Мастер-класс на тему: «Игровые приемы для формирования навыков звукового анализа и синтеза на логопедических занятиях»
методическая разработка (старшая группа)

Екатерина Александровна Ревякина

У воспитанников   навыки звукового анализа и синтеза даже к семи годам оказываются слабо сформированными или несформированными совсем. Для меня, как для логопеда, очень важно, чтобы дети умели слышать звуки, различать их и выделять из слога или слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Игровые приемы для формирования

навыков звукового анализа и синтеза

на логопедических занятиях»

Цель: познакомить с игровыми приемами для формирования навыков звукового

анализа и синтеза у детей с ОНР.

Задачи:

  • выяснить, что такое звуковой анализ и синтез;
  • раскрыть роль звукового анализа и синтеза при обучении навыкам письма

и чтения;

  • познакомить с игровыми приемами по формированию навыков звукового анализа и синтеза на логопедических занятиях.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме, предметные

картинки, картонные полоски с напечатанными словами, пластмассовые

крышки зеленого, синего и красного цвета, цветные прищепки трех цветов.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

– Добрый день уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам ненадолго побыть моими воспитанниками и выполнить несколько заданий. В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с тем, что дети не могут правильно обозначить мягкость или твердость согласного на письме. Слайд 1.

2. Введение в тему

– Поэтому тема моего мастер-класса – игровые приемы для формирования навыков звукового анализа и синтеза на логопедических занятиях. Давайте разберемся, что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть обязательно сформированы?

Анализ – это разделение целого на части. Слайд 2.

Звуковой анализ – это разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

– Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков.

– Для чего же нам нужен звуковой анализ? Мы с вами используем его каждый день, так как звуковой анализ лежит в основе процессов письма и чтения.

– Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, то есть мысленно разбить его на звуки, однако уже в ходе записывания происходит синтез, или мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Мы не можем сразу записать слово целиком, мы пишем его, мысленно произнося каждый звук, потом звуки объединяем в слоги, а затем в слова.

3. Актуальность выбранной темы

– У воспитанников навыки звукового анализа и синтеза даже к семи годам оказываются слабо сформированными или несформированными совсем. Для меня, как для логопеда, очень важно, чтобы дети умели слышать звуки, различать их и выделять из слога или слова.

4. Теоретическая часть Слайд 3.

– Давайте перенесемся в мир начальной школы и вспомним, что же такое звуки.

Все, что мы слышим и произносим – это звуки. А все, что мы видим и пишем – это буквы. Сегодня мы будем работать только со звуками и звуковыми схемами.

– Все вы знаете, что звуки делятся на гласные и согласные. Слайд 4.

Гласные звуки образуются при помощи голоса, воздух проходит свободно, не встречая во рту преграды, гласные можно петь и тянуть, они образуют слог. Гласные делятся на ударные и безударные.

– Согласные звуки образуются при помощи голоса и шума или только шума, как например, шипящие звуки. При произнесении согласных воздух встречает во рту преграду: зубы, губы, небо. Они не поются и не образуют слог. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Слайд 5.

– Воспитанникам дошкольного возраста, а иногда и школьникам бывает очень непросто различить, какой звук мягкий, а какой – твердый. В этом может помочь звуковая схема слова. Традиционно на уроках обучения грамоте для обозначения звуков используют квадраты. Слайд 6.

– Красный квадрат обозначает гласный звук, синий квадрат – твердый согласный звук, а зеленый – мягкий согласный звук. В своей работе я тоже использую такое обозначение.

– Но детям быстро надоедает работать с такими символами звуков. Поэтому для привлечения внимания воспитанников, для активизации мыслительной деятельности я стараюсь использовать бытовые предметы, которые являются более привлекательными для детей. Для обозначения символов звуков я использую цветные карандаши, пластмассовые крышки, цветные прищепки, счетные палочки, цветные скрепки, детали конструктора или мозаики, магниты.

Слайд 7.

5. Практическая часть

- Сегодня я предлагаю вам поработать с цветными крышками, прищепками и деталями крупной мозаики.

- У вас на столах лежат предметные картинки и наборы предметов разного цвета. Давайте перейдем к выполнению заданий практической части нашего мастер-класса.

Задание 1. Составить звуковую схему слова парта.

- Вы составляйте, а я буду комментировать.

- Первый звук [п] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.

- Второй звук [а] – гласный, ударный, обозначим красным цветом.

- Третий звук [р] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.

- Четвертый звук [т] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.

- Пятый звук [а] – гласный, безударный, обозначим красным цветом.

- Давайте проверим, что у вас получилось, смотрим на экран. Слайд 8.

Задание 2. Составить звуковую схему слова ручки.

- Первый звук [р] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.

- Второй звук [у] – гласный, ударный, обозначим красным цветом.

- Третий звук [ч] – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом.

- Четвертый звук [к] – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом.

- Пятый звук [и] – гласный, безударный, обозначим красным цветом.

- Проверим, у всех ли получилось правильно. Слайд 9.

Задание 3. Составить звуковую схему слова пенал.

- Первый звук [п] – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом.

- Второй звук [э] – гласный, безударный, обозначим красным цветом.

- Третий звук [н] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.

- Четвертый звук [а] – гласный, ударный, обозначим красным цветом.

- Пятый звук [л] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.

- Проверим, что у вас получилось, смотрим на экран. Слайд 10.

Задание 4. Составить звуковую схему слова лиса.

- Первый звук [л] – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом.

- Второй звук [и] – гласный, безударный, обозначим красным цветом.

- Третий звук [с] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.

- Четвертый звук [а] – гласный, ударный, обозначим красным цветом.

- Проверяем. Слайд 11.

Задание 5. Составить звуковую схему слова с помощью цветных прищепок.

- У вас на партах лежат полоски со словами. Вам нужно при помощи цветных прищепок составить схему данного слова. Слова у всех разные, поэтому и схемы слов будут разные. Прищепки прикрепляйте прямо на полоску.

Слова для звукового анализа: ключ, мячик, дерево, ученик, машина, домик.

Проверяем по слайдам. Слайды 12-17.

6. Вывод

- Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок легко усвоил процессы письма и чтения и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)

Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"

В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...

Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без предс...

Мастер-класс для воспитателей "Формирование навыков звукового анализа и синтеза"

Подготовка к обучению грамоте - важное напавление дошкольного обучения, которое включает в себя формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой ана...

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...