечный день, если посмотреть на небо, оно чистое, ярко-голубое, как драгоценный голубой камень лазурь. Поэт так и говорит: «Чиста небесная лазурь».  

-Какое стало солнце?

- Какое время года ушло?

- Молодцы, ребята. Послушайте, как я выразительно прочту это стихотворение, а потом вы будете читать. Чтение воспитателем. Вызывает двоих детей с хорошей памятью. Воспитатель тихо подсказывает начало строчки или заканчивает ее, подсказывает слово, чтобы не было пауз. Все высказывания детей оцениваются положительно. Предлагает прочесть его дома.

Закрепление нового знания.

Игра «Ручеек».

Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

 Побежал в саду ручей, 

Прилетели сто грачей, 

А сугробы тают, тают

А цветочки подрастают.

Работа с  тренажером для снятия зрительной утомляемости по методике В. Базарного.

Ребята, а давайте нарисуем подарок для Весны?! Оживим картинку. Покажем как природа просыпается после зимы: бегут ручьи, светит солнце, набухают птички на деревьях, расцветают подснежники. Я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую для работы.

Рефлексия.

- Как вы думаете, мы смогли помочь Весне? Вам понравилось занятие?

- Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии? Назовите автора и название стихотворения.

 Как называется стихотворение?

- Вам легко было рассказывать по картинкам?

Похвалить детей.

Ребята выполняют соответствующие словам движения.

Дети отгадывают загадку.

Предполагаемый ответ: Да.

Ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, бросает мяч обратно воспитателю.

Ответы детей

Дети внимательно слушают стихотворение с опорой на мнемотаблицу, стараются запомнить.

Дети отвечают на вопросы воспитателя строками из стихотворения

– Да, тает снег, бегут ручьи.

 -Засвищут скоро соловьи.

– И лес оденется листвою.

Дети повторяют эту строчку индивидуально.

– Теплей и ярче солнце стало.

– Зима, пора метелей злых и бурь опять надолго миновала. Эту строчку повторяют 2-3 ребенка.

Двое детей читают последовательно. Называют автора. Затем читает стих один ребенок.

Дети стают парами. Последняя пара проходит под поднятыми руками и встает впереди, сразу сзади другая пара проходит вперед. «Потекли, как весенний ручеек».

 Идут по кругу

 Бегут по кругу

Машут руками

Приседают

Поднимают руки вверх

Дети выполняют гимнастику для глаз

Пальчиковая гимнастика.

Работа детей.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Зимняя забота о птицах» для детей среднего дошкольного возраста

Данная образовательная деятельность была проведена в рамках зимней акции «Птицы в городе», направленной на воспитание экологической культуры и формирование чувства ответственности за окруж...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: "В гостях у бабушки Федоры" для детей среднего дошкольного возраста

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию тема: "В гостях у бабушки Федоры"для детей среднего дошкольного возраста...

Заучивание стихотворения В. Кодрян "Божья Коровка" с детьми младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

В данной презентации предоставлен материал о заучивании стихотворения В. Кодрян "Божья Коровка" с детьми младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники....

Конспект: Непосредственно образовательной деятельности по речевой, познавательной, социально- коммуникативной области на тему: «Всезнайки» для детей старшего дошкольного возраста.

Непосредственно образовательной  деятельности по речевой, познавательной, социально- коммуникативной области на тему: «Всезнайки» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Свойства воды и льда» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о свойствах и превращениях воды;развитие познавательного интереса к окружающему миру в процессе наблюдений....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализации на тему :" Любимые сказки " в средней группе

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализации на тему :"  Любимые сказки "в средней группе...