Конспект занятия «Развитие речи». Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Ютяева Анастасия Сергеевна

Конспект занятия по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_u_straha_glaza_veliki.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию.

Тема: чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цель: познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики».

Задачи:

1) образовательная – помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (пословица);

2) развивающая – развивать зрительное и слуховое внимание: умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев, умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;

3) воспитательная – воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Материал и оборудование: зайчик-игрушка, картинки-иллюстрации к книге.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята сегодня я приглашаю вас в сказку. Но что бы нам в нее попасть надо успокоиться и настроится. Ребята, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой.

Воспитатель. Что за странный звук? Ой, ребята, кто это? (зайчик). Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик. А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,

Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги».

Воспитатель. Вот ребята мы с вами и в сказке. Садитесь на стульчики поудобнее. Я предлагаю познакомиться с русской народной сказкой «У страха глаза велики».  (Воспитатель читает сказку выразительно, демонстрируя картинки «иллюстрации сказки»).

Беседа по содержанию.

Воспитатель. Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики). Как вы понимаете название сказки? (Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза).

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

Воспитатель. Что такое мимика? (движения лица, выражающие настроение, состояние). Что может выражать мимика лица? (радость, гнев, печаль, обиду). Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

Воспитатель. Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором. А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался. Вспомните, как начинается сказка (жили – были). Верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки.

Как называли бабушку? - Старушка.

Как называли внучку? - Хохотушка.

Как называли курочку? – Хвостушка

Как называли мышку? – Хлопотушка

Куда герои ходили каждый день? (За водой)

С чем они ходили за водой? (С ведрами)

Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки… (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) показывают дети.

Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

Почему они так названы? (Потому что каждый день носили воду)

В этот день водоносы донесли воду? (Нет)

Кто им помешал? (Зайка)

Где он сидел? (Под яблоней)

Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

Давайте покажем.

А под яблонькой зайка сидел. (ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут) яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб (по лбу хлопают)

Что произошло с водоносами? (Они побросали ведра и убежали домой)

Куда спряталась бабушка? (на лавку)

Куда спряталась внучка? (за бабушку)

Куда взлетела курочка? (на печку)

Куда спряталась мышка? (под печку)

Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

Кто привиделся внучке? (волк, курочке? (лиса, мышке? (котище)

Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Произносят хором.

Физминутка.

Воспитатель. Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев. «Покружитесь, покружитесь, в героев сказки превратитесь!»

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла. (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром. (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали». (спокойно идут)

(Подходят к озеру, черпают воду из озера и идут по дорожке назад).

Давайте опять превратимся в ребяток: «Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь!»

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора». Понравилась вам ребята сказка? Чему вас научила эта сказка? (Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх).

Сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помо...

Конспект по развитию речи Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и волк

Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.Задачи: Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы ...

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толст...

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь за...

Конспект по развитию речи "Чтение русской народной сказки Хаврошечка"

Цель: Развитие связной речи детей.Задачи:Обучающие задачи:- познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;- учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по ...