План - программа по развитию у детей творческого воображения через технологию ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

ФАДЕЕВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

 В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительные целеустремлённые упражнения, чтобы постепенно сформировать, воспитать стиль творческого мышления, выработать «Поисковое мышление». Успех занятия определяется не только их содержанием, но и формой. Для воспитания у детей уверенности в своих творческих возможностях, нужно продумывать стиль проведения занятий, взаимодействие с детьми, с группой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»  

п. Дружба

Дятьковского района

Разработала:

воспитатель Фадеева М.В. –

 1 кв. категория

Пояснительная записка

 Что более всего препятствует нестандартному мышлению, принятию нешаблонных решений? Психологическая инерция, которая присутствует почти у всех и которую взрослые с «успехом» прививают детям уже с малых лет. Она является барьером создания чего-либо нового, будь то решение простой для взрослого (но трудной для ребёнка) жизненной задачи. Существуют разные психологические барьеры: боязнь показаться глупым - бояться критики; страх перед авторитетом; неумение воспринимать объект в непривычной функции- иначе творческая слепота. Чтобы устранить эти барьеры нужно стимулировать творческую активность ребёнка. От чего она зависит? В большей мере это зависит от методов обучения, которые направляют умственное развитие ребёнка. Таким методом является проблемный метод. Суть его в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного открытия новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребёнок становится, в какой - то мере творцом и своего знания и умственного открытия. Предлагаемый в нашем плане-программе комплект приемов, направлен на развитие творческого воображения дошкольников через технологию ТРИЗ, он поможет воспитателю стимулировать познавательные интересы детей. Все задания на развитие воображения допускают самые различные варианты решений. Поэтому при проведении таких упражнений, игр важно положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой-нибудь степени соответствуют о самостоятельности ребёнка. План-программа распределяет использование методов и элементов ТРИЗ системно по разным возрастным группам: с младшего до старшего дошкольного возраста. Материал усложняется от возраста к возрасту и требования к качеству ответов следует повышать очень медленно, постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность в высказываниях детей. Предлагая детям задания, воспитатель должен, с одной стороны широко варьировать материал и приёмы его использования, а с другой стороны, оставаться в рамках доступности заданий для детей данного возраста.

 Большое значение имеет систематичность проведения игр, упражнений и занятий – всё это способствует преодолению инерции мышления. Является гимнастикой для ума. Вопросы, задаваемые детям должны быть поисковые, побуждающие детей обосновывать свои ответы, суждения, активизировать мыслительную деятельность ребёнка.

 Обязательное условие - активное участие родителей:

  • в реализации творческих проектов;

  • в проведение экскурсий, прогулок;

  • в организации конкурсов, выставок, праздников, развлечений;

  • в проведение туристических походов, кроссах, спортивных праздниках

  • поддержание инициативы детей к творчеству в детском саду и дома.

Цель плана-программы: Формирование у детей поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению

Задачи:

 1. Воспитывать интерес ребенка к собственным открытиям;

 2. Развивать творческое воображение, любознательность, фантазию дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

 3. Развивать у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

 4.Вовлекать родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс по развитию творческого воображения.

Ожидаемые результаты:

 1. Дети не будут бояться ошибиться при высказывании своих мыслей.

 2. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.

 3.Подымется на более высокий уровень фантазия, воображение, мышление.

 4. Дети научатся выслушивать сверстников, принимать их мнение, анализировать и высказывать своё.

 5. Обогатится словарный запас, сформируется правильная речь.

 6. Дошкольники смогут проявить свою индивидуальность.

 7. Научатся радоваться успехам других.

Сокращения:

 РТВ – развитие творческого воображения;

 МА – морфологический анализ;

 МШ – мозговой штурм;

МК – метод каталога;

 СО – системный оператор;

МФО – метод фокальных объектов;

 ММЧ – метод маленьких человечков

Практические рекомендации по организации и проведению занятий  по технологии ТРИЗ

 В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительные целеустремлённые упражнения, чтобы постепенно сформировать, воспитать стиль творческого мышления, выработать «Поисковое мышление». Успех занятия определяется не только их содержанием, но и формой. Для воспитания у детей уверенности в своих творческих возможностях, нужно продумывать стиль проведения занятий, взаимодействие с детьми, с группой.

 1. Стиль проведения занятий по РТВ – свободная беседа с детьми, вовлечение всех, даже самых пассивных в рассуждения, в работу.

 2. Обеспечение на занятии непринуждённости, возможности спокойно высказаться, шутить, смеяться.

 3. Задания, проблемные ситуации и формы их подачи должны быть интересными, требующими мыслительной, поисковой, творческой работы.

 4. Использовать больше комплексных занятий, в которых воспитательные и обучающие задачи реализуются средствами разных видов деятельности.

 5. Со стороны воспитателя необходимо: безоговорочное уважение к любому ответу ребёнка; внимательное отношение к детским вопросам; быть равноправным партнёром «первооткрывателем» выступать как в роли ведущего, так и ведомого.

 6. На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть:

 интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.

 Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.

 “Мы все здесь умные!” Это подхлестывает познавательный интерес.

Планирование работы  с использование

ТРИЗ технологий с детьми

 2 младшая группа

месяц

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Элементы и методы
ТРИЗ

Продуктивная деятельность

сентябрь

«Волшебная дорожка»        

Ознакомление с окружающим «В гостях у дедушек Чипполино и Апельсино»

П.с.: уточнить представления детей об использовании органов чувств при ознакомлении с лимоном и апельсином. Продолжать учить обследовать предметы разными анализаторами. Учить рассуждать и анализировать.        

РТВ

Рисование карандашами апельсинчиков и лимончиков «Это витамины».

октябрь

«Хорошо - плохо»,

«Какая игрушка?».        

 Ознакомление с художественной литературой «Добрый доктор Айболит».

П.с.: учить детей оценивать действительность. Развивать мышление, воображение. Воспитывать уважение к профессии доктора.        

РТВ

Лепка из пластилина животных по сказке К. Чуковского «Айболит».

ноябрь

        

 «На что это похоже»

«Дорисуй».        

 Ознакомление с окружающим «Да здравствует мыло душистое»

П.с.: дать представление детям о назначении мыла. Упражнять в обследовании предметов. Учить ставить себя на место невоодушевленного предмета. Прививать желания соблюдать правила гигиены.        

Эмпатия, РТВ        

Эмпатия, РТВ        

«Дорисуй».        

Рисование «Путешествие колобка»

П.с.: развивать замысел. Активизировать самостоятельные действия. Учить дополнять рисунок деталями. И развивать творческое воображение.        

Метод фантазирования        

Совместное с воспитателем придумывание новой сказки о колобке

январь

«Хорошо - плохо»        

Развитие речи «Вот зима кругом бело»

П.с.: дать детям представление о зиме и зимних явлениях. Учить представлять себя на месте другого предмета, фантазировать, рассуждать. Воспитывать умение любоваться красотой зимней природы.        

РТВ

Постройка снежной бабы во дворе детского сада

февраль

«Волшебные картинки»        

Развитие речи «Это стул - на нем сидят, это стол - за ним едят».

П.с.: дать представление о разнообразии мебели, ее назначении. Учить описывать предметы мебели, переносить их качество на другой предмет.        

МК

Изготовление мебели из строительного материала.

март

«Дорисуй».

«Холодно - горячо»        

«Холодно - горячо»        

 Ознакомление с окружающим «Как Хрюша и Степаша узнали, что такое горячее и холодное»

П.с.: упражнять детей в классификации предметов по признаку «холодный», «горячий», «холодный-горячий». Продолжать включать детей в процесс решения творческих задач.        

Символы, противоречия, РТВ        

Проведение опыта «Заварим чай холодной и горячей водой».

апрель

На что похоже?        

Экология «Водяная капелька»

 П.с.: дать детям элементарные знания о пользе и свойствах воды.

Развивать наблюдательность, сообразительность, воображение.        

Эмпатия,

РТВ        

Рисование красками «Дождь идет».

май

Тайна двойного

        

Развитие речи «Путешествие в сказку»

П.с.: при помощи спланированной ситуации активизировать речь детей, обогатить их словарь. Развивать творческое воображение, фантазию. Вызвать желание проявлять заботу о животных.        

Симолы

РТР

Драматизация сказки «Теремок»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

месяц

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Элементы и методы ТРИЗ

Продуктивная деятельность

сентябрь

«Чем это могло быть?»        

Ознакомление с окружающим «Путешествие паучка»

П.с.: закрепить и уточнить знание детей о лесе. Упражнять в восприятии его всеми органами чувств. Развивать воображение через умение мысленно дорисовывать предмет. Учить разрешать противоречия.        

РТВ, решение противоречий        

Рисование красками насекомых

октябрь

«Да - нет»        

Ознакомление с окружающим «На чем люди ездят»

П.с.: конкретизировать представление детей о том, что транспорт бывает разным. Подвести к пониманию зависимости строения машины от ее назначения. Развивать воображение, фантазию.

Метод фантазирования, РТВ        

Аппликация на тему «Транспорт».

ноябрь

«Хорошо - плохо»        

Ознакомление с художественной литературой «Мороз Иванович»

П.с.: познакомить детей с произведением, помочь понять его идею. Развивать речевую активность, логическое мышление, умение находить выход из сложной ситуации. Воспитывать трудолюбие, доброту.

МФО, символы        

Вылепить из пластилина угощения для зверей

декабрь

«Хорошо - плохо»        

Ознакомление с художественной литературой «Мороз Иванович»

П.с.: познакомить детей с произведением, помочь понять его идею. Развивать речевую активность, логическое мышление, умение находить выход из сложной ситуации. Воспитывать трудолюбие, доброту.

Символы, решение проблемных ситуаций.        

Изготовление книжек - малышек

январь

«Что в круге»        

Ознакомление с окружающим «Зимующие птицы»

П.с.: закреплять знания детей о зиме и зимующих птицах. Дать представление о том, чем питаются. Развивать творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.        

РТВ, МК        

Лепка птиц из пластилина, глины

февраль

«Чем это могло быть?»

«На что похоже»        

 Ознакомление с окружающим «Приключения пластилинового и пластмассового мячиков»

П.с.: учить детей через поисковую деятельность определять свойства пластилина и пластмасы. Развивать творческое воображение при создании новых объектов. На основе мыслительных операций учить выделять сходство и отличие материалов.        

РТВ, символы, решение противоречий.        

Изготовление игрушек из шариков (пирамидка, гусеница, кошка).

март

«Хорошо - плохо»        

Ознакомление с окружающим «Первые признаки весны»

П.с.: систематизировать знания детей о первых признаках весны. Учить устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить. Упражнять в умении находить выход из сложных ситуаций.

Решение противоречий, проблемные ситуации        

Коллективная аппликация «Ранняя весна»

апрель

«Живое – не живое» «Лжезагадки»        

Экология «Необыкновенные приключения золотой рыбки»

П.с.: дать детям представление о приспособлении рыб к жизни в природных условиях. Показать равновесие природного мира в экосистеме «Река». Упражнять в умении ставить себя на место другого воодушевленного предмета.        

Эмпатия, противоречие        

Изготовление рыбок из природного материала «Подарки малышам».

май

«Цепочка слов», «Легкое-тяжелое»        

Ознакомление с окружающим «Раздувайся вширь, большой пузырь».

П.с.: упражнять детей в использовании органов чувств при обследовании предметов водно – воздушной среды. Побуждать к познавательной активности. Развивать воображение, фантазию.        

РТВ        

Рисование мыльной пеной. «Мир вокруг нас».

Старшая группа

месяц

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Элементы и методы  ТРИЗ

Продуктивная деятельность

сентябрь

«Полиномы фантазии»        

Математика «Путешествие на паровозике»

П.с.: развивать умение считать в пределах десяти. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать нестандартное мышление, изобретательность.        

Решение изобретательских задач        

Изготовление атрибутов для математических игр

октябрь

«Да - нет»,

«Что в круге»        

 Ознакомление с окружающим «Из чего состоит человек»

П.с.: сформировать у детей представление о человеке. Учить производить мысленные действия аналитико – синтетического характера. Развивать фантазию изменяя надсистему. Воспитывать стремление заботится о своем здоровье.        

Решение творческих задач        

Коллективное сочинение стихотворения – поздравления для пингвиненка.

ноябрь

«Оживление предметов», «Угадай по запаху»,

«Чем пахнет красный цвет»        

 Ознакомление с окружающим «Путешествие в город Запахов».

П.с.: уточнить первоначальное представление детей об органе обоняния, о видах и назначении запахов. Подвести детей к умению решать изобретательские задачи. Учить рассказывать о воображаемых запахах.        

типовые приемы фантазирования, противоречия.        

«Рисуем любимые запахи» - рисование различными средствами ИЗО

декабрь

«Треугольники»        

Развитие речи «Поле чудес»

П.с.: на основе полученных данных учить детей находить ответ на поставленный вопрос. Развивать логическое мышление, смекалку, творческое воображение. Воспитывать выдержку.        

Метод фантазирования, придумывание рифмы.        

Изготовление атрибутов и пособий для сюжетно-ролевых игр

январь

«Перевертыши», «Пинг-понг»        

Ознакомление с окружающим «К смешарикам на воздушном шарике»

П.с.: обобщить и систематизировать знание детей о транспорте. Дать понятие о видах транспорта. Развивать нестандартное мышление, фантазию, творческое воображение. Учить находить выход из проблемных ситуаций

Проблемные ситуации, противоречие, РТВ        

Аппликация из бумаги «Смешарики»

февраль

«Салат из сказок»

«Хорошо - плохо»        

 Ознакомление с окружающим «Сезонность одежды, одежда будущего»

П.с.: познакомить детей с разными тканями, их свойствами. Развивать фантазию, изменяя под систему. Учить самостоятельно создавать новую одежду – одежду будущего.        

Системный анализ, противоречие, типовые приемы фантазирования.        

Моделирование одежды для кукол, «Праздничные платья».

март

«День - ночь»,

«Наоборот»        

 Экология «Почему день сменяет ночь»

П.с.: дать детям понятие о том, что, Земля имеет форму шара. Показать роль Солнца в суточном режиме. Учить устанавливать временные связи. Развивать желание отстаивать свою точку зрения.         

Сравнения, МШ, решение изобретательских задач.        

Коллаж «Планеты солнечной системы», используя разную технику рисования и аппликацию.

апрель

«Перевертыши», «Хорошо - плохо»        

Ознакомление с окружающим «Путешествие в подводное царство»

П.с.: расширить знания детей об экосистеме «Моря». Учить видеть противоречивость окружающего мира. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать желание сохранять чистоту окружающей среды.        

Решение противоречий, ММЧ, экспериментирование        

Изготовление панно «Морское дно» из разного материала и ИЗО средств.

май

«Конструирование загадки»        

Развитие речи «Распустился ландыш в мае»

 П.с.:

Уточнить представление детей о строении растений. Закрепить знания названия цветов и их значение. Активизировать словарь детей при решении творческих задач. Развивать способность приспосабливать признаки одного объекта к другому. Воспитывать желание беречь красоту, созданную природой и человеком.        

Эмпатия, МФО, проблемные ситуации        

Изготовление цветов из пряжи и ткани «Придумай новый цветок»

Подготовительная группа

месяц

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Элементы и методы ТРИЗ        

Продуктивная деятельность

сентябрь

«Наоборот»,

Маятник»        

 Обучение грамоте «Волшебный лес»

П.с.: закрепить и обобщить знания детей о том, что наша речь состоит из предложений. Учить составлять предложения и схематично зарисовывать их. Закрепить знания о гласных и согласных звуках. Развивать творческое воображение.         

Метод проб и ошибок, сочинение сказок        

Изготовление атрибутов и пособий для сюжетно-ролевых игр

октябрь

«Сказка на изнанку»        

Математика «Путешествие в королевство Математики»

П.с.: закрепить представление детей о геометрических фигурах, днях недели. Упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать аналитические способности при решении арифметических задач. Воспитывать любознательность, творческое воображение

РТВ, противоречие, метод фантазирования.        

Изготовление из бумаги и картона пособий для занятий

ноябрь

«Хорошо - плохо», «Машина времени»        

Ознакомление с окружающим «Полет на ковре самолете»

П.с.: упражнять детей в умении выделять существенные признаки видовых понятий (транспорт). Побуждать к выдвижению гипотез. Формировать системное мышление и фантазирование.        

МК, проблемные ситуации, Эмпатия        

Рисование необычного сказочного транспорта

декабрь

«Треугольники»        

Развитие речи «Поле чудес»

П.с.: на основе полученных данных учить детей находить ответ на поставленный вопрос. Развивать логическое мышление, смекалку, творческое воображение. Воспитывать выдержку.        

Метод фантазирования, придумывание рифмы.        

Изготовление атрибутов и пособий для сюжетно-ролевых игр

январь

«Что было потом»

Ознакомление с окружающим + аппликация «В гости к снежной королеве»

П.с.: расширять и обобщать знания детей о зиме, зимних месяцах. Учить, используя МФО анализировать два предмета, создавать новый. Развивать воображение, творчество

МФО, ММЧ        

Изготовление из снега различных построек на участке детского сада.

февраль

«Маятник»        

Развитие речи «Наши младшие друзья»

П.с.: уточнить представление детей о классификации животных. Развивать связную речь. Приобщать дошкольников к умению мыслить системно, творчески. Развивать воображение.        

РТВ, СО, МШ        

Выставка поделок из природного материала «Наши любимые животные»

март

«Творческая ошибка», «Наоборот»        

Ознакомление с окружающим и развитие речи «Путешествие по телевизионным передачам»

П.с.: закрепить и обобщить знания детей о телевидение. Развивать детское воображение, творческое мышление через использование элементов ТРИЗ. Продолжать развивать умение логически выражать свои мысли. Воспитывать взаимопомощь

МФО, Эмпатия, метод проб и ошибок        

Создание газеты «Юные журналисты». Презентация телепередачи «Счастливая семья»

апрель

«Маленькие человечки» «Пинг-понг»        

Ознакомление с окружающим «Космическое путешествие»

П.с.: закрепить знание детей о космосе, космическом пространстве. Развивать эвристические рассуждения, умение аргументировать свои ответы. Воспитывать познавательный интерес, уважение к трудной и опасной профессии.        

Сочинение загадок, МШ        

Рисование «Лунный пейзаж»

май

«Фантастические гипотезы», «Сказка в заданном ключе»        

Развитие речи + аппликация «Цветочный город»

П.с.: вызвать у детей желание сочинять сказку. Закрепить названия весенних цветов. Уточнить представление об особенностях строения здания. Развивать умение рассуждать, представлять себя на месте другого предмета.



Предварительный просмотр:

Что же необходимо педагогу для организации  работы по ТРИЗ?

Первое.

 Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества  «За мир через культуру».

  1. Будьте хозяином своей судьбы.
  2. Достигайте успеха в том, что Вы любите.
  3. Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Стройте свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивайте свои творческие способности.
  6.  Культивируйте в себе смелость.
  7. Заботьтесь о своем здоровье
  8.  Не теряйте веру в себя.
  9. Старайтесь мыслить позитивно.
  10. Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Второе.

Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.

Третье.

Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте..« Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.

Четвертое.

 Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их , используя различные приемы.

Пятое.

Игры- каждый день!А чтобы арсенал игр  не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.

 Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.

 Шестое.

Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д.  Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.

Седьмое.

Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания.  Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.

Восьмое.

Наступает  вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей  встречей со сказкой.

Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?

  • Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.
  • «Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, а у воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата.
  • Заставит задуматься о стиле жизни. 

Каковы качества творческой личности.

  • Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность, индивидуальность, масштабность)
  • Планы достижения цели ( умение планировать)
  • Высокая работоспособность
  • Результативность
  • Способность отстаивать идеи (способность держать удар)
  • Хорошая техника решения творческих задач.

 Нет необходимости убеждать Вас в том, что качества эти необходимы   и в деятельности, и в  обыденной  жизни  каждого человека, у нас с вами есть возможность овладеть основами технологии, что будет способствовать и профессиональному и личностному росту каждого педагога.

Желаем успеха!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» п. Дружба Дятьковского района

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

                                                                                 воспитатель: Фадеева М.В.

Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы;  развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе. Способствовать развитию наглядно-оюразного мышления; памяти, воображения у детей

 

Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель для придумывания загадок, мнемотаблицы по сказкам,  конфеты.

 

Ход занятия:

 

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это  неживой предмет.

Игра «Данетка»

Д: Это книга?

В.: Нет

Д: Это игрушка?

В.: Да

Д.: Может кукла?

В.: Нет.

Варианты ответов детей…

Д: Это домик?

В.: Да

Воспитатель снимает ткань.

В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса  крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

         В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

Ответы детей. ( Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»

В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Д.: Да.

В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису...
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит...

 Д.: Заяц

В.: Правильно.

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

В.: Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В.: Что хорошего в дожде?
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
В.: А что плохого в дожде?
Д.: Можно заболеть

В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …

В.: А солнце какое, хорошее или плохое?
В.: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В.: А что плохого может быть в солнце?
Д.: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

В.: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

В.: Как мы можем помочь зайцу?

Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц? Как вы думаете, из какой сказки пришел наш зайка?

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

В.: Мы с вами помогли зайчику, согрели его, спомнили сказки, где он являлся главным героем, и посмотрите, одно окошко в домике открылось.

В. : А, что у нас еще есть в сундучке? А здесь лежат картинки. Что на них изображено?

Вот   и еще лдно задание. Надо придумать загадки об предметах, изображенных на картинке. (воспитатель вывешивает на доску модель для первой картинки, дети придуцмывают загадку и т. д.)

В. Вот и еще одно окошко открылось.

В. А сейчас нам сундучок предлагает поиграть а игру «Разбежались». Это тоже задание.

Игра «Разбежались»6

  1. Мальчики на право, девочки на лево.
  2. У кого есть красный цвет в одежде бежим к двери, у кого не – к окну.
  3.  Бежим к окну, кого привел папа, к двери кого привела мама. (у кого одежде с карманами, у кого без карманов. Длинные рукава – короткие рукава. Игра проходит в быстром темпе).
  4. В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
  5. Д.: Хорошее.
  6. В.: Ребята, а где может жить улыбка ( Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)
  7. В.: Посмотрите, еще одно окошко открылось.

В.:  А следующее задание такое. Игра «Теремок» . Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него

- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и  гитары и  удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость  помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.

В.Вот и еще одно окошко открылось.

В, А сейчас,  я вам  еще предлагаю поиграть.

Физминутка «Волшебные растения»

Встаньте на ноги и представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто кеаким бы растением хотел бы стать? Кто-то деревцем, кто-то травинкой, а может кто-то хочет стать цветочком. А теперь представьте себе, что поул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег, вьюга и т. д.)

На доске вывешена модели сказок.

Вызывается 2-3 ребенка по – выбору. Они рассказывают о своей любимой сказке по предложенной схеме.

В.: Вот и открылись все окна замка. Лучи солнца осветили весь ее замок и принцесса  проснулась. Давайте поздороваемся с ней.

На ширме появляется принцесса:

Спасибо, вам мои друзья, за то, что освободили меня от чар злой колдуньи. Я вам очень благодарна и в знак благодарности, за ваш ум, находчивость и смекалку я дарю вот эти замечательные медали.

Дети благодарят принцессу, прощаются и уходят.

Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ

В данном материале представлены игры для развития речи детей с использованием технологии ТРИЗ....

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»...

«Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ» круглый стол для воспитателей

Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный  педагог должен обладать еще и...

Мастер-класс для педагогов и родителей «Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».

laquo;Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов»....

Программа кружка «Игротека» (применение игр по технологии ТРИЗ в ДОУ)

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решен...

план программа саморазвития на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей среднего возраста»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.  Здоровье нации - одна из актуальнейших проблем современного общества....