Конспект НООД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект
непосредственно - организованной образовательной деятельности
с воспитанниками старшей группы
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (развитие речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lisa_i_kuvshin.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№5»
городского округа город Шарья Костромской области
Конспект
непосредственно - организованной образовательной деятельности
с воспитанниками старшей группы «Сказка»
общеразвивающей направленности
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (развитие речи)
Автор-разработчик:
Зайцева Мария Николаевна
воспитатель
г. Шарья
2021 г.
Тема: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Цель: развитие у детей связной монологической речи через пересказ русской народной сказке «Лиса и кувшин»
Образовательные задачи:
Обучающие: формировать умение у детей рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры мнемотаблицу; объяснить значение слова жать; формировать умение подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;
Развивающие: развивать умение в игре составлять из отдельных слов предложения, читать предложения после перестановки каждого слова; развивать умение детей произносить предложения с разными оттенками интонации (ласковая, просительная, сердитая);
Воспитательные: воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.
Интегрируемые образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НООД: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Форма проведения: фронтальная.
Материал и оборудование: шкатулка, записка, иллюстрированная книга со сказкой «Лиса и кувшин», картинка с лисой и кувшином, мнемотаблица к сказке «Лиса и кувшин», раскраска по сказке на каждого ребенка.
Предварительная деятельность с воспитанниками: чтение сказок о лисе («Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.); разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на примере других сказок («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Медведь и собака»); рассматривание иллюстраций к сказкам; отгадывание загадок о животных;
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть - вводная | Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности | ||
Создание образовательной ситуации | Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Девочки и мальчики, посмотрите на своих соседей слева и справа, улыбнитесь им. Посмотрите на меня и улыбнитесь, а я улыбнусь вам. Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, а они улыбнутся вам. Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла, когда пришла в детский сад. Это волшебная шкатулка, а в ней книга и записка. | Дети заходят в группу. Здороваются с гостями. Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Вопросы |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Послушайте, что написано в этой записке: «Уважаемые читатели! Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному. Чтобы сказку прочитать, Её название сначала придётся угадать!» Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса, А зовут её … (Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей) . – А вот вам и вторая загадка: Горлышко узкое, Круглые бока. Нужен нам для молока. И даже в жаркий день всегда В нём холодная вода. (Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина). Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе. Вопросы детям: 1. «Как в сказках называют лису ласково?» 2. А какой лису в сказках изображает автор? 3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок? 4. А почему? | Лиса Кувшин «Лиса и кувшин» «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др. Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой Нельзя лисенок – это детеныш | Вопросы |
2 часть - основная | Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин». | ||
Формулирование цели предстоящей деятельность и принятие её детьми | Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню | ||
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | Словарная работа «Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля. «подобралась» - тихо подбежала; «вылакала» - выпила; «кувшин не отстает» - не отпускает. Воспитатель и дети располагаются на стульчики по кругу. Воспитатель говорит «волшебные слова»: «Раз, два, три, четыре, пять, можно сказку начинать!». Садитесь по удобнее и слушайте внимательно. ( Воспитатель читает сказку). Беседа по содержанию сказки. Воспитатель: - Кто пришел в поле? -Что делала баба в поле? Жала хлеб - это значит, серпом срезала хлебные колосья. Серп — это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни комбайнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками. (Словарная работа сопровождается показом иллюстраций). -Что, кроме серпа, принесла баба в поле? -Что было в кувшине? -Для чего баба взяла в поле молоко? -Куда баба поставила кувшин? -Кто нашел кувшин? - Что сделала лиса? - Как лиса достала молоко из кувшина? -Что потом случилось с лисой? -Что лиса говорила кувшину? -Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису? -Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? -Что лиса стала делать? -Утонул ли кувшин? -А лиса? -Удалось ли лисе перехитрить кувшин? А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть Физкультминутка «Лисонька». Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала – Лапки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлёпала немножко. Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша! Хорошо отдохнули. А теперь занимайте свои места. И я вам предлагаю внимательно послушать сказку еще раз (Повторное чтение с установкой на запоминание.) Воспитатель: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека). Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы (два – три ребенка) Молодцы. А теперь я вам предлагаю поиграть в знакомую нам игру «Живые слова». (Вызываю троих детей) Первый ребенок становится словом «рыжая», второй – словом – «лиса». Третье слово, завершающее предложение, называют дети: «крадется», «мчится», «несется» и т. д. Воспитатель выбирает одно слово и предлагает ребенку, назвавшему его встать рядом с первыми двумя детьми. Дети «читают» получившееся предложение: «Рыжая лиса крадется». Затем педагог меняет детей местами. Воспитатель: А сейчас какое предложение получилось? Организуется игра «Угадай, какое слово заблудилось?». Воспитатель вызывает четверых детей и каждому дает слово – «кувыркается», «шустрый», «весело», «лисенок», предлагает повторить. Воспитатель: Догадались, почему игра так называется? Правильно, слова стоят не по порядку, они «заблудились», и поэтому не очень понятно, что же говорится о лисенке. Подумайте, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным. Дети предлагают варианты перестановок. Каждый раз называют слова в новой последовательности. Когда, наконец, получится предложение, воспитатель производит еще одну-две перестановки. Аналогично проводится работа со словами – «лежит», «норы», «лиса», «около». После чтения последнего предложения воспитатель предлагает детям-«словам» разойтись по комнате, а остальным – подозвать их и снова поставить так, чтобы получилось предложение «Около норы лежит лиса». Молодцы. | Баба Жала рожь кувшин молоко Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока. за снопы лиса вылакала молоко Всунула в кувшин голову Голова застряла в кувшине «Отпусти меня. Пошутил — и будет». Нет Лиса Стала топить кувшин Да Да Нет Крадется рыжая лиса. | Вопросы Вопросы Положительная оценка Вопросы Положительная оценка |
3 часть - заключительная | Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | Воспитатель: - С какой русской народной сказкой мы познакомились? - Кто главные герои сказки? - Какой лиса оказалась в сказке? - Чему нас научила эта сказка? Мне очень понравилось, как вы сегодня пересказывали сказку. | «Лиса и кувшин» Баба и лиса Хитрая, жадная Жадность до добра не доведет | Вопросы Положительная оценка |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | И я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить, а дома родителям рассказать о сказке, которую мы с вами сегодня читали. | Дети отправляются вместе с воспитателем в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Целью данного занятия является: совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...
КОНСПЕКТ НООД ОО «Речевое развитие» «Моя семья»
Занятие по нравственно- патриотическому воспитанию...
Конспект НООД по речевому развитию в группе младшего дошкольного возраста с использованием игрового парашюта "Прогулка по лесной тропинке"
Конспект НООД в группе младшего дошкольного возраста с использованием игрового парашюта. Тема "Прогулка по лесной тропинке"...
Конспект НООД по речевому развитию
Занятие по звуковой культуре речи группы раннего возраста....
Конспект НООД по речевому развитию "Наши помощники - бытовая техника" (старшая группа)
Конспект НООД по речевому развитию "Наши помощники - бытовая техника" (старшая группа)...
Конспект НООД по речевому развитию "Листвы прощальная краса" (подготовительная группа)
Конспект НООД по речевому развитию "Листвы прощальная краса" (подготовительная группа)...
Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы, по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»
Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы,по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»Цель: Ознакомление с согласным звуком [р, р,], буквой Р,р.Целевые ориентиры:Умет...