Конспект занятия развитие речи через башкирские сказки.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Чтение и пересказ сказки "Сарыбай". Дети старшей группы учились пересказывать по серии картин к сказке, отвечать на вопросы, и узнали новые башкирские слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в страну Башкирских сказок | 264.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну башкирских сказок
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю - логопеду в совместной деятельности с детьми необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать их в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
На логопедических занятиях можно познакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа. Сформировать образно – выразительные умения. Учить передавать чувства посредством ласковых слов. Пополнить словарь детей.
При системной целенаправленной работе у детей появится интерес к башкирскому фольклору, возникнет потребность слушать сказки.
Бесценным культурным наследием являются легенды и придания,
отразившие поэтические воззрения на природу, исторические представления,
житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы и творческую фантазию башкир. В приданиях и легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, ее быт, нравы, обычаи.
Персонаж легенд – люди и животные – подвержены всевозможным
превращениям, воздействию волшебных сил: девушка превращается в кукушку, джигит – в медведя и т.д. В легендах природа поэтически одушевляется: реки спорят, разговаривают, сердятся, ревнуют.
Башкирский фольклор занимает важное место среди разнообразных
средств воспитания. В старшем дошкольном возрасте всю работу по ознакомлению с фольклором можно разделить на четыре этапа. На первом
этапе происходит накопление художественно-речевого опыта. На втором –
организация самостоятельной художественно-речевой деятельности. На третьем – проведение специальных комплексных занятий по развитию связной речи. Основная задача на таких занятиях – развитие образной речи. И, наконец, на четвертом этапе – овладение способами творческого действия
в процессе попыток.
В своей логопедической практике использую следующие формы работы:
Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Куклотерапия (пальчиковые, бумажные куклы, магнитные, стендовые).
Просмотр иллюстраций к сказкам на занятиях по ИКТ( слайды, мультфильмы).
Используя сказки для расширения словаря детей, на своих занятиях я провожу следующие виды работы:
- Пополнение словаря: гора – тау, добрая - яҡшы, тульке - лиса, батыр – богатырь, шайтан – злой дух (использую только самые простые слова).
- вычленение слов из сказки с заданным звуком;
- подбор эпитетов к сказочному герою;
- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
- подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям — сказочного персонажа;
- придумывание нового названия сказки;
- называние пропущенных слов в сказке.
Пример беседы с детьми о прочитанной сказке:
А что такое сказка?
- Необыкновенная история, с животными, сказочными персонажами. С
героями случаются необыкновенные события, волшебство. Говорят звери,
вещи, птицы.
- А как сказки заканчиваются?
- Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Молодцы, сегодня мы познакомимся с новой башкирской сказкой, которая
называется «Сарыбай»
(Чтение)
- О ком сказка? Кто это «Сарыбай»? Какой он?
- Что с ним произошло? Почему?
- Кто помог Сарыбаю? Почему?
- Как исправили хозяева свою ошибку?
Рефлексия
- Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки,
Отвечайте без подсказки.
- Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды,
быть смелыми и т. д.
- Чему научила вас сказка «Сарыбай»?
Примерные ответы детей: (Нельзя предавать друзей, нельзя бросать близкого человека или даже животное в трудную минуту, в старости или болезни)
- Кто написал эту сказку? (Башкирский народ)
Наше путешествие закончилось.
Накопленный опыт восприятия башкирского фольклора постоянное
внимание к нему приводят к повышению активности и самостоятельности в
словесном творчестве. Сам процесс речевого творчества приносит детям
удовлетворение и радость.
Чтение с последующим пересказом по серии сюжетных картин к сказке «Сарыбай».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром" "В гостях у Ириски"
Одна из основных задач занятий по развитию речи через ознакомление с окружающим миром-создание условий для получения ребенком целостного представления о мире,возможностей для максимального творческого...
Коспект занятия "Развитие речи через продуктивную деятельность в старшей группе"
Конспект занятия по Развитию речи. Старшая группа. Тема: Профессии на стройке....
Конспект занятия «Развитие речи». Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики"
Конспект занятия по речевому развитию...
Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «Сказки в жизни детей»
Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «Сказки в жизни детей» Подготовила Павлова Т.Ю.Программное содержание:Связная речь: формировать умение с помощью взрослого составлят...
Конспект занятия развитию речи во второй младшей группе.Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» в обработке В.Даля
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» в обработке В.Даля...
Конспект занятия «Развитие речи по средствам русской народной сказки». (средняя группа 4-5 лет)
Конспект занятия «Развитие речи по средствам русской народной сказки Репка».Выполнила: Баньщикова Мария Владимировна.Воспитатель МАДОУ « Детский сад №38» г. Рязань.Конспе...
Конспект по развитию речи через театрализованную деятельность сказка В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?»
Театрализованную деятельность сказка В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?...
- Мне нравится (1)