Цель: развитие связной речи. Задачи по образовательным областям: Коммуникация – совершенствовать умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования. Расширять, уточнять и активизировать в речи словарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи: образование и употребление существительных в форме винительного падежа; совершенствовать навыки слогового анализа слов. Социализация - продолжать воспитывать привычки культурного поведения в общественных местах Труд – воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам. Ход занятия ∙ Организационный момент. -Ребята, у вас есть друзья? (ответы). О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко. Игра «Назови своего друга ласково». Дети называют эпитеты: добренькая, красивенькая, беленькая, умненькая, ласковая, нежная, очаровательная, душевная, любимая. - Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг?» (друзья, дружба, дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружились). -А я знаю, ребята, что вы можете дружно играть. Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете ловить и возвращать его мне. Бросая мяч, каждый должен сказать, что делает представитель этой профессии: Учитель - (учит); строитель - (строит); врач - (лечит); парикмахер - (стрижет); повар - (готовит); художник - (рисует); пианист - (играет на пианино); продавец - (продает). - Вы правильно назвали действия представителей разных профессий. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о профессии продавца и составим рассказ по картине «Мы играем в магазин». ∙ Рассматривание картины и беседа по содержанию. Воспитатель ставит картину на мольберт - Это картина «Мы играем в магазин». - Кого изобразил художник на этой картине? - Что они делают? (На картине нарисованы дети, они играют в магазин). - Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком. - Кого изображает девочка? - Расскажите о том, как она одета, чем занимается. (- Девочка за прилавком - это продавец. На ней передник и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить еще и красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка - вежливый продавец . Она улыбается покупателям). - Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках? ( Первой стоит девочка. Она в красивой юбочке , кофточке и в шляпке .Она катает коляску, в которой спит кукла, ее дочка. Девочка покупает овощи и фрукты для нее. На плече у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и рассчитается за покупку). - Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупателе. (Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке). - Кого еще вы видите на картине. Расскажите о нем. (Мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу, сейчас будет выгружать товар.) - Каким художник нарисовал магазин? (У ребят магазин как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылки с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты). - Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте поиграем. ∙ Пальчиковая гимнастика «В магазине». Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и выполнять пальчиковую гимнастику. У метро стеклянный дом Дети идут по кругу, взявшись за руки. Покупаем в доме том Помидоры и капусту, Останавливаются лицом в круг, Лук и перец загибают по одному пальцу очень вкусный сначала на левой руке, потом на Сок, бананы, апельсины правой каждое название овощей и Киви, свеклу, мандарины фруктов. Это место – просто склад Вновь идут по кругу, взявшись за Витаминов для ребят. руки. ∙ Игра «Веселые грузчики». Воспитатель вывозит на ковер два игрушечных грузовика, выносит корзину с муляжами овощей и фруктов, рассыпает муляжи по ковру. - Вы сказали, что на картине нарисован грузчик. Сейчас вы все превратитесь в грузчиков. Мальчики должны погрузить в один грузовик все овощи и фрукты, названия которых можно разделить на два слога. А девочки погрузят в другой грузовик те овощи и фрукты, названия которых делятся на три слога. Приготовились. Выполняем задание на счет «три». Раз, два, три! Воспитатель следит за правильностью выполнения, определяет победителя по правильности и скорости. Ошибки необходимо исправить вместе с детьми. ∙ Сообщение плана рассказа по картине. Воспитатель приглашает детей на стульчики, вновь помещает картину на мольберт. - Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Начну его я, а продолжите вы. Вы сделаете это по следующему плану. Сначала опишите детей, которых нарисовал художник. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают? А потом расскажите о том, какой у ребят магазин, о настроении, с которым дети играют. ∙ Подготовка детей к рассказыванию. Воспитатель делает небольшую паузу для подготовки детей к рассказыванию. - Еще раз посмотрите на картину, подумайте, как будете составлять рассказ по ней. А я рассказ начинаю. ∙ Составление детьми рассказа по частям. Если есть необходимость, воспитатель напоминает еще раз о чем нужно рассказывать - Вчера утром дети нашей группы ходили на экскурсию в магазин «Овощи - фрукты» и видели, как работают продавец и грузчик. Вечером дети все вместе играли в магазин. А сегодня они хотят составить рассказ по картине, которая называется «Мы играем в магазин ». ( - На картине нарисованы дети. Они играют в магазин. Девочка за прилавком - это продавец. На ней фартук и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить красный помидор. Потом она упакует их в пакет. Девочка — вежливый продавец. Она улыбается покупателям. - Перед прилавком стоят покупатели. Первой стоит девочка в красивой юбочке и кофточке и в шляпке. Девочка катает коляску. Там спит ее маленькая дочка. На плесе у девочки висит сумочка. Там лежит кошелек, чтобы она могла рассчитаться за покупку. - Вторым стоит мальчик, он держит на руках большого мишку, наверное, он хочет купить овощей для него. Сумка для овощей висит у мальчика на руке. Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез тележку с морковкой и свеклой, сейчас будет разгружать ее. - Магазин у ребят - как настоящий. На полках много банок с компотами, бутылку с соком. На прилавке стоят весы и кассовый аппарат, в контейнерах лежат фрукты. Дети играют с удовольствием. Им интересно. Они улыбаются.) - Молодцы. Вы составили очень хороший рассказ. ∙ Повторение рассказа одним из детей. Педагог вызывает одного из детей. При необходимости может повторить рассказ сам. Вечером можно спросить детей, но следует напомнить план рассказа. ∙ 0кончание занятия. Воспитатель убирает картину. - О чем мы говорили сегодня? (Мы составляли рассказ по картине «Мы играем в магазин», делали пальчиковую гимнастику, проводили соревнование «Веселые грузчики», делили на слоги названия фруктов и овощей.) Необходимо оценить деятельность каждого ребенка. |