Речевое развитие, познание
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ
«ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ – ДО СВИДАНИЯ, ОСЕНЬ!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zdravstvuyosen-do_svidaniyaosen.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД РЯЗАНЬ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 151»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ
«ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ – ДО СВИДАНИЯ, ОСЕНЬ!»
(Речевое развитие, познание)
Составила воспитатель
Левина С.Н.
Рязань
Цель: Употребление детьми слов природоведческого содержания в связных высказываниях.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;
-cовершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
Развивающие:
-развивать память, мышление, вниманиечерез игры и упражнения;
-развивать координацию речи с движениями через физкультминутки;
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
- вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций на природную тематику;
- наблюдение природных явлений;
- чтение художественных произведений о природе;
- загадки;
- проведение дидактических игр и лексических упражнений природоведческой тематики;
- разучивание слов и движений к физкультминутке.
Оборудование:
Стулья, расставленные полукругом по количеству детей; интерактивная доска; иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»; иллюстрации с изображением осенней природы, перелетных птиц, животных в осеннем лесу, деятельности людей осенью; картинки к игре «4 лишний»; листья (березовый, кленовый, дубовый, рябиновый) по количеству детей; мячик.
Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя, поздняя, золотая, разноцветные, листопад, желтеют, опадают, облетели, сухие, высохла, иней, березовый, кленовый, дубовый, рябиновый, дождливая, ветреная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная, солнечная, холодная, моросящий, перелетные, зимующие, запасы, урожай, спячка.
Методические приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, рассматривание иллюстраций, образец педагога, вопросы, дидактические игры и речевые упражнения, физкультминутка.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Примечание | |
1. Организация внимания на занятие. Прошу детей подойти ко мне. Сюрпризный момент. - Ребята, сегодня нам пришло видеописьмо от зайца. Хотите узнать, что он пишет? - Тогда садитесь на стульчики. Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. В помощь вам я принес картинки» - Ну, что, ребята, поможем зайцам? - Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить и помочь зайчикам принять правильное решение. Для этого нам нужно вспомнить все, что мы знаем об осени. Вы готовы? 2. Основная часть. - Скажите, а какие приметы осени вы знаете - Молодцы! - А как вы думаете, осень все время одинаковая? - Какие периоды осени вы знаете? - давайте сейчас отправимся с вами в путешествие в осенний лес. Вставайте друг за другом, мы отправляемся. -Как вы думаете, в какой период осени мы попали? Почему вы так думаете? - А мы отправляемся с вами дальше. - В каком периоде осени мы очутились теперь? Почему вы так думаете? - Как можно одним словом назвать листья разного цвета? - А как называется природное явление, когда листья падают? Игра «С какого дерева листочек?» – Ой, ребята, посмотрите, осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите какие они красивые, давайте их соберем. Возьмите по одному листочку. -Давайте поиграем с осенними листьями? Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения. Как только музыка закончится, вам нужно встать в пару к ребенку с таким же листочком, как у вас. Звучит музыка Листья осенние тихо кружатся. Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят. Будто опять закружиться хотят. - Ищите себе пару - (Имя ребенка) с какого дерева у тебя листик? - (Имя ребенка) значит это какой листик? Аналогично спрашиваю у каждого ребенка. - Молодцы, как вы точно определили деревья. - Ну что же, нам пора отправляться дальше. - В какой период осени мы с вами сейчас попали? Почему вы так думаете? - Ой, как холодно стало, надо нам согреться. 3. Проведение динамической паузы Физкультминутка «Зайчик» Жил-был зайчик – Длинные ушки Отморозил зайчик Носик на опушке Отморозил носик, Отморозил хвостик, И поехал греться К ребятишкам в гости. Там тепло и тихо Волка нет И дают морковку на обед. - Бежим скорее на стульчики. - Да, ребята, вот мы с вами и выяснили, что осень бывает разная! - А скажите, какой сейчас период осени? - Давайте поговорим о погоде осенью. В этом нам поможет осенний мячик. Игра с мячом «Погода осенью» - Для этого нам надо встать в кружочек. - Мяч осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. - Дети, какая погода осенью:
Ребята, давайте посмотрим, что же за картинки нам прислал зайчик? - Наверное зайчик хочет спросить, знаете ли вы, что происходит осенью с птицами? - А как называются птицы которые улетают в теплые края? - А как вы думаете, все ли птицы улетают в теплые края? - Как называются птицы, которые остаются на зиму? - У вас отличные знания о птицах. -А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме? - Скажите, а чем занимаются люди осенью? - Прекрасно! А теперь давайте поиграем в игру «Подбери слово». За каждое подобранное слово я буду давать осенний лист. - Солнце осенью что делает? - Небо осенью какое? - Дождь осенью что делает? - Дождь осенью какой? - Ветер осенью что делает? - Ветер какой? - Листья осенью что делают? - Листья какие? - Деревья осенью что делают? - Деревья осенью какие? - Птицы осенью что делают? - Птицы какие? - Звери осенью что делают? - Что делают осенью люди? - Вот какие молодцы! Как много слов подобрали! Справились со всеми заданиями. - А теперь давайте подумаем, что же мы ответим зайцам: пора им менять шубки или нет. Давайте вместе будем рассказывать зайцу. Читаю текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова. | - да - да - да - листья опадают, деревья стоят голые, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, трава вянет и сохнет, солнце светит мало. - нет - ранняя осень, золотая осень, поздняя осень. Идут по кругу, останавливаются перед первой картиной «Ранняя осень». - ранняя осень - потому что листья на деревьях еще не пожелтели и не опали, травка еще зеленая. Идут по кругу, останавливаются перед второй картиной «Золотая осень». - Золотая осень. - потому что листья на деревьях красные, желтые, оранжевые. И листья опадают. - разноцветные - листопад берут листья: дуба, клена, рябины, березы кружатся на носочках, руки в стороны приседают движения руками вверх, вниз поднимаются, кружатся находят себе пару с таким же листочком. - с березы (клена, рябины, дуба) - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый) Садятся на стульчики Идут по кругу, останавливаются перед третьей картиной «Поздняя осень» - поздняя осень - потому что деревья стоят голые, листья все облетели, стали сухие, трава высохла, земля покрыта инеем. руки перед грудью изображают ушки на макушке трут нос указывают на хвост крутят руль разжимают кулаки обеих рук хлопают в ладоши поглаживают живот ладонью бегут и садятся на стулья. - поздняя осень - давайте Встают в круг - дождливая - ветреная - пасмурная - сырая - хмурая - ясная - солнечная Садятся на стульчики - они улетают в теплые края - перелетные - нет -зимующие - белка делает запасы на зиму, заяц меняет серую шубку на белую. Ёжик и медведь впадают в зимнюю спячку, у оленя отпадают рога. - Собирают ягоды, грибы. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме, перекапывают землю. - светит, греет, не греет - серое, пасмурное, темное - идет, льет, моросит, капает - холодный, моросящий, мелкий - дует, завывает, качает - холодный, сильный, ледяной - опадают, летят, желтеют - золотые, разноцветные, яркие - стоят, качаются - голые, разноцветные - улетают, собираются в стаи - перелетные, зимующие - готовятся к зиме, меняют шубки, делают запасы, впадают в спячку - собирают урожай, собирают грибы, надевают теплую одежду. | Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 На столе разложены листья. Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 | |
Наступила поздняя осень. Солнце светит мало, редко. Небо пасмурное, хмурое. Часто идет моросящий дождь. Листья опали. Деревья стоят голые. Трава пожелтела и высохла. По утрам земля покрыта инеем. А лужи покрылись льдом. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. У оленя отпадают рога. Медведь и еж впадают в спячку. Белка делает запасы. Зайчикам пора менять серые шубки на белые, чтобы лиса и волк их не заметили. Скоро наступит зима! | |||
Зайчик благодарит детей! Спасибо вам, ребята. Вы нам очень помогли. Побегу в лес, сообщу другим зайцам, что пора нам менять шубки с серых на белые. До свидания, ребята! 3. Подведение итогов занятия. - Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства для зайчиков и помогли им принять правильное решение. - Ребята, давайте вспомним кому мы сегодня помогали? Вам понравилось помогать зайчикам? Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии (В какую игру понравилось играть)? А кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? - Молодцы, вы все старались, я довольна вами. | Отвечают на вопросы | Слайд №9 |
Физкультминутка. (Дождик)
Капля раз,
(прыжок на носочках, руки в стороны)
Капля два,
(еще один прыжок)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(бег)
Мы зонты свои раскрыли
(развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли.
(сомкнуть руки над головой полукругом)
Физкультминутка «Осень»
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх
перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие». Старшая группа.
Конспект ООД по речевому развитию: «Пришла весна, потекла вода» Образовательная область «Познание развитие».Старшая группа....
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». "Мастерская домовенка Кузи"
Конспект занятия для средней группы (4-5 лет).Цель: Учить детей рисовать ватными палочками с помощью метода «тычка».Задачи:- научить изображать снег, используя технику нанесения рисунка ватными палочк...
Конспект интегрированное занятие по ООД «Речевое развитие», «Познание» «О, как прекрасно слово – мама!»
Предлагаю конспект интегрированного занятия "О, как прекрасно слово - мама!"...
" Весений переполох" -речевое развитие, познание окружающего мира.
Создание условий для формирования и закрепления представлений детей о весне и её приметах.Составление мнемотаблицы на стихотворение Е.Стюарт "Весна"...
НОД ХЭР (лепка), речевое развитие, познание.
Цель:Учить лепить пингвина, используя полученные знания.Материал к занятию: большая игрушка – пингвиненок, картинки пингвинов (отдельно и колония)макет Южного полиса, камни, пластилин, бус...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «Речевое развитие», «Познание», «Художественно-эстетическое» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушения
Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.&l...
Речевое развитие, познание
Конспект занятия в средней группе по теме обучения: пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»...