Мастер-класс по теме «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Мастер-класс по теме «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов». Данный мастер-класс посвещен родителям детей с ТНР, учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп. Сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза является базой для обучения детей чтению и письму в дальнейшем. Поэтому данная тема является актуальной. Обучить детей звукобуквенному анализу и синтезу слов очень легко, играя в игры. В данном мастер-классе представлены игры, которые родители могут использовать в домашних условиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_zvukobukvennomk_analizu.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме
«Подготовка к обучению грамоте.
Звукобуквенный анализ и синтез слов».
Цель мастер-класса: вовлечение родителей в процесс обучения детей грамоте и осознание родителей роли в этом процессе.
Задачи мастер-класса:
Уточнение и расширение представлений родителей о процессе подготовки детей к обучению грамоте.
Уточнение и расширение знаний родителей о звуках, буквах, слогах, словах;
Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Создать мотивацию к занятиям с ребенком.
Задачи занятия:
Коррекционно- образовательные:
- Закрепить понятия: «звук», «слог», «слово», «буква».
- Закрепить правило определения количества слогов в словах;
- Закрепить умения выделять первый (гласный, согласный) звук в слове;
- Закрепить навык определения количества слогов в словах;
- Закрепить умения дифференцировать звуки (гласные-согласные, глухие-звонкие)
- Закрепить навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- Закрепить навык послогового чтения;
- Закрепить знания о порядковых числительных.
- Учить отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание;
- Развивать мелкую и общую моторику;
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи.
Оборудование. Игра «Паровозик», схемы с пуговкой, предметные картинки (кит, маки, косы, мак, паук), пеналы с фишками для звукового анализа и синтеза, звуковые схемы кубики с буквами кассы с буквами, буклеты.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые родители! Я приглашаю Вас в круг поиграть.
Игра «Цепочка слов». Создание положительного эмоционального фона.
Задача: научить выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.
Описание. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.
Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, тема которого «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов».
Вопрос родителям: Как вы думаете, что включает в себя подготовка к обучению грамоте?
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Обучение звуковому анализу и синтезу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества слогов в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- определение места звука в слове.
- определение последовательности и количества звуков в слове.
Вопрос родителям: Как вы считаете, какова ваша роль в обучении детей грамоте?
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, умения оказать помощь вашим детям. Часто при выполнении домашнего задания родители сталкиваются с вопросом: «Как это делать?». Для этого сегодня на мастер-классе вы попробуете выполнить задания самостоятельно, а значит, в дальнейшем легко можете помочь ребенку, предложить варианты решения той или иной проблемы и проконтролировать правильность выполнения. Сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза является базой для обучения детей чтению и письму в дальнейшем. Поэтому данная тема является актуальной.
Обучить детей звукобуквенному анализу и синтезу слов очень легко, играя в игры. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игры, которые вы с легкостью можете использовать с детьми дома. С одной из них мы познакомились в начале. Как она называлась?
Игры с родителями:
- Игра «Паровозик».
Цель: определение количества слогов в словах.
Описание. На столах лежат картинки. Взрослым необходимо определить количество слогов в словах с помощью хлопков и поставить картинку в нужный вагон. Картинки с одним слогом в вагон с одним окошком и т.д.
- «Поймай слово со звуком «м».
Цель: учить выделять заданный звук в словах.
Слова: сом, кот, мост, каска, маска, сказка, дом, ком, кит, ноты, камни.
Описание: Взрослому называют слово и бросают мяч. Если в этом слове есть заданный звук, мяч нужно поймать. Если нет – отбросить.
- Игра «Пуговка».
Цель: Определение места звука «н» в словах (начало, середина, конец).
Слова: носок, сон, ножик, санки, слон.
Описание: каждому взрослому выдается схема слова с пуговкой. Взрослые определяют, где стоит заданный звук в слове, и передвигают пуговку на определенное место (начало, середина, конец).
- А сейчас мы с вами попробуем выложить звуковую схему слова.
Так как это задание вызывает трудности при выполнении дома. Некоторые путают это задание с определением места звука в слове, где на схеме из 3 квадратов необходимо закрасить только один квадрат (начало, середина, конец слова).
Цель: научить выкладывать звуковую схему слова.
Слова: Кит, маки, косы.
Описание: родителям выдаются пеналы для звукового анализа и синтеза, и предлагается выложить звуковую схему слова. В ходе побуждающего диалога родители самостоятельно справляются с поставленной задачей.
- Игра «Собери словечко».
Цель: развитие навыков звукобуквенного анализа.
Описание: перед родителями лежат кубики с буквами, из которых необходимо сложить словечко.
Слова: бегемот, машина, самолет.
Второй вариант игры. Отгадай, какое слово я загадала и назови его, выложи из букв, напиши. Ребенок на слух воспринимает звуки (например: А, М, К) и собирает из них слово. Этот вариант игры более сложный и предполагает развитие фонематического слуха, слухового внимания. Вопрос: Уважаемые родители, читаете ли вы детям книги перед сном?
Чтение перед сном не только обогащает словарный запас ребенка, развивает художественно-эстетическое восприятие, но и развивает слуховое внимание и память.
Итак, мы с вами познакомились с играми, которые являются основой для обучения детей грамоте. Разобрали затруднения, которые встречаются при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам ознакомиться с буклетами, в которых прописано, что ребенок должен знать и уметь для полноценного освоения чтения и письма в школе. А затем, вы увидите фрагменты из занятий по обучению детей грамоте.
Для себя вы должны понять какие трудности испытывает ваш ребенок и постарайтесь понять какова ваша роль – родителя в процессе обучения детей грамоте (организатор, помощник, контролёр).
Дети проходят в зал.
Ребята, вы хотите поиграть? А чтобы дома ваши родители с вами играли?
Давайте покажем, в какие игры мы играем на занятиях и научим родителей правилам наших игр.
- Логопед. Ребята, кто догадается, чем отличаются слова черепаха и кот? (количеством слогов).
Логопед. Правильно, слова бывают длинные и короткие. А как называются части, из которых состоят слова? (слоги).
Логопед. Предлагаю поиграть вам в игру «Паровозик».
Дети определяют количество слогов в названии картинки и ставят ее в нужный вагон.
- Выделение первого звука в словах.
Логопед. Давайте с вами вспомним, что такое звук? Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Логопед. Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Гласны звуки можно пропеть и протянуть, при произношении во рту нет преграды. Согласные звуки нельзя пропеть и протянуть, при их произношении во рту есть преграда (Губы, зубы, язык)).
Логопед. Определите первый звук в словах.
Логопед кидает мяч и называет слово.
- Звуковой анализ слова.
Логопед.
Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный … (мак)
Логопед. Молодцы! Сейчас мы будем выполнять звукобуквенный анализ слова МАК. (показ картинки)
Дети выполняют задание самостоятельно за столами. А затем сравнивают с образцом.
Логопед. Сколько слогов в слове МАК?
Логопед. Сколько звуков в слове МАК? Назови каждый звук и дай ему характеристику.
Логопед. Сколько гласных звуков в слове МАК? (один)
Давайте повторим правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
Мы правильно определили количество слогов? (да)
Логопед. Назовите третий (первый, второй) звук в этом слове.
По такому же принципу разбирается слово: ПАУК.
- Работа с кассами.
Логопед: Ребята, проходите за столы. Давайте вспомним, чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем).
Логопед. А сейчас я мы будем составлять слова из букв.
Дети выкладывают в столбик слова: кот, паук, садик.
Логопед. Прочитаете, третье (второе, первое) слово.
Дети читают слова.
Логопед: Все справились? – аплодисменты.
Ребята, а давайте спросим родителей, научили ли мы их играть – «Что было трудным? Вы запомнили игры? Сможете играть с детьми дома?» Аплодисменты родителям.
Подведение итога мастер-класса
Уважаемые родители, вы просмотрели фрагменты из занятий по обучению грамоте. Вопрос родителям: Как вы считаете, какова ваша роль в обучении детей грамоте? (организатор игр, помощник, контролер).
В буклетах вы ознакомитесь с более сложными играми. Их вы можете использовать в дальнейшем. И пусть ваш ребенок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя. Если у вас появились ко мне вопросы, вы можете остаться, и я с радостью отвечу на них. Большое спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа и синтеза слов
В презентации представлена система работы над формированием умения выполнять звуко-слоговой анализ слов у дошкольников с ОНР. Этапы работы сопровождаются методическим обеспечением....
"Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи".
Описание опыта работы по данной теме....
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Система работы по формированию звуко – слогового анализа и синтеза слова.
В основе обучения грамоте лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха ребёнка и умение заменить фонемы соответствующими буквами....
Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста...
Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...
Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Слоговой анализ и синтез слов»
Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком....
- Мне нравится (1)