Технологическая карта занятия по развитию речи " Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень»

 Задачи: Развивать умение детей составлять последовательный рассказ по образцу воспитателя по серии картинок на тему «Осень»; Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень»; Формировать правильное произношение звука «ш», «ж», «у»; Развивать умение составлять описательный рассказ об овощах и фруктах с опорой на вкусовые анализаторы; Развивать связную речь, наглядно – образное мышление, внимание, сосредоточенность, выдержку; Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.72 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

занятия

по развитию речи

Образовательная область: Речевое развитие

 Тема: «Осень»

 Цели: Уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень»

 Задачи: Развивать умение детей составлять последовательный рассказ по образцу воспитателя по серии картинок на тему «Осень»; Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень»; Формировать правильное произношение звука «ш», «ж», «у»; Развивать умение составлять описательный рассказ об овощах и фруктах с опорой на вкусовые анализаторы; Развивать связную речь, наглядно – образное мышление, внимание, сосредоточенность, выдержку; Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций о временах года, беседа на тему «Овощи», «Фрукты».

Ресурсное обеспечение: Серия картинок на тему «Осень», овощи и фрукты настоящие, макеты овощей и фруктов, магнитная доска, корзинка с овощами и фруктами.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Предлагает встать в круг и повторить стихотворение.

- Листья в парке шелестят (произносят звук ш-ш-ш-ш)

Пчелы больше не жужжат (произносят звук ж-ж-ж-ж)

Дует ветер все сильней ("дуют " и произносят звук у-у-у-у)

Осень, приходи скорей!

Встают в круг:

произносят звук ш-ш-ш-ш

произносят звук ж-ж-ж-ж

дуют " и произносят звук у-у-у-у

Организационно-поисковый

Спрашивает, какое сейчас время года?

- Как вы думаете, что можно сказать про осень? Какая она бывает?

- Верно. Скажите, какие осенние месяцы вы знаете?

Что происходит в природе с наступлением осени?

Предлагает детям найти картинку с тем явлением, которое назвали.

Просит прикрепить картинку на доску.

Говорит, ребята послушайте мой рассказ про осень. А помогут мне его составить картинки.

Просит детей сесть на стульчики.

Образец рассказа.

Составляет рассказ по серии картинок.

Предлагает детям рассказать об осени.

Вызывает по два ребенка.

Предлагает одному ребенку начать рассказ по серии картинок, другому – продолжить рассказ.

Молодцы!

Обращается к детям: А еще осень называют урожайной. Как вы думаете, почему?

А какой же урожай мы собираем осенью?

А сейчас я предлагаю вам поиграть!

«Мы пойдем в огород»

Обращение к детям:

- Ребята, вы любите играть?

Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Узнай по вкусу и запаху»

Показывает блюдо, на котором нарезанные овощи и фрукты.

Предлагает закрыть глаза.

Подносит кусочек овоща или фрукта. (Вы будете с закрытыми глазами определять овощ, фрукт по запаху, а затем на вкус.

Просит описать то, что они съели.

Говорят – осень.

Отвечают: Осень бывает (ранняя - поздняя, теплая – холодная, солнечная - пасмурная, сухая – дождливая, золотая, разноцветная)

Перечисляют осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Перечисляют признаки осени:

- Листья на деревьях желтеют и опадают.

- Люди одевают теплую одежду.

- Часто дует сильный ветер.

- Часто идут дожди.

- Люди в садах и огородах собирают урожай, делают заготовки на зиму.

- Птицы улетают в теплые края.

- Звери в лесу готовятся к зиме, делают запасы, утепляют норы.

Садятся на стульчики

Слушают рассказ воспитателя

Рассматривают картинки

Самостоятельно составляют рассказ по картинкам:

- Наступила осень

- Листья на деревьях желтеют и опадают.

Люди одевают теплую одежду.

- Часто дует сильный ветер.

- Часто идут дожди.

- Люди в садах и огородах собирают урожай, делают заготовки на зиму.

- Птицы улетают в теплые края.

- Звери в лесу готовятся к зиме, делают запасы.

Высказывают свои предположения.

Перечисляют овощи, фрукты, которые собирают осенью.

Выполняют физминутку

Проговаривают слова

Выполняют движения по тексту

Проявляют интерес

Радуются

Закрывают глаза

Угадывают по запаху

Пробуют на вкус

Рассказывают, что они съели.

Составляют краткий описательный рассказ о овощах и фруктах.

- Это апельсин. Он круглый, оранжевый. На вкус – кисло – сладкий. Растет на дереве. Апельсин это фрукт.

Это морковь. Она оранжевая, продолговатая. На вкус – сладкая. Растет на грядке. Морковь это овощ.

Рефлексивно-коррегирующий

Спрашивает:

Вам понравилось играть?

Что вам понравилось больше всего?

Говорит: - Ребята, за то что вы так хорошо и дружно играли Осень приготовила для вас подарок.

Вносит корзину с фруктами и овощами.

Говорит, что эту корзинку мы возьмем в группу и еще раз попробуем все овощи и фрукты.

Просит попрощаться с гостями.

Говорят, что им понравилось больше всего.

Проявляют интерес к словам воспитателя.

Радуются корзине с овощами и фруктами.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: умение составлять связный рассказ по серии картин.

Понимают: принцип составления рассказа по серии картинок на тему «Осень».

Применяют: умение отвечать на вопросы, применяют знания на практике.

Рефлексивный лист анализа занятия по развитию речи

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Достигнута ли цель занятия?

 

 

 

2

Развивался ли интерес детей в процессе занятия?

 

 

 

3

Соответствие методов и приемов обучения (в зависимости от возраста):

 

 

 

роль образа

 

 

 

показ действий

 

 

 

словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов)

 

 

 

упражнения детей

 

 

 

занимательные игры

 

 

 

задачи, загадки

 

 

 

4

Анализ деятельности педагога на занятии:

 

 

 

грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний;

 

 

 

умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей;

 

 

 

умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя;

 

 

 

умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок);

 

 

 

индивидуальная работа на занятии;

 

 

 

воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения);

 

 

 

подведение итога, обобщения

 

 

 

5

Анализ деятельности детей на занятии:

 

 

 

заинтересованность

 

 

 

внимание

 

 

 

желание работать

 

 

 

организованность

 

 

 

спокойное поведение

 

 

 

умение и желание отвечать на вопросы

 

 

 

самостоятельность

 

 

 

полнота ответов

 

 

 

желание исправить

 

 

 

дополнить ответ товарища

 

 

 

помочь ответу товарища

 

 

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

занятия

по развитию речи

Образовательная область: Речевое развитие

 Тема: «Осень»

 Цели: Уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень»

 Задачи: Развивать умение детей составлять последовательный рассказ по образцу воспитателя по серии картинок на тему «Осень»; Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень»; Формировать правильное произношение звука «ш», «ж», «у»; Развивать умение составлять описательный рассказ об овощах и фруктах с опорой на вкусовые анализаторы; Развивать связную речь, наглядно – образное мышление, внимание, сосредоточенность, выдержку; Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций о временах года, беседа на тему «Овощи», «Фрукты».

Ресурсное обеспечение: Серия картинок на тему «Осень», овощи и фрукты настоящие, макеты овощей и фруктов, магнитная доска, корзинка с овощами и фруктами.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Предлагает встать в круг и повторить стихотворение.

- Листья в парке шелестят (произносят звук ш-ш-ш-ш)

Пчелы больше не жужжат (произносят звук ж-ж-ж-ж)

Дует ветер все сильней ("дуют " и произносят звук у-у-у-у)

Осень, приходи скорей!

Встают в круг:

произносят звук ш-ш-ш-ш

произносят звук ж-ж-ж-ж

дуют " и произносят звук у-у-у-у

Организационно-поисковый

Спрашивает, какое сейчас время года?

- Как вы думаете, что можно сказать про осень? Какая она бывает?

- Верно. Скажите, какие осенние месяцы вы знаете?

Что происходит в природе с наступлением осени?

Предлагает детям найти картинку с тем явлением, которое назвали.

Просит прикрепить картинку на доску.

Говорит, ребята послушайте мой рассказ про осень. А помогут мне его составить картинки.

Просит детей сесть на стульчики.

Образец рассказа.

Составляет рассказ по серии картинок.

Предлагает детям рассказать об осени.

Вызывает по два ребенка.

Предлагает одному ребенку начать рассказ по серии картинок, другому – продолжить рассказ.

Молодцы!

Обращается к детям: А еще осень называют урожайной. Как вы думаете, почему?

А какой же урожай мы собираем осенью?

А сейчас я предлагаю вам поиграть!

«Мы пойдем в огород»

Обращение к детям:

- Ребята, вы любите играть?

Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Узнай по вкусу и запаху»

Показывает блюдо, на котором нарезанные овощи и фрукты.

Предлагает закрыть глаза.

Подносит кусочек овоща или фрукта. (Вы будете с закрытыми глазами определять овощ, фрукт по запаху, а затем на вкус.

Просит описать то, что они съели.

Говорят – осень.

Отвечают: Осень бывает (ранняя - поздняя, теплая – холодная, солнечная - пасмурная, сухая – дождливая, золотая, разноцветная)

Перечисляют осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Перечисляют признаки осени:

- Листья на деревьях желтеют и опадают.

- Люди одевают теплую одежду.

- Часто дует сильный ветер.

- Часто идут дожди.

- Люди в садах и огородах собирают урожай, делают заготовки на зиму.

- Птицы улетают в теплые края.

- Звери в лесу готовятся к зиме, делают запасы, утепляют норы.

Садятся на стульчики

Слушают рассказ воспитателя

Рассматривают картинки

Самостоятельно составляют рассказ по картинкам:

- Наступила осень

- Листья на деревьях желтеют и опадают.

Люди одевают теплую одежду.

- Часто дует сильный ветер.

- Часто идут дожди.

- Люди в садах и огородах собирают урожай, делают заготовки на зиму.

- Птицы улетают в теплые края.

- Звери в лесу готовятся к зиме, делают запасы.

Высказывают свои предположения.

Перечисляют овощи, фрукты, которые собирают осенью.

Выполняют физминутку

Проговаривают слова

Выполняют движения по тексту

Проявляют интерес

Радуются

Закрывают глаза

Угадывают по запаху

Пробуют на вкус

Рассказывают, что они съели.

Составляют краткий описательный рассказ о овощах и фруктах.

- Это апельсин. Он круглый, оранжевый. На вкус – кисло – сладкий. Растет на дереве. Апельсин это фрукт.

Это морковь. Она оранжевая, продолговатая. На вкус – сладкая. Растет на грядке. Морковь это овощ.

Рефлексивно-коррегирующий

Спрашивает:

Вам понравилось играть?

Что вам понравилось больше всего?

Говорит: - Ребята, за то что вы так хорошо и дружно играли Осень приготовила для вас подарок.

Вносит корзину с фруктами и овощами.

Говорит, что эту корзинку мы возьмем в группу и еще раз попробуем все овощи и фрукты.

Просит попрощаться с гостями.

Говорят, что им понравилось больше всего.

Проявляют интерес к словам воспитателя.

Радуются корзине с овощами и фруктами.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: умение составлять связный рассказ по серии картин.

Понимают: принцип составления рассказа по серии картинок на тему «Осень».

Применяют: умение отвечать на вопросы, применяют знания на практике.

Рефлексивный лист анализа занятия по развитию речи

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1

Достигнута ли цель занятия?

 

 

 

2

Развивался ли интерес детей в процессе занятия?

 

 

 

3

Соответствие методов и приемов обучения (в зависимости от возраста):

 

 

 

роль образа

 

 

 

показ действий

 

 

 

словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов)

 

 

 

упражнения детей

 

 

 

занимательные игры

 

 

 

задачи, загадки

 

 

 

4

Анализ деятельности педагога на занятии:

 

 

 

грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний;

 

 

 

умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей;

 

 

 

умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя;

 

 

 

умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок);

 

 

 

индивидуальная работа на занятии;

 

 

 

воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения);

 

 

 

подведение итога, обобщения

 

 

 

5

Анализ деятельности детей на занятии:

 

 

 

заинтересованность

 

 

 

внимание

 

 

 

желание работать

 

 

 

организованность

 

 

 

спокойное поведение

 

 

 

умение и желание отвечать на вопросы

 

 

 

самостоятельность

 

 

 

полнота ответов

 

 

 

желание исправить

 

 

 

дополнить ответ товарища

 

 

 

помочь ответу товарища

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...

технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....

Технологическая карта по развитию речи

Технологическая карта по развитию речи...

Технологическая карта по Развитию речи "Осенние листочки"

Цель: Создать условия для развития речевого дыхания, формировать представление об осени, осенних листьев.Задачи образовательной деятельности:Образовательные:Закрепить знания детей о при...

Технологическая карта по развитию речи Осень наступила

Конспект ханятия в подготовительной группе по теме осень...