Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_basni_i.a._krylova.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОУ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2012 ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Басни дедушки Крылова»
❧
Учитель – логопед Дубинина М.Б.,
Педагог –психолог Севалкина С.Г.,
Воспитатель Мезенцева Е.М.
Программное содержание: воспитывать у детей интерес к поэтическим произведениям, закрепить понятие «басня», продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль, учить детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту, честность, отрицательное отношения к лени, лести. Активизировать в детской речи слова – определения, относящиеся к персонажам басен, строить грамотно предложения, последовательно и логично излагать свои мысли; совершенствовать навыки работы с книгой (с тестом), развивать умение контролировать свои действия и действия своих товарищей; продолжать работу над техникой чтения; развивать речевую и интонационную выразительность речи, способность произвольного управления своими движениями, активизировать умственную деятельность.
Предварительная работа:
Чтение 9 басен И.А. Крылова, беседы в свободное время (утренние и вечерние часы), занятия, экскурсии в детскую библиотеку; сотворчество в рисовании героев басен, подбор определений; драматизация отрывков, заучивание басен наизусть.
Ход занятия:
В исполнении одного из детей звучит стихотворение:
Баснописец Крылов, баснописец Крылов,
Он в саду среди клёнов сидит у дубов.
А вокруг него звери и птицы:
Волки, лисы, медведь и лисицы.
Что за памятник чудный поставлен ему!
Было б скучно Крылову сидеть одному
Днём и ночью с раскрытою книжкой,
Но не скучно с козой и мартышкой!
Мы из сада уйдём, а лиса и медведь
Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.
На плечо к нему голубь присядет
И Крылов его тихо погладит.
Педагог : мы с вами продолжаем нашу экскурсию по славному городу Санкт-Петербургу. И сейчас слева нашему взору открывается великолепный вид одного из самых любимых мест отдыха петербуржцев. ,
это Летний сад. Несомненно, красивейшее и любимейшее место наших горожан. Летний сад полон тайн и загадок.
Прогуливаясь по Летнему саду, мы не перестаём удивляться его красоте – он словно сказочный остров посреди большого и шумного города… Посмотрите, ещё одна загадка (на экране появляется ребус, в котором необходимо выложить буквы в заданном порядке. В случае, если задание выполнено правильно, на экране появляется фамилия Крылов и изображение памятника Крылову в Летнем саду, автор которого – архитектор Петр Клодт. Задержитесь и рассмотрите его внимательно. У ног Ивана Андреевича расположились герои его произведений, как-будто слушают, как он рассказывает им свои басни. Наверняка вы узнали кого-то из них!
Дети: Вот проказница-Мартышка, вот страшный Волк и благородный Журавль, а вот хитрая Лиса и глупая Ворона.
Ребёнок и читает стихотворение В. Блейкова:
На свете много есть чудес,
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
А вдалеке, по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов…
Педагог:
- А что писал И. А. Крылов?
- А как мы назовём человека, который басни + писал (баснописец).
- Кто были герои его произведений? (животные)
- А кого подразумевал под животными писатель? (людей)
- А как, по-вашему, какие черты характера человека вы считаете хорошими, положительными?
- А какие – плохими, отрицательными?
- Правильно! Также думал и И.А. Крылов.
- А что такое басни?
- Да, басня - это нравоучительное, иносказательное произведение в стихах или прозе, в этих произведениях высмеиваются недостатки и пороки людей.
Басни писали многие русские писатели К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Берестов….
- А какие басни Крылова вы знаете?
- Сейчас я покажу нам три предмета: очки, зеркало, скрипка. Какой образ объединяет их? Из каких басен эти предметы?
- А теперь давайте послушаем отрывки из басни «Ворона и лисица», которую разыграют перед вами товарищи. Чему учит эта басня?
- Как вы понимаете выражения: «Чем кумушек считать- трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
- А какая русская народная пословица подходит по смыслу этому выражению из басни? (Других не суди, на себя посмотри)
Викторина «Калейдоскоп басен»
- Педагог читает отрывки из басен. Отгадайте, из какой басни строчки
(4 отрывка)
Немая сцена - мальчик капает, носит ведра, а девочка пляшет, кружится.
- Ребята, вы, наверное, узнали из какой басни герои. Правильно, эта басня «Стрекоза и муравей». Пожалуйста, сядьте за столы и приготовьтесь к чтению этой басни .
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Беседа по содержанию басни.
- Какое время года пропела попрыгунья Стрекоза?
- Где у Стрекозы летом был готов и стол и дом?
- Подумайте, почему именно к Муравью поползла Стрекоза?
- С какими словами Стрекоза обратилась к Муравью?
- Что ответил Стрекозе Муравей?
- Как вы считаете, что ответила Стрекоза Муравью?
- Что посоветовал Стрекозе Муравей?
Игра «Придумай слова»
- Надо придумать слова, которые характерны для главных героев (
Стрекоза | Муравей |
Весёлая, радостная, танцующая Легкая, воздушная, счастлива Довольная, сытая, бездомная Продрогшая, голодная Несчастная, озябшая Печальная, грустная, просящая Недовольная, обиженная, одинокая | Трудолюбивый Заботливый Думающий о завтрашнем дне Работящий Справедливый Добросовестный Мудрый |
- А теперь прочитайте, какая же Стрекоза? А какой Муравей? На кого бы вы хотели быть похожими и почему?
Игра «Говорим комплементы»
- Обратите внимание на выставку рисунков. Какого красивого петуха нарисовала Юля!
- А из какой баски он к нам пришел? («Кукушка и Петух»)
- Давайте послушаем, о чем ведут разговор герои этой басни (чтение басни по ролям)
- Все любят, когда нас хвалят, говорят ласковые, добрые слова. Но эти слова должны быть искренними и правдивыми. Оглянитесь вокруг, кого бы вы хотели похвалить и за что. (Дети говорят комплементы друг другу, обосновывая их)
- Не только внешне могут нравиться люди за красивую одежду, причёску, но вы правильно отметили такие хорошие черты как доброта, щедрость, надёжность, воспитанность. Вы не похожи на Петуха и Кукушку, ваши добрые слова шли от самого сердца .
Итог занятия:
- Вот и подошла к концу наше занятие . Но с творчеством Ивана Андреевича Крылова вы будете продолжать знакомиться в школе. И его произведения будут помогать вам в жизни, будут учить хорошему, подсказывать, как нужно поступить в том, или ином случае. Ведь вы не хотите быть похожими на Мартышку, Волка, Обезьяну?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.
Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»
Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь: Формировать умение логично, четко, последовате...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Транспорт»
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».Задачи:Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный, железнодорожный);Закрепл...
Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Космос»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19359319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 300px; width: 600px;","width":"180"}}]]Конспект занятия по р...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Транспорт»
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Транспорт» Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Задачи: 1....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24669852","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Продолжать развивать интерес к художественным произведениям и творчеству Н.Н.Носова.О...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Измени сказку»
АктуальностьВозрастные особенности детей Федеральной Образовательной Программы старшего дошкольного возраста говорит нам что дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строит...