Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Свойства воды и льда» для детей среднего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель: формирование представлений о свойствах и превращениях воды;
развитие познавательного интереса к окружающему миру в процессе наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Свойства воды и льда» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формирование представлений о свойствах и превращениях воды;
развитие познавательного интереса к окружающему миру в процессе наблюдений.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить представления детей о свойствах воды – прозрачная, жидкая, ее можно наливать, на морозе превращается в лед, воду можно окрасить с помощью красок.
- Расширить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, в тепле тает и образуется вода, форма льдинок зависит от формы посуды, в которую налили воду, из окрашенной воды получается цветной лед.
- Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий – потрогать руками, насколько лед твердый, гладкий, скользкий; положить льдинку на теплую руку (льдинка начнет таять, рука станет мокрая).
- Активизировать речь детей через познавательные вопросы
- Обучать ходьбе и бегу змейкой
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания и интереса к явлениям природы
- Развивать у детей умение наблюдать, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их совместно с воспитателем и делать выводы
- Способствовать развитию умения быстро замирать, держать статичное положение тела через тематические подвижные игры.
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное и внимательное отношение к природе;
- воспитывать умение выслушивать ответы детей, не отвечать всем разом
- благоустраивать и украшать участок детского сада
- воспитывать умение соблюдать правила в подвижных играх
Предварительная работа:
- Беседа о свойствах воды, где в природе мы встречаем воду;
- Экспериментальная деятельность «Окрашивание воды желтой, синей, красной акварельной краской. Получение зеленого цвета через смешивание желтой и синей жидкостей»;
- беседа про зимние игры на льду;
- отгадывание загадок про лед и сосульки;
- экспериментальная деятельность «Изготовление картин из льда и природного материала»
- чтение стихотворений В.Берестова «Гололедица», С. Черного «Мчусь, как ветер, на коньках…».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, метод познавательных вопросов, использование художественного слова, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: столик, поднос, круглые, прямоугольные, фигурные формочки, емкости с окрашенной водой, петельки из крепкой нити, лопаты, ведерки, санки, мягкие ледянки, снежки, льдинки с петельками для украшения участка.
План прогулки:
1 наблюдение - первая часть, наливаем окрашенную воду в емкости разной формы и размера, в часть емкостей помещаем петельки из прочной нити. 4мин
2 подвижные игры «Заморозки», «Лед-вода» 10 мин
3 самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом – лопаты, ведерки; катание с горы на мягких ледянках, катание друг друга на санках. 35мин
4 труд детей на участке – уборка снега на участке, расчистка дорожек. 7-10 мин
5 индивидуальная работа – хотьба и бег змейкой по дорожке между снежками 8-10мин
6 дидактическая игра «Найди лед на участке детского сада» 7мин
7 наблюдение - вторая часть - что стало с окрашенной водой на морозе, вся ли вода успела замерзнуть? Какие у льда свойства. 4мин
Ход совместной образовательной деятельности:
Воспитатель собирает детей закличкой «Эй, дружок, эй дружок- подходи скорей в кружок. Дети собираются вокруг демонстрационного столика.
Восп.: Ребята, сегодня мы хотим увидеть чудеса природы и подготовили разные формочки и цветную воду. Но нам нужен помощник. Я расскажу стихотворение, а вы послушайте, кто будет нашим помощником.
Как же так случается,
Вода в лёд превращается?
Почему зимой природа
Замораживает воду?
Это всё мороз — проказник
Нам зимой устроил праздник.
Кто же нам поможет?
Ответы детей: мороз
Восп.: Да, сегодня мы посмотрим, как вода превращается в лед.
Давайте вспомним, какую воду мы взяли сначала в группе, она была цветная?
Ответы детей.
Восп.: мы взяли простую воду, она прозрачная, бесцветная. А с помощью красок мы придали воде разные цвета. Какое открытие мы сделали?
Ответы детей: воду можно окрасить.
Восп: а еще мы знаем, что вода жидкая и ее можно наливать. Мы ее не сыпем, не кладем, мы воду льем, она льется. Вот у нас формочки и сейчас мы с вами в эти формочки нальем воду. А какую форму имеют наши формочки?
Ответы детей: разную, круглую, прямоугольную…
Восп.: А как можно назвать эти формочки? Можем сказать, что они фигурные?
Ответы детей: да
Воспитатель наливает в формочки воду разных цветов и вместе с детьми в часть формочек кладет петельки из ниток
Восп.: Ребята, а как вы думаете – когда вода замерзнет и превратиться в льдинки, они тоже будут цветные?
Ответы детей
Восп.: давайте предположим, что льдинки останутся цветные. А какой формы они будут?
Ответы детей
Восп.: Нам осталось подождать, пока мороз подействует на воду, и мы с вами точно будем знать, какие получатся льдинки. А пока мы ждем, предлагаю поиграть в игру «Заморозки». В нашей игре есть правила, не выбегать с поляны, до кого дотронется Мороз, тот должен застыть и не шевелится. Когда Мороз заморозит пятерых, выбираем нового Мороза. А теперь считалочка нам поможет выбрать первого Мороза
«Лыжи, санки и коньки - а Мороз сегодня ты!»
Проводится игра «Заморозки»
Когда дети начинают терять интерес к игре, предлагается игра «Лед-вода»
Правила игры «Лед-вода»
Дети выстраиваются в ряд , водящий перед ними на расстоянии 4-5 метров, спиной к играющим. Пока водящий не видит , дети делают шаги по направлению к водящему. Как только водящий поворачивается и произносит «лед» все застывают. Если водящий замечает, что кто-то пошевелился, игрок выбывает из игры. Задача играющих дойти до водящего и коснутся его рукой. Кто первый дотрагивается до водящего, тот становится новым водящим.
Подвижные игры переходят в самостоятельную деятельность детей.
Время от времени дети подходят к демонстрационному столику, наблюдают постепенное образование льда.
На фоне самостоятельной деятельности детей воспитатель организует трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми.
Перед окончанием прогулки воспитатель с детьми собирает выносной материал.
Воспитатель собирает детей вокруг демонстрационного столика.
Восп: сегодня мы говорили о том, что вода на холоде замерзает и превращается в лед. А есть ли лед на нашем участке? Давайте найдем его? Идите во все стороны, смотрите хорошенько
Дети ищут льдины, небольшие сосульки на веточках, рассматривают форму.
Восп.: А теперь вернемся к нашему столику с льдинками. Посмотрите вся ли вода замерзла? (если вода не успела замерзнуть, а только покрылась тонкой корочкой льда, то вторую часть наблюдения проводят на вечерней прогулке)
Ответы детей: замерзли только маленькие формочки, а большие только покрылись льдом
Восп.: Да, это значит, что вода замерзает постепенно, воде в больших емкостях надо больше времени, чтобы превратиться в лед. А льдинки остались цветными, как и вода?
Ответы детей: да, цветные, только льдинки стали светлее, а вода была ярче.
Восп.: Давайте достанем готовые льдинки из формочек и посмотрим какая у них форма? (рассматриваем) Льдинки повторяют ту форму, в которую мы наливали воду. Из круглой формочки получилась круглая льдинка, а из фигурной, фигурная. А на участке мы находили льдинки совсем непонятной формы. А что мы с вами можем сказать про лед? Помните, недавно мы делали ледяные картины и узнали, что лед остается прозрачным. Давайте выясним, лед твердый? Кто может потрогать льдинку? (воспитатель дает детям потрогать льдину) Мы можем потрогать и сказать – лед твердый, а еще он какой?
Ответы детей: холодный, гладкий, красивый, блестящий
Восп.: Да, верно. А после того, как вы взяли льдинку в теплую руку что произошло?
Ответы детей: рука стала мокрая, лед начал таять.
Восп.: как много мы узнали сегодня про лед. Лед это замерзшая вода – он холодный, гладкий, твердый, блестит, прозрачный, получается из воды, из цветной воды будет цветной лед, если попадет в тепло, начнет таять и опять превращаются в воду. А еще льдинки повторяют ту форму, в какую налили воду. Посмотрите, какие красивые цветные льдинки у нас получились! Давайте украсим льдинками участок. Мы возьмем те льдинки, в которые положили петельки и развесим их на веточках.
Воспитатель и дети украшают участок, любуются льдинками и уходят с прогулки.
Интернет- ресурсы:
https://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post302874283
http://axmama.ru/stihotvorno/detskie-stihi-pro-katok-i-kon-ki/
приложение 1
Методическая подборка загадок и стихов про лед, сосульки, зимние игры
За окошком снег идёт,
Очень близок новый год,
А речушка не течёт,
Ведь сковал речушку … (лёд)
Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это … (лед)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лед)
Вода по воде плавает.
(Лед)
С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый … (лёд)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(Лед)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим … (лёд)
Голубой, как небосвод,
На реке замёрзший …(Лёд)
Он сковал большую реку,
Гладкий, ровный - красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой
Поскорей надеть коньки.
(Лёд)
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.
(Лёд)
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт.
(Лёд на реке)
Не в темницу, а в светлицу
Запирал мороз девицу.
До весны девице
Не открыть светлицы.
(Лёд на реке)
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня - как стекло.
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица.(Льдинка)
Зима на крыши серые
Бросает семена —
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосульки)
Снега первого я ждал,
Бегал, прыгал и играл.
А теперь я пью микстурку,
Потому что съел … (сосульку)
Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело —
Всю морковку съело.
(Сосулька)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец – … (сосулька)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел … (сосульки)
Детки сели на карниз
И растут все время вниз.
(Сосульки)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет.
(Сосулька)
Зимнею порой бывает
Очень разною погода.
То вдруг солнышко нагрянет,
То бушует непогода.
В оттепель всегда приходим
Очень мокрые с прогулки.
А потом в мороз свисают
С крыш огромные … (сосульки).
Уцепившись за карниз
Капельки бросает вниз
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная … (сосулька)
Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестрёнки
Холодны, прозрачны, звонки,
А растут макушкой вниз.
Ты под них не становись! (сосульки)
Мчусь, как ветер, на коньках… (С. Чёрный)
Как же так случается,
Вода в лёд превращается?
Почему зимой природа
Замораживает воду?
Это всё мороз — проказник
Нам зимой устроил праздник.
Ну а мы, безумно рады,
Покататься нам отрадно
По блестящей глади льда
На коньках туда — сюда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-950207-1506776388.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Зимняя забота о птицах» для детей среднего дошкольного возраста
Данная образовательная деятельность была проведена в рамках зимней акции «Птицы в городе», направленной на воспитание экологической культуры и формирование чувства ответственности за окруж...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-831493-1567766825.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие по родному краю» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831605-1476538700.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности По познавательному развитию «В гости к тете зубной щетке» (Для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект непосредственно образовательной деятельностиПо познавательному развитию«В гости к тете зубной щетке»(Для детей старшего дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/19/picture-1095037-1674121488.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» для детей среднего дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №2...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446843-1399836269.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие по любимому городу» для детей старшего дошкольного возраста
Название: «Путешествие по любимому городу».Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель НОД:...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/17/picture-1161367-1568746145.jpg)
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хорошо рядом с мамой» для детей средней группы
Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. Воспитывать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1386025-1644514722.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства воды-волшебницы»
Эксперементирование с водой...