Мастер-класс на тему: «Игровые приемы для формирования навыков звукового анализа и синтеза на логопедических занятиях»
методическая разработка (старшая группа)
У воспитанников навыки звукового анализа и синтеза даже к семи годам оказываются слабо сформированными или несформированными совсем. Для меня, как для логопеда, очень важно, чтобы дети умели слышать звуки, различать их и выделять из слога или слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Игровые приемы для формирования
навыков звукового анализа и синтеза
на логопедических занятиях»
Цель: познакомить с игровыми приемами для формирования навыков звукового
анализа и синтеза у детей с ОНР.
Задачи:
- выяснить, что такое звуковой анализ и синтез;
- раскрыть роль звукового анализа и синтеза при обучении навыкам письма
и чтения;
- познакомить с игровыми приемами по формированию навыков звукового анализа и синтеза на логопедических занятиях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме, предметные
картинки, картонные полоски с напечатанными словами, пластмассовые
крышки зеленого, синего и красного цвета, цветные прищепки трех цветов.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
– Добрый день уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам ненадолго побыть моими воспитанниками и выполнить несколько заданий. В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с тем, что дети не могут правильно обозначить мягкость или твердость согласного на письме. Слайд 1.
2. Введение в тему
– Поэтому тема моего мастер-класса – игровые приемы для формирования навыков звукового анализа и синтеза на логопедических занятиях. Давайте разберемся, что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть обязательно сформированы?
Анализ – это разделение целого на части. Слайд 2.
Звуковой анализ – это разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
– Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков.
– Для чего же нам нужен звуковой анализ? Мы с вами используем его каждый день, так как звуковой анализ лежит в основе процессов письма и чтения.
– Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, то есть мысленно разбить его на звуки, однако уже в ходе записывания происходит синтез, или мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Мы не можем сразу записать слово целиком, мы пишем его, мысленно произнося каждый звук, потом звуки объединяем в слоги, а затем в слова.
3. Актуальность выбранной темы
– У воспитанников навыки звукового анализа и синтеза даже к семи годам оказываются слабо сформированными или несформированными совсем. Для меня, как для логопеда, очень важно, чтобы дети умели слышать звуки, различать их и выделять из слога или слова.
4. Теоретическая часть Слайд 3.
– Давайте перенесемся в мир начальной школы и вспомним, что же такое звуки.
Все, что мы слышим и произносим – это звуки. А все, что мы видим и пишем – это буквы. Сегодня мы будем работать только со звуками и звуковыми схемами.
– Все вы знаете, что звуки делятся на гласные и согласные. Слайд 4.
Гласные звуки образуются при помощи голоса, воздух проходит свободно, не встречая во рту преграды, гласные можно петь и тянуть, они образуют слог. Гласные делятся на ударные и безударные.
– Согласные звуки образуются при помощи голоса и шума или только шума, как например, шипящие звуки. При произнесении согласных воздух встречает во рту преграду: зубы, губы, небо. Они не поются и не образуют слог. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Слайд 5.
– Воспитанникам дошкольного возраста, а иногда и школьникам бывает очень непросто различить, какой звук мягкий, а какой – твердый. В этом может помочь звуковая схема слова. Традиционно на уроках обучения грамоте для обозначения звуков используют квадраты. Слайд 6.
– Красный квадрат обозначает гласный звук, синий квадрат – твердый согласный звук, а зеленый – мягкий согласный звук. В своей работе я тоже использую такое обозначение.
– Но детям быстро надоедает работать с такими символами звуков. Поэтому для привлечения внимания воспитанников, для активизации мыслительной деятельности я стараюсь использовать бытовые предметы, которые являются более привлекательными для детей. Для обозначения символов звуков я использую цветные карандаши, пластмассовые крышки, цветные прищепки, счетные палочки, цветные скрепки, детали конструктора или мозаики, магниты.
Слайд 7.
5. Практическая часть
- Сегодня я предлагаю вам поработать с цветными крышками, прищепками и деталями крупной мозаики.
- У вас на столах лежат предметные картинки и наборы предметов разного цвета. Давайте перейдем к выполнению заданий практической части нашего мастер-класса.
Задание 1. Составить звуковую схему слова парта.
- Вы составляйте, а я буду комментировать.
- Первый звук [п] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.
- Второй звук [а] – гласный, ударный, обозначим красным цветом.
- Третий звук [р] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.
- Четвертый звук [т] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.
- Пятый звук [а] – гласный, безударный, обозначим красным цветом.
- Давайте проверим, что у вас получилось, смотрим на экран. Слайд 8.
Задание 2. Составить звуковую схему слова ручки.
- Первый звук [р] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.
- Второй звук [у] – гласный, ударный, обозначим красным цветом.
- Третий звук [ч] – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом.
- Четвертый звук [к] – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом.
- Пятый звук [и] – гласный, безударный, обозначим красным цветом.
- Проверим, у всех ли получилось правильно. Слайд 9.
Задание 3. Составить звуковую схему слова пенал.
- Первый звук [п] – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом.
- Второй звук [э] – гласный, безударный, обозначим красным цветом.
- Третий звук [н] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.
- Четвертый звук [а] – гласный, ударный, обозначим красным цветом.
- Пятый звук [л] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.
- Проверим, что у вас получилось, смотрим на экран. Слайд 10.
Задание 4. Составить звуковую схему слова лиса.
- Первый звук [л] – согласный, мягкий, обозначим зеленым цветом.
- Второй звук [и] – гласный, безударный, обозначим красным цветом.
- Третий звук [с] – согласный, твердый, обозначим синим цветом.
- Четвертый звук [а] – гласный, ударный, обозначим красным цветом.
- Проверяем. Слайд 11.
Задание 5. Составить звуковую схему слова с помощью цветных прищепок.
- У вас на партах лежат полоски со словами. Вам нужно при помощи цветных прищепок составить схему данного слова. Слова у всех разные, поэтому и схемы слов будут разные. Прищепки прикрепляйте прямо на полоску.
Слова для звукового анализа: ключ, мячик, дерево, ученик, машина, домик.
Проверяем по слайдам. Слайды 12-17.
6. Вывод
- Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок легко усвоил процессы письма и чтения и избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)
Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...
Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"
В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...
Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без предс...
Мастер-класс для воспитателей "Формирование навыков звукового анализа и синтеза"
Подготовка к обучению грамоте - важное напавление дошкольного обучения, которое включает в себя формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой ана...
Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...
Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...