Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализа и синтеза слов."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

вовлечение родителей в процесс обучения детей грамоте и осознание родителей роли в этом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

"Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализа и синтеза слов."

Цель: вовлечение родителей в процесс обучения детей грамоте и осознание родителей роли в этом процессе.

Задачи:

Уточнение и расширение представлений родителей о процессе подготовки детей к обучению грамоте.

Создать условия для привлечения родителей к активному участию в закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений.

Уточнение и расширение знаний родителей о звуках, буквах, слогах, словах;

Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов;

Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.

Оборудование: демонстрационный материал (символы звуков, звуковые окошки), раздаточный материал (наборы для звукового анализа слов), памятки для родителей.

Выставка дидактических пособий по данной теме.

Ход:

Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, тема которого «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов».

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Анализ – это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д.

Скоро ваши дети пойдут в школу  и все эти умения очень пригодятся при чтении и письме. Исходным процессом чтения и письма является звуковой анализ- мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), установление их количества и последовательности.

Это сложный процесс для всех детей. Дети испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении  звукового анализа слов, а в последствии и в школе.

А сейчас давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах нашего родного языка..

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буква – это знак, графическое обозначение звука. Букву мы пишем и  читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

- Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Посмотрите на таблицу.

 Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. 

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

 Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Посмотрите на таблицу.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Они живут на улице твёрдых звуков,

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Они живут на улице мягких звуков.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

И так, запоминаем главное: нет преграды – звук гласный, есть преграда – звук согласный.

Практическая часть

Предлагаю провести звукобуквенный анализ и синтез слов и записать Звуковую схему слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

2. Произнеси слово по слогам. Разделить слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).

3.Найди ударный слог. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.

4. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. Детей надо научить звук «протянуть», искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова. Например, «к-к-кот». После этого называется нужный (выделенный) звук, который надо охарактеризовать: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, глухой или звонкий.

5. Обозначь выделенный звук фишкой. Запись звуков с помощью условных обозначений (фишек) помогает детям «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. Условные обозначения звуков традиционны: гласный звук – красная фишка, согласный твердый звук – синяя фишка, согласный мягкий звук – зеленая фишка.

6. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

       Сколько всего звуков в слове?

       Сколько гласных звуков?

       Сколько согласных?

       Сколько слогов?

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук: ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук: д – ооо – м - второй звук о – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук: до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напечатаем слово буквами: ДОМ

Звуковой анализ слова КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком. (Очень важно – произносить мягкие согласные при выполнении звукового анализа слова мягко)

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

Играя в игры, очень легко помочь  во всем разобраться Вам и помочь закрепить знания вашим детям

Игры с родителями:

1. Определение наличия звука в слове.

Игра «Хлопни, если услышишь звук» - развитие слухового внимания, фонематический слух.

а) Послушайте мои слова, если в слове вы услышите звук У, то хлопни в ладоши. (Утка, книга, стол, ухо, снег, муха)

б) Я называю звуки, если услышите звук О выкладывайте на стол счетную палочку (поднять карточку красного цвета)

2. Определение места звука в слове.

-Игра «Цепочка» (определение первого и последнего звука в слове) .
Друг за другом называем слова. Новое слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

(МухА – АвгусТ – ТорТ – ТиР - РакетА…)

-Игра «Пуговка»- определение места звука «н» в словах (начало, середина, конец).  Слова: носок, сон, ножик, санки, слон. Каждому взрослому выдается схема слова с пуговкой. Взрослые определяют, где стоит заданный звук в слове, и передвигают пуговку на определенное место (начало, середина, конец).

 Заключение.

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

1.    Взрослый должны правильно произносить согласные звуки. Мы называем звуки М, К, Т, а не ЭМ, КА, ТЭ.

2.    Для звукового анализа и синтеза выбираем только те слова, написание которых не расходится с произношением (мак, бык, осы, кабан).

3.    Для звукового анализа и синтеза НЕ выбираем слова, в которых пишутся гласные Е, Ё, Ю, Я.

4.    Помните, что гласные звуки в звуковых схемах обозначают красным цветом, твёрдые согласные-синим, мягкие согласные-зелёным.

5.    Для занятий можно использовать магнитные кружки синего, зелёного и красного цвета и использовать дверцу холодильника в качестве магнитной доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"

В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Мастер - класс по теме «Игры в обучении грамоте».

В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР. Острота проблемы состоит в том, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи отсутствует готовн...

Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте"

Материал поможет обучить родителей приемам элементарного звуко-слогового анализа и синтеза.Вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамо...

Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »

Мастер – класс для педагогов«Подготовка к обучению грамоте »...

Мастер-класс по теме «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов».

Мастер-класс по теме  «Подготовка к обучению грамоте.  Звукобуквенный анализ и синтез слов». Данный мастер-класс посвещен родителям детей с ТНР, учителям-логопедам, воспитателям ...