Конспект занятия на тему " Мебель"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Мебель»
Задачи:
- Формировать навыки словообразования (образование прилагательных от существительных (игра «Из чего сделано»), подбор слов-антонимов (игра «Скажи наоборот»), подбор слов-омонимов, образование форм существительных множественного числа (игра «Один-много»).
- Развивать связную речь и речевое общение (продолжение развития диалогической формы речи, стимулирование собственных высказываний детей); продолжать учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.
- Закреплять представление детей о мебели, её назначении, деталях, частях; о материалах, из которых она сделана.
- Развивать умение обобщать и делать выводы.
- Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью, культуру быта.
Оборудование:
- Иллюстрации с изображением предметов мебели;
- Игра с иллюстрациями «Один - много»;
- Игра с иллюстрациями «Расставь правильно мебель»;
- Игра с иллюстрациями «Какой детали не хватает»;
- Схема для составления описательного рассказа о мебели.
- Карточки со схематическим изображением предметов мебели;
- Счетные палочки (по количеству детей);
Ход НОД:
1) Организационный момент.
Встали все дружно в круг.
Давайте поздороваемся друг с другом и улыбнемся друг другу.
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
2) Игра «Доскажи словечко»
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя (кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди – ка ты на (стуле).
Не страшны морозы, если
Ты сидишь в уютном (кресле).
С пирогами чай попьем
За обеденным (столом).
Как приятно нашей Тане
Поваляться на (диване).
У чистюли Любочки
Всегда порядок в (тумбочке).
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в (шкаф).
Вам сидеть не тесно, детки,
Вчетвером на (табуретке).
Кто догадался, о чем были загадки?
Дети: о мебели.
Воспитатель: мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартирах?
Дети: прихожая, гостиная, кухня, спальня, детская комната.
3) Игра «Расставь правильно мебель»
У куклы Кати новоселье. Помогите ей расставить мебель.
4) Физ. Минутка:
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
(две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)
5) Беседа «Что для чего?»
Каждый предмет мебели выполняет определенную функцию. Расскажите, что для чего нам нужно?
6) Игра с мячом «Из чего сделано?»
Из каких материалов делают мебель?
Стул из дерева (какой) - деревянный;
Диван из кожи (какой) - кожаный;
Кресло из велюра (какое) – велюровое;
Кровать из металла (какая) - металлическая.
- Ребята, как вы считаете, можно сделать мебель из пластмассы? Какую, например.
Табурет из пластмассы (какой) - пластмассовый и т. д.
- А делают мебель из стекла? Какую? Например….
Столик из стекла (какой) - стекляный.
7) Игра «Скажи наоборот»
Буфет высокий, а комод… низкий;
Диван широкий, а кресло… узкое;
Стул мягкий, а табурет жесткий;
Табурет жесткий, а кресло… мягкое;
Шкаф большой, а тумбочка… маленькая;
Тумбочка низкая, а шкаф высокий;
Воспитатель: ребята, а где изготавливают мебель? (на мебельной фабрике).
Воспитатель: А где её покупают? (в мебельном магазине).
Я вам предлагаю отправиться в мебельный магазин.
Какая мебель продается в мебельном магазине?
8) Дидактическая игра «Один - много» (с мячом)
У меня один стол, а в магазине продаётся много столов.
У меня один диван, а в магазине продаётся много диванов.
У меня один шкаф, а в магазине продаётся много шкафов.
У меня одна кровать, а в магазине продаётся много кроватей.
У меня одна полка, а в магазине продаётся много полок.
11) Составление загадки - описания по мнемотаблице
Про мебель загадку загадай, но ее не называй.
Сначала воспитатель составляет рассказ о мебели по схеме, дети отгадывают, о чем идет речь.
План к составлению рассказа:
1. Что это? — это предмет мебели,
2. Материал - из какого материала сделан этот предмет мебели;
3. Части - составные части у этого предмета мебели;
4. Размер мебели - какого размера мебель;
5. Где может стоять этот предмет мебели? - где расположена мебель;
6. Действия с мебелью - как можно использовать эту мебель.
Он бывает светло-коричневого цвета. Он может быть сделан из дерева, деревянный. У него есть крышка, ножки. Он большой, бывает раздвижной. Он бывает кухонный, журнальный, письменный. В доме он может стоять на кухне, в столовой в гостиной, в детской. Он нужен для того, чтобы за ним обедать, писать, заниматься и рисовать.
Затем рассказ загадку составляют дети (3-4 ребенка).
Рефлексия.
Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему "Мебель"
Младшая группа...
Конспект занятия на тему «Мебель»
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему «Мебель»...
Конспект занятия по теме "Мебель"
Цель: формировать представление по теме "Мебель" -её назначение -виды мебели -части мебели -из чего делают мебель...
Конспекты занятий по теме"Мебель"
Занятия на ноябрь 2 неделя - 2 по лексической теме "Мебель и одно по обучению грамоте....
Конспект занятия на тему "Мебель"
Конспект логопедического занятия для дошкольников с нарушением слуха на тему «Мебель» Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольног...
Конспект занятия на тему "Мебель" для детей с общим недоразвитием речи.
Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Мебель», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....