Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Целью данного занятия является: совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синонимов и слов - антонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_slov.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной организованной
образовательной деятельности.
Образовательная область: « Речевое развитие».
Тема: «Путешествие в страну слов»
Цель:
Совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса.
Задачи:
1.Образовательные:
1)Продолжать знакомство детей с понятиями «синонимы и антонимы».
2)Учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу к существительным, прилагательным, глаголом.
3)Развивать точность словоупотребления в связном высказывании и образность связной речи.
2.Развивающие:
1)Развивать двигательную активность детей, координацию движений.
2)Развивать игровые умения и общую моторику.
3.Воспитательные:
1)Воспитывать у детей интерес к родному языку.
2)Воспитывать эмоциональное отношение к сказочному персонажу.
Оборудование: игрушка-петрушка (би-ба-бо), картинки с изображением лета, ночи, солнца, луны, девочки, мальчика, лимона, сахара, дня, реки, ручья.
Ход занятия
I часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по стране слов. Там нас ожидают веселые, интересные задания, игры, головоломки.
Инсценировка.
Стук в дверь. У воспитателя в руках Петрушка.
- Не сердитесь на меня, не обижайтесь, не злитесь! – говорит Петрушка.
- Где ты был? – спрашивает воспитатель.
- Недалеко, близко, рядом.
- Ребята! Петрушка говорит об одном и том же по-разному, разными словами. Вы уж знаете, что в русском языке есть «слова-друзья». И хотя они звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. – Далее воспитатель повторяет слова Петрушки.
- Такие «слова-друзья» называют еще близкими по значению или словами-синонимами, потому, что обозначают близкие понятия. Мы с вами сейчас поиграем в игру «Как сказать по-другому?». Воспитатель произносит словосочетание, а дети заменяют их словами, подходящими по смыслу:
- Злая зима – холодная, суровая, студеная.
- Колючий ветер – резкий, сильный, порывистый.
- Легкий ветерок – прохладный, приятный, ласковый.
- Плакать от обиды – реветь, рыдать, ныть, хныкать.
- Веселиться в гостях – забавляться, радоваться, потешаться.
- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дети выбирают слова: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.
Воспитатель предлагает встать детям в круг.
- Теперь поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать «слово-друга». Каждому я скажу слово, которое нужно запомнить и правильно выбрать этому слову пару – «слово-друга».
Слова:
Алфавит – азбука
Огонь – пламя
Чистый – аккуратный
Прыгать – скакать
Бросать – кидать
Друг – приятель
Грустный – печальный
Радостный – веселый
Храбрый – смелый
- Когда мы используем «слова-друзей» наша речь становится точной, выразительной, яркой.
Физкультминутка
А теперь мы разомнемся
Улыбнемся, посмеемся
Наклоняйтесь ниже, ниже
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы ребята не устали!
Сели – встали, сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали.
II часть
- В русском языке есть не только синонимы «слова-друзья», но и «слова-неприятели», т.е. слова с противоположным значением. Такие слова еще называют слова – антонимы. В нашей физминутке прозвучали такие слова. Вот послушайте и найдите их:
Сели – встали, сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали.
После того как дети находят нужные слова Петрушка спрашивает:
- Какое сейчас время года?
- Зима.
- А отдыхать, греться на солнышке, купаться вы будете?
- Летом.
А теперь поиграем в игру «Живые слова».
Воспитатель обращается к детям:
- Послушайте, какие слова я вам назову, а вы назовите слова противоположные по смыслу, «слова-неприятели», слова-антонимы: Зима, день, луна, сахар, ручей, мальчик, – выставляет картинки лета, ночи, солнца, лимона, реки, девочки. Воспитатель попарно расставляет картинки.
Следующая игра «Доскажи словечко».
Воспитатель – «Там, где я буду останавливаться, вы будете вставлять нужные слова:
- Летом жарко, а зимой… (холодно)
- Летом ветер теплый, а зимой … (холодный)
- Летом день длиннее, а ночь … (короче)
- На зиму животные засыпают, а весной… (просыпаются)
- Зимой река замерзла, А весной… (оттаяла)
Ребята, а теперь отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению, слова-антонимы:
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Отгадка – дятел, а слова-антонимы: враг – друг)
А сейчас послушайте пословицы, в них тоже есть слова, противоположные по значению, подскажите мне эти слова:
- Март зиму кончает, весну… (начинает)
- Смелый там найдет, где робкий… (потеряет)
- Дождик вымочил, а солнышко… (высушит)
- Один теряет, другой … (находит)
- Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)
Ребята, смотрите, сколько нового мы сегодня узнали. Вам понравилось? А какие вам слова больше понравились: «слова-друзья» или «слова-неприятели»? (Ответы детей, подведение итогов занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"
В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....
«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».
«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...
Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....
Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: Составление творческого рассказа по теме «Птицы»...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»
Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...
Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Легенды Чувашии: «Мост Азамата»
Цель: формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовно-нравственным ценностям; познакомить с величайшим богатством народной культуры – ска...