«Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ» круглый стол для воспитателей
материал на тему
Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и творческим мышлением. Жизнь и работа в современном информационном обществе предполагает наличие умения творчески усваивать, перерабатывать и создавать новую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_po_triz_word_8.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол для воспитателей ДОУ № 13 «Родничок»
«Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ»
Ребенок воспитывается разными
случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать
направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и творческим мышлением. Жизнь и работа в современном информационном обществе предполагает наличие умения творчески усваивать, перерабатывать и создавать новую информацию. Постоянная работа по развитию творческого потенциала педагогов не только поможет им ориентироваться в огромном объеме современных инновационных технологий, методик, программ, но будет способствовать повышению профессионализма.
Иногда педагоги себя ограничивают, полагая, что творческий потенциал взрослого человека нельзя расширить. Действительно, долго считалось, что творческому мышлению научить невозможно.
Известная поговорка гласит – «Ганс не научится тому, чему не научился Гансик». Однако навыки творческого мышления можно развивать и в зрелом возрасте. Как и все остальные навыки, они требует от человека регулярной тренировки и постепенного развития.
ВЕД. Уважаемые педагоги! Вашему вниманию предлагается круглый стол. Тема «Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ».
► Цель круглого стола: практическое освоение технологии ТРИЗ.
► Актуальность: Воспитание, построенное на усвоении конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
► Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления.
► Обоснование круглого стола.
Обоснованием является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогики сотрудничества.
ВЕД.
- Прежде хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление.
Послушайте задачу и помогите её решить.
◘ В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
◘ Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.
◘ Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, ее участь и участь ее отца.
◘ Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий.
(Предлагается педагогам мешочек с двумя черными камнями). Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? (высказывания педагогов).
◘ Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
И вот вам первое задание:
♦ Обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мероприятия?».
Педагоги записывают ответы.
ВЕД. Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? ► Вы хорошо знаете, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым.
► Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. ► Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на вопрос
«Что я ожидаю от данного мероприятия?».
(педагоги зачитывают ответы на вопрос)
► Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце нашего мероприятия Вы сможете:
♦ Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика;
♦ Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада.
◘ Давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ - педагогика?
Ответы педагогов.
ВЕД: Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) созданной ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
►Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
ВЕД. Главный вопрос нашего мероприятия: Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
Данную работу можно проводить поэтапно:
Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
Задачи 2 ЭТАПА. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.
Задачи 3 ЭТАПА. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
Задачи 4 ЭТАПА. Обучать детей находить выход из любой сложной ситуации.
► Для более полного представления о приемах ТРИЗ предлагаем Вам поиграть.
1. Игра «Полиномы фантазии»
Задание: Загадать любое слово из 3 букв. Д О М (карточки)
1. Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
2. Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)
3. Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов, например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.
2. Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
- Первая строчка – выбор героя (красно-синий медвежонок);
- Вторая строчка – характеристика действия героя (по небу летал);
- Третья строчка – реализация действия: как герой это сделал, (лапами как крыльями махал);
- Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал).
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
Рекомендации педагогам
► В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми, не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего, ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
ВЕД. Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
ВЕД. Для того чтобы показать, как можно использовать приемы ТРИЗ для развития познавательного интереса посредством сказки, в качестве примера, мы поиграем в игру «Теремок», которая является одним из эффективных способов развития ребенка в познавательной сфере и способствует развитию познавательного интереса у дошкольников.
Цель данного приема: тренировать аналитическое мышление детей, учить выделять общие признаки предмета, путем сравнения его с другим предметом.
Оборудование: карточки с изображением разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, карандаш, удочка и т.д. (для каждого ребенка – одна карточка). Теремок - чисто условный объект (шкафчик, коврик, или просто часть комнаты).
Предварительная работа: вспомнить сказку «Теремок» и предложить участникам сыграть в нее по – иному.
Ход игры.
- Каждый игрок получает один рисунок (карточку) и играет роль изображенного на нем предмета.
- Ведущий назначает одного игрока хозяином теремка, а остальные «дети» по очереди подходят к нему и ведут следующий диалог:
-Тук-тук, кто в теремочке живет?
-Я…(называет себя – например, гитара). А ты кто?
-А я …(называет себя - например, удочка). Пустишь меня в теремок?
-Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. (Например, и гитара, и удочка сделаны из дерева; или и у гитары и у удочки есть струна или веревочка). После этого гость заходит в теремок и становится хозяином. И так, пока все игроки не войдут в теремок. Если кто-то не может ответить «хозяину», остальные игроки помогают. Чем больше общих признаков, даже самых невероятных будет названо, тем игра будет интереснее.
Примечание: играть можно не только группой, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов.
ВЕД. Игра – ТРИЗ является универсальной формой работы с детьми и способствует развитию познавательной сферы ребенка во всех направлениях: в математическом, в развитии речи, творческих способностей, активизирует мыслительные процессы, развивает фантазию, воображение, последовательность в выполнении заданий, учит взаимопомощи.
Рекомендации: Если ребенок затрудняется в решении задания, в качестве варианта, можно предложить подумать над ним дома, вместе с мамой или с папой.
Мы думаем, результат не заставит себя ждать: на следующий день ребенок придёт в детский сад со словами: «А мы вчера с мамой подумали над вашим заданием. Оказывается у кружки и у удочки есть ручка, за которую их можно держать!» Или уже после игры, хорошо подумав, подходят и говорят: «Вы знаете, в сумку и на стол можно положить продукты с магазина!»
ВЕД: Для того чтобы еще раз убедится как работают инструменты ТРИЗ мы предлагаем Вам выполнить следующее упражнение: Упражнение №1. (субтест Е.Е. Туник «Словесная ассоциация»).
- Необходимо привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Постарайтесь найти как можно больше определений для слова «книга».
Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты. ВЕД. Как вы думаете можно ли это упражнение использовать в работе с детьми? (ответы педагогов)
ВЕД. Действительно развивая речь детей мы часто просим их подобрать слова признаки и ответить на вопросы: какая? какие? какой?
► Творческое задание для педагогов.
Продемонстрировать игру по ТРИЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагоги проигрывают по одной игре, согласно возрастной группе детей.
► Предложенные Вами методы работы с детьми с применением ТРИЗ метода, показывает, что такие приемы доступны и интересны дошкольнику. Все подобные упражнения, игры, наполняются содержанием различной степени сложности, в зависимости от возраста, особенностей детей, и возможностей педагога.
♦ Элементы ТРИЗ – упражнений можно использовать в различной игровой форме как материал для дополнительного обучения детей,
◘ в качестве интеллектуальных разминок;
◘ как проверку на усвоение различных понятий;
◘ для совершенствования психических процессов, обеспечивающих успешное всестороннее развитие ребенка.
ВЕД, Следующие игры рассчитаны на творческие возможности педагогов и детей.
Например, сообщите детям, что они попали на необитаемый остров, где есть только коробки с жвачками. Вопрос: Как же там выжить? (ответы педагогов) ► Можно построить из коробок дом, а вместо раствора использовать жвачку. Так же с помощью коробок, фантиков сделать необходимую мебель и даже одежду.
ВЕД. Важную роль в развитии нестандартного мышления, развитии творчества у детей, играет решение сказочных задач и придумывание новых сказок опять же с помощью принципов и методики технологии «ТРИЗ». Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость. В хорошо известной русской народной сказке «Заюшкина избушка», нужно выгнать лису из избушки. Как сделать, чтобы лиса ушла сама?
(Ответы)
• Построить новую избушку для лисы, да такую, чтобы лиса сама ушла;
• Закрыть трубу ветками;
• Спрятать дрова.
Так же следует учить детей находить выход из любой сложной экстремальной ситуации. Экстремальные ситуации могут быть разные.
Например:
Ситуация. Через несколько секунд у нас в группе начнется пожар и пока он маленький, его еще можно потушить, но во всем детском саду нет воды. Где же ее взять? Ответы:
• Взять воду из аквариума, предварительно переселив рыбок в банку с водой из того же аквариума;
• Накрыть огонь одеялом;
• Затоптать ногами;
• Засыпать землей из цветов.
Ситуация. Чтобы вы сделали, если к вам постучались в квартиру, а вы дома одни?
Ответы:
• Сидел бы тихо;
• Спросил бы «кто там?», но дверь не открыл;
• Сказал бы, что мама отдыхает.
ВЕД. Технологию «ТРИЗ» можно использовать в организованной деятельности по художественно-эстетическому развитию
• Изобретательный метод на выявление художественных способностей детей.
1. Игра в кляксы.
Берется лист бумаги, на нем клякса, его сгибают несколько раз, затем разворачивают и выявляют на что похоже.
• Психорисование.
Дается лист бумаги и карандаш. Дети, закрыв глаза в течении 20-30 сек., водят карандашом по бумаге произвольно, открыв глаза дети пытаются увидеть что-то конкретно и уже сознательно дорисовать увиденное.
► Можно обучать детей навыкам театрализации, перевоплощению, используя метод решения сказочных задач и придумывание новых сказок.
Например, детям предлагается выручить Бабушку и Красную Шапочку.
Вопрос: Что нужно было сделать, чтобы волк не съел бабушку и Красную Шапочку?
Ответы: Не говорить волку, где живет бабушка; обмануть волка, перевоспитать и сделать его добрым.
Рефлексия.
В заключение мероприятия, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас высказаться. А высказываться мы будем по теме нашего мероприятия:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Кто готов к общению с директором ресторана?
♦ Молодцы, вы прекрасно справились со всеми играми. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Мы рады, что вы активно участвовали в данном мероприятии. Спасибо за внимание!
♦ В конце – рефлексии: нарисовать свое настроение на схематично вырезанных из бумаги лицах мальчиков и девочек.
Литература
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – 2-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – с. 208
2. Бьюзен Т. 10 способов развить креативность / Т.Бьюзен. - Минск: «Попури», 2010.- 160 с.
3. Де Боно Э. Генератор креатиffных идей. – СПб. : Питер, 2008. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"
Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...
Информационная карта опыта работы"Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности дошкольников посредством применения методов ТРИЗ
информационная карта содержит идею, концепцию, условия, результат, цели и задачи и др....
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...
«Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Инновационный опыт работы...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».
: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»
Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...
Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных представлений по астрономии у дошкольников с применением технологии ТРИЗ»
Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного образовательного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышлени...