Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Затейники"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности
"Затейники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_kruzhka_gotova.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка……………………………………………………...…………3
Цель программы……………………………………………………………..…………4
Задачи программы……………………………………………………….……………..4
Глава 1.Основные направления работы с воспитанниками…………..……………6
1.1Формы работы с детьми………………..……………………………..……………7
ГЛАВА 2.Перспективное планирование…………………………….……………….8
Пояснительная записка
“При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг”
Н.А.Бернштейн
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.
Кружок «Затейники» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у воспитанников 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности.
Разнообразные пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В программе представлены специальные игры и упражнения, массаж на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы: создание условий для развития и укрепления мелкой моторики и координации движений пальцев рук; развитие познавательных способностей дошкольников.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать умения у воспитанников владеть графическими навыками: штриховка в разных направлениях, по образцу, обводить контуры предмета по точкам, дорисовывать предметы.
- Обогащать тактильный опыт воспитанников: формировать умения узнавать на ощупь предметы иматериалы.
- Формирование произвольных координированных движений пальцев рук.
- Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
- Ознакомление с пальчиковыми играми.
- Формирование умения действовать по словесным инструкциям.
Развивающие:
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительнымвосприятием.
- Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
- Развитие познавательных психических процессов.
- Развитие речи воспитанников.
- Развитие интереса к художественному творчеству.
- Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
Воспитывающие:
- Воспитывать в ребятах аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе, целенаправленность.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
- Воспитание коммуникативных способностей у воспитанников.
Форма обучения: очная
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий:2 младшая группа (3-4 года) – количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия.
Длительность занятия:15 минут.
Форма занятий: совместная деятельность педагога и воспитанника.
Ожидаемые результаты
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение нормами этики поведения и общения.
- Воспитанники познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности.
- Развитие познавательных процессов и обогащение речи.
- Развитие двигательных навыков и умений.
- Развивая чувство ритма.
- Совершенствование слухового, зрительно и тактильного восприятия.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
Пальчиковая гимнастика – воспитанники знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом. В ходе пальчиковых игр воспитанники, повторяя движение взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Массаж кистей рук - содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперреактивности. Совершенствование психических функций.
Физкультминутки – кратковременноепрерывание в занятии для проведения комплекса физических упражнений, направленных на предупреждение утомления.
Рисование пластилином, аппликация, рисование по трафаретам – развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
Развитие графических навыков, штриховка, дорисовка, обведение контуров предметных изображений, раскрашивание – воспитанники улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого формируется умение правильно держать карандаш.
Игры и действия с мелкими предметами, работа с разным материалом - у воспитанников совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Работа с крупой- воспитанники знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нанизывание бус, пуговиц на нитку, шнуровка, составление предметных разрезных картинок – направлена на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.
Выкладывание фигур из семян, геометрических фигур, счетных палочек–формирование тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений, развивает внимание, память, пространственное мышление
1.1. ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
- Чтение
- Игры словесные, настольные и подвижные
- Импровизация
- Беседы
- Просмотр тематических мультфильмов
- Разучивание произведений устного народного творчества
- Наблюдения
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
- Экспериментирование
- Совместные действия
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема | Программное содержание |
Октябрь | «Дружные ребята» | Познакомить с пальчиковыми играми, формировать интерес к пальчиковым играм. |
«Игрушки» | Знакомить с пальчиками, формировать умение соединять пальцы на обеих руках, формировать умение работать с бумагой – разглаживание смятой в комочек бумаги. | |
«Овощи» | Продолжать соединять пальцы обеих рук поочередно, формировать умение узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий, жёлтый цвета; закреплять знание круглой формы. | |
«Фрукты» | Развивать умение координировать речь с движениями, формировать умения перекладывать фасоль из одной емкости в другу. | |
Ноябрь | «Домашние животные» | Формировать умение изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев, формировать умение мелко рвать бумагу. |
«Дикие животные» | Формировать умение изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев, отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую. | |
«Посуда» | Развивать тактильные ощущения, речь ребенка, обучать воспитанников ритмичному нанесению точек и штриховки. | |
«Осень» | Развивать координацию движений пальцев рук, вырабатывать у воспитанников умение располагать фигуры на плоскости по заданным признакам (форма, цвет – блоки Дьенеша). | |
Декабрь | «Здравствуй, Зима!» | Постукивание соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу, развивать умение сматывать нитки на палочку. |
«Деревья» | Развивать общую и мелкую моторику, сформировать умение у воспитанников завязывать узелки. | |
«Мой дом» | Постукивание соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу, уточнить представления о материал из чего сделаны предметы (дерево, стекло, ткань). | |
«Новый год» | Обучать поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе, формировать умение воспитанников работать с пластилином способом размазывания на листе шариков. | |
Январь | «Снег идет» | Формировать умение координировать речь с движениями, продолжать формировать умения делать точки, рисовать круги. |
«Одежда» | Формировать умение на каждое слово загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого, стимулирование тактильных ощущений (мешочки с крупой), развивать умение шнуровать. | |
«Зимние забавы» | Развивать умение поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе, закреплять умение составлять целое из частей, развивать координацию кистей рук. | |
Февраль | «Виды транспорта» | Формировать умение на каждое слово загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого, сформировать умение выкладывать изображение с помощью счетных палочек. |
«Профессии» | Развивать координацию движений пальцев рук, тренировать навык ритмично наносить штрихи, развивать умение изготовление комки из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. | |
«Защитники Отечества» | Развивать гибкость пальцев, продолжать формировать умения воспитанников работать с бумагой техникой обрывания. | |
«Конец зимы» | Развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения, упражнять воспитанников проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. | |
Март | «Весна» | Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета, обучать создавать несложную композицию с помощью прищепок. |
«Мамин день» | Развивать гибкость пальцев, тренировать умение создавать узор по образцу, обучать нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. | |
«Цветы» | Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений, закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу. | |
«Семья» | Разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца, продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. | |
Апрель | «Птицы» | Развивать гибкость пальцев, закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки. |
«Космос» | Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений, упражнять в умении рисовать на манке, познакомить с нетрадиционным методом рисования – тычок. | |
«Мебель» | Разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца, развивать умение воспитанников строить из кубиков, развивать интерес к деятельности. | |
«Весенняя капель» | Развивать мелкую моторику, связную речь, познакомить воспитанников с пипеткой, показать, как ею пользоваться. | |
Май | «Насекомые» | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук, упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. |
«Дождик и солнце» | Формировать умение поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук, формировать умение рисовать круги, линии, аккуратно закрашивать. | |
«Лето» | Сформировать умение поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук, развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением, развивать умение аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию. | |
Июнь | «Веселая мышка» | Разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца, применить обе руки. Пересыпание крупы ложечкой из одной посуды в другую. |
«Рыбки» | Продолжать воспитывать умение составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем. | |
«Путешествие в зоопарк» | Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук. | |
«Цветные мячики» | Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. Рисуем на манке большие и маленькие круги. | |
Июль | «Солнышко лучистое» | Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением, стимулировать тактильные ощущения, продолжать формировать умение завязывать узелки и бантики на ленточках. |
«Звонкий дождик» | Развивать мелкую моторику рук, развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением, закрепить умение детей пользоваться пипеткой, воспитывать самостоятельность. | |
«Дерево» | Развивать мелкую моторику рук, изображать простейшие предметы при помощи геометрических фигур, формировать умение координировать речь и движения. | |
«Машины на дороге» | Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания, обучать детей рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе. | |
Август | «Милые питомцы» | Развивать мелкую моторики рук, обучать детей ритмичному нанесению штрихов, формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, воспитывать любовь к животным, фантазию. |
«Наша одежда» | Продолжать учить координацию движения с речью, стимулировать тактильные ощущения, закреплять у детей умение работать с бумагой - разглаживание смятой в комочек бумаги. | |
«Лукошко ягод» | Развивать мелкую моторику пальцев, тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | |
«Вот и мы подросли» | Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением, создавать узор из кругов, штрихов, стимулирование тактильных ощущений, развивать творческую фантазию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Грамотейки". В основе программы использована методика Т. Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» и методика...
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Мой любимый город Лебедянь» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Программа духовно - нравственной направленности (православная культура)...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...