"Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Описание опыта работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи.

В исследованиях, посвящённых проблеме речевых нарушений отмечается, что фонетико-фонематические нарушения являются распространёнными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность.

В результате этого , я решила уделить больше внимания овладению детьми – логопатами навыкам звукового и звукослогового анализа и синтеза слов, для коррекции и формирования фонетической стороны речи.

Усвоение и совершенствование звуковой стороны речи происходит на основе общения ребёнка с окружающим в различных видах деятельности. В процессе занятий, игр и упражнений, мы учим детей понимать и употреблять термины «слог», «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их значение, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слога, как отдельные элементы слова. Обращается внимание и на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания. Знакомясь со звуковой формой слова, ребёнок учится анализировать его слоговое строение, выделять его ударные звуки.

Ознакомление детей-логопатов со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению грамоте, но и важнейшее условие усвоения грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию восприятия музыкально-ритмического строя речи.

Серьёзное внимание уделяется развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей. Это положительно влияет на формирование звукового и слогового анализа и синтеза речи, что в свою очередь способствует сознательному стремлению детей научиться произносить звуки более чётко и правильно.

 Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому очень важно начинать одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы. Причём дети в возрасте пяти, шести лет наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей-логопатов весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Начиная работать по теме: «Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза для коррекции и формирования фонетической стороны речи», я составила перспективное планирование, где поставлены те задачи, которые решались в процессе работы.

Задачи.

  1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.    
  2. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
  3. Работать по единицам речи: звуку, слогу, слову и предложению.
  4. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, формировать коммуникативные способности на основе общения.
  5. Развивать у детей-логопатов фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
  6. Обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов.
  7. Широко использовать фонетические игры.
  8. Ознакомить с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, Ь и Ъ знаками, и их значением. Показать слогообразующую роль гласного и значение ударения.
  9. Учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные слова, односложные, двухсложные, трёхсложные.
  10. Учить составлять «кустики» слов.
  11. Обратить внимание на написание большой буквы в начале предложения, в именах и кличках животных.

Поставленные задачи решались во взаимосвязи с воспитателями группы, психологом, музыкальным работником.

В основу перспективного планирования заложен принцип развивающего обучения. Я, определяю содержание работы по месяцам, то есть в какой последовательности идёт знакомство детей со звуками и буквами, какие задания и упражнения мы выполняем в этом месяце. Также подобраны фонетические игры, лексические, грамматические игры, дидактические, используемые по данной теме. В перспективном планирование указан и тот методический материал, который я сама изготовила. Методический материал изготовлялся по мере изучения какой-то новой теме. Например, началась тема звуковой анализ слов и составление схем слов, и сразу появились «весёлые гномики» (трёх цветов). С помощью различной литературы мной были составлены тесты, которые тоже указаны в плане. Например, составлены следующие тесты по временам года «Когда это бывает?», по темам «Овощи и фрукты», «Грибы», «Одежда и обувь», также тесты по данной теме: «Какая буква лишняя?», «Придумай слово по данной схеме», «Составь из слогов слова», «Буква потерялась». В конце месяца проводится итоговое занятие по данной теме.

Творчески подхожу к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый  материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Мною сделан красочный алфавит, который используется на занятиях (по мере знакомства с буквой заполняются его кармашки и к концу года дети увидят, что они познакомились с алфавитом). Сделана игра «Загадочный остров» и «Волшебные кораблики» (игра на составление слогов), различные ребусы, тесты, карточки для устных диктантов (определение места звука в слове) и многое другое. Также в занятия включаются всевозможные игры и упражнения, фонетические игры: «Кто внимательнее?», «Кто, что услышит?», «Кто запомнит больше слов с определённым звуком», «Добавь слог», «Сколько звуков услышали?», графические игры, лексические игры «Кому это нужно?», «Найди подходящее слово», «Кто знает пусть продолжит». Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи (Грамозека, Утка Кряква, Буквоед); сюрпризные моменты. Также в занятия включаются загадки, стихи, поговорки, пословицы. Само занятие строится по следующей структуре:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Работа на фланелеграфе,  с азбукой большого формата и магнитной доской
  3. Сюрпризные моменты, элементы игры, словесные игры
  4. Физкультурная пауза
  5. Индивидуальная работа детей
  6. Всевозможные игры и упражнения
  7. Итог занятия

Структура занятия может изменяться в зависимости от материала.

Работая по данной теме происходит взаимосвязь не только с выше перечисленными специалистами, но и с родителями. Даются определенные домашние задания по данной теме, проводятся консультации для родителей. Говорю о том , что обучение грамоте ответственный период в жизни ребёнка. И, то насколько благополучно он проходит во многом зависит от меня и от родителей, от нашего терпения, доброжелательности, ласки. Необходимо проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. И конечно стараться идти от желания ребёнка.

Первые успехи в чтении оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребёнка, стимулируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения, ребёнок буквально выпрямляется на глазах: у него появляется самоуважение, подкрепляемое положительными эмоциями родителей по поводу его успехов, уверенности в своих силах; резко возрастает познавательная активность; все психические процессы протекают на совершенно ином уровне, качественно более высоком. Чувство благодарности ребёнка к логопеду в связи с этим формирует устойчивое, положительное отношение ребёнка, как к личности логопеда, так и к логопедическим занятиям. На таком эмоциональном фоне ребёнок с удовольствием занимается артикуляционной гимнастикой, постановкой звуков, дыхания – то есть деятельностью, требующей от него значительных волевых усилий. Следует отметить, что возможности ребёнка, страдающего общим недоразвитием речи, в овладении чтением значительно опережают его возможности в плане овладения самостоятельной устной речью, т.е. слово сложного звукослогового состава ребёнку легче прочитать, нежели произнести.

Таким образом,  ребёнок обретает опосредованный через чтение путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, её грамматического строя, обогащению словарного запаса.

Перспективное планирование по формированию фонетической       стороны речи

ЗАДАЧИ

Познакомить:

  1. С единицами речи: звук, слог, слово, предложение.
  2. С гласными звуками, с согласными твёрдыми и мягкими звуками, с –Ъ- и –Ь- знаками и их значением.
  3. С слогообразующей ролью гласного и значением ударения.
  4. Со всеми буквами алфавита.

Научить:

  1. Соотносить звук со зрительным образом буквы.
  2. Правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
  3. Читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двусложные, трёхсложные слова.
  4. Звуковому и звукослоговому анализу и синтезу слов.
  5. Составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова.

Развивать:

  1. Фонематический слух.
  2. Зрительное и слуховое внимание.
  3. Устную речь, обогащать словарный запас.
  4. Коммуникативные способности на основе общения.
  5. Произвольное внимание.

А также прививать любовь и интерес к чтению, учить читать без утомления и перенапряжения.

       

       

        



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по формированию фонетической стороны речи

месяц

Содержание работы

Игры и игровые ситуации

Изготовление методического материала

сентябрь

Знакомство с логопедическим кабинетом; показ различных видов работы; знакомство с понятием «звук»; с понятием «гласный звук».

октябрь

Знакомство с гласными звуками: [а] [о] [у]. Познакомить детей с понятием «согласный звук». Знакомство с согласными звуками [м] [мь] [с] [сь]. Дать понятие «согласный твёрдый» «согласный мягкий» звуки.

Составление слогов: АС, ОС, УС; ОМ, АМ, УМ; СА, СО, СУ; МА, МО, МУ.  Определение места звука в слове (в двух позициях).    

«Покажи букву» «Угадай звук»

д/и «Телефон» «Кто внимательный?» «Кто, что услышит?» «Кто запомнил больше слов со звуком [с] и [м] ?»

Изготовление алфавита: на карточке изображена буква; она сделана из спичек и из наждачной бумаги; наклеены картинки – звук стоит в трёх позициях.

Составление тестов по темам: «Овощи и фрукты» «Грибы» «Приметы осени».

ноябрь

Знакомство с согласными звуками [х ][хь][ш]. Чтение слогов. Закрепление ранее изученных звуков. Дифференциация звуков [c] [ш]. Чтение и анализ слогов: АШ, ОШ, УШ; ША, ШО, ШУ; АХ,ОХ,УХ; ХА,ХО,ХУ. Звуковой анализ слов типа: ум, ус, сом……     

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки….» «Добавь слог» «Живые слоги» «Кто внимательней?»

Игра «Наоборот» «С кочки на кочку».

«Весёлые гномики» (трёх цветов): красный – гласный звук, синий – согласный твёрдый звук, зелёный – согласный мягкий звук. Карточки с кружочками: для определения места звука в слове в трёх позициях.

Тесты: «Какой гриб лишний?» «От какого дерева листочек?»  

декабрь

Знакомство с гласным звуком [ы]; с согласными звуками [н] [нь] [р] [рь] [л] [ль]. Составление слоговых таблиц, их чтение, составление слов. Работа по единицам речи: звук, слог, слово. Звуковой и слоговой анализ слов. Определение места звука в слове в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце.

Игры: «Большие – маленькие» «Собери разные слова» «Придумай слово» «Выдели гласные звуки» «Угадай букву» «Найди подходящее слово» «Что мы видим на картинке?» «Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки ….» «Найди звук в словах».

Составление тестов: «Приметы зимы» «Какая буква лишняя?» «Из каких звуков состоят слова?»

Игра «Загадочный остров» или «Весёлые кораблики» (на составление слогов).

январь

Обобщение пройденного. Гласные звуки[а] [о] [у] [и]; согласные звуки: [м] [мь] [с] [сь] [х] [хь] [л] [ль] [н] [нь] [р] [рь]  [ш]. Закрепление понятий «твёрдый» и «мягкий» согласные звуки. Анализ и синтез слов из пяти звуков.

Знакомство с согласным звуками [к] [кь] [т] [ть] [п] [пь]. Составление слогов и слов с этими звуками. Чтение слоговых таблиц. Чтение слогов с договариванием до целого слова.  

Игры: «Какой звук?» «Кто внимательней?» «Определи место звука в слове» «Что изменилось в слове?» «Дополни предложение» «Назови слова» «Звук заблудился» «Кто знает пусть продолжит».

Развитие связной речи: «Когда это бывает?» «Кто лучше расскажет».

 

Составление слоговых таблиц. Составление тестов: «Придумать слово по схеме» (из двух звуков, из трёх); «Составить из слогов слова».

февраль

Знакомство с гласным звуком [и]. Слогообразующая роль гласного. Определение места звука в слове.

Чтение слоговых цепочек.

Знакомство с согласными звуками [з][зь]. Понятие «звонкий» звук. Дифференциация звуков [з]-[с]. Чтение слоговых таблиц. Знакомство с согласными звуками [в] [вь]. Составление предложений. Анализ предложений.

Игры: «Назови слово» «Угадай звук» «Составим слово» «Весёлый остров» «Слоговой домик» «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук…» «Что изменилось в слове?» «Придумай слово, если в начале ЗА. ЗИ, ЗУ ….» «Подскажи словечко».

Составление слоговых таблиц, слоговых цепочек.

Составление тестов: «Какая буква заблудилась?»  «Составь из слогов слова» «Отгадать ребусы».

март

Знакомство с согласным звуком [ж]. Дифференциация звуков [ж]- [ш]. Чтение слоговых таблиц. Звуковой анализ слов. Составление схем слов.

Знакомство с согласными звуками [б] [бь].

Чтение слогов с договариванием до целого слова.

Дифференциация звуков [б]-[п] [бь]-[пь].

Знакомство с согласными звуками [г] [гь]. Определение места звуков в слове. Дифференциация звуков [г]-[к]. Знакомство с согласными звуками [д]-[дь]. Дифференциация звуков [д]-[т].

Чтение по подобию метаграммы (замена одной буквы на другую: труд-пруд).  

Игры: «Какой звук в начале слова?» «Угадай слово по начальному слогу» «Придумай слово, если в начале БА, БУ, ГА, ГУ ……..» «Хлопни в ладоши когда услышишь К-Г» «Найди звук в словах»

«Скажи в рифму»

Упражнение на внимание:

«Какие буквы спрятались в буквах Б-Ж-П?»

Игры: «Скажи по-другому» «Где цифры, где буквы?» «Переставь слова в предложении».

Составление слоговых таблиц. Изготовление «сказочных домиков»: домик для гласных звуков, для согласных звуков, для глухих и звонких согласных звуков.

Составление тестов: «Когда это бывает?» «Что лишнее?» «Буква потерялась».

апрель

Звук [й]. сравнение со звуком [и]. Анализ и синтез слов. Составление схем слов. Закрепление звуков:[д] [т] [и] [й]. знакомство с гласными звуками [е] [ё].

Чтение слов с преобразованием, приём наращивания и замены буквы.

Гласные звуки [ю] [я]. Чтение вертикальной таблицы.  

Игры: «Кто поедет в гости?»(из слогов составить имена детей). «Озорные звуки» «Определи место звука в слове» «Сложи слово» «Буква потерялась» «Дополни предложение» «Наоборот» «О ком я, расскажу?» «Найди нужное слово».

Составление слоговых таблиц. Составление тестов: «Найди слово» «Слова рассыпались».

май

Знакомство со звуками [ц] [ч]. Определение места звука в слове. Преобразование слов путём замены букв.

Согласные звуки [щ] [ф]. анализ и синтез слов. Чтение слов с договариванием  до целого слова. Гласный звук  [э].

Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Сравнение.

Дать понятие «алфавит».

Закрепление пройденного материала.

Занимательные упражнения: «Почему появилась ошибка?» «Всё ли верно докажи» «Кто увидит больше всех?» «Определи позицию звука» «Слоговой домик» «Волшебные кубики».

Составление слоговых цепочек, таблиц.

Составление тестов: «Какой цветок лишний?»

«Ребусы».

В перспективном планирование возможны изменения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возможны изменения в последовательности изучения звуков и букв.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Тема: «Формирование фонетической стороны речи, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР»

Анализ реальной ситуации показал, что количество детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт. Эти дети составляют группу риска по школьной неуспеваемости. основная причина - недостаточное...

Мастер-класс на тему: «Игровые приемы в работе по обучению навыкам звукового и слогового анализа и синтеза»

Чтение и письмо - виды деятельности, основой для которых является устная речь. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной реч...

Игры на развитие звукослогового анализа и синтеза слов

100 игр для развития звукослогового анализа и синтеза слов...

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».Задачи:1. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 2. Закреплять на...

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов

Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэ...