Мастер-класс для педагогов и родителей «Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».
статья (старшая группа) по теме
«Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила Горелова Е.И.
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Березка»
р. п. Шербакуль
Мастер-класс для педагогов
«Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов». Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности (учитывать индивидуальные способности и особенности ребенка).
Цель технологии ТРИЗ — развитие у детей гибкого, нестандартного, диалектического мышления, изобретательской смекалки, творческого воображения. Главное не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Сегодня я хочу вас познакомить с методом фокальных объектов (МФО), одним из методов активизации мышления. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50 - ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.
Суть метода заключается в следующем: Перенос признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Термин фокальный используются для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Фокальный объект, показывает, что находится в фокусе, на чем фокусируется мысль.
Данный метод позволяет ставить следующие задачи:
- придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;
- познакомить детей с чем-то новым или закрепить ране полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;
-составить рассказ или сказку о рассматриваемом объект используя найденные определения;
- проанализировать художественное произведение или картину
Взаимодействие между воспитателем и ребенком во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам: При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы, с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости. Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам придумать что - то новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта.
1 шаг: Выбираем фокальный объект. (термин фокальный используются для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания). Например, яблоко.
2 шаг: Выбираем любые случайные объекты.
Количество выбранных предметов может быть неограниченным, но для удобства в работе лучше отобрать 2 – 3 объекта.
Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать. Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них. Выбрано слово «пингвин».
3 шаг: Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям назвать свойства, характеристики и функции. «Какой он?» Что делает? подбирая 5- 6 определений. Записываем подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке), плавающий, смеющийся, заботливый.
4 шаг: Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания:
прыгающее яблоко,
летающее яблоко,
смеющееся яблоко,
бегущее яблоко,
плавающее яблоко,
заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
5 шаг: После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии. Это самый творческий этап МФО. Необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение и творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания. Необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
«Летающее яблоко» (как его сделать летающим?) - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое.
«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.
«Смеющееся яблоко» (Что у него должно быть?) - у него должны быть рот и глаза.
И «летающие», и «смеющиеся», и «бегущие» яблоки растут на дереве. Их надо собирать. Как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку» - оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему сначала нужно рассказать, что–ни будь грустное, а потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной: яблоко решит, что наступила ночь, и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок), набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее…
6 шаг: Необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта, прошедшие «испытание тремя вопросами». При новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
"Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?".
Фантазии детей в процессе придумывании таких рассказов, как правило, нет предела.
У детей дошкольного возраста этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и активизировать мышление. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.
На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом могут играть в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки.
В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам усовершенствовать объект при помощи метода фокальных объектов.
1 шаг | Фокальный объект: настольная лампа | |
2 шаг С помощью карточек выбираем 2 случайных объекты. | Кошка. | Портфель. |
3 шаг записываем их свойства, характеристики и функции. «Какой он (она)?» Что делает? | Меховая. Мяукает. Прыгает. Теплая. Полосатая. | Переносной. Вместительный. Ранец. Кожаный. Закрывается. |
4 шаг Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания. | Меховая настольная лампа Настольная лампа мяукает Прыгающая настольная лампа Теплая настольная лампа Полосатая настольная лампа | Переносная настольная лампа Вместительная настольная лампа Настольная лампа ранец Кожаная настольная лампа Закрывающаяся настольная лампа |
5 шаг Необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии. Необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение и творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания. | «Что получилось?». Теплая настольная лампа. Можно пройти мимо этого сочетания, т. к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или наоборот, остужает. «Где это можно использовать?». Настольная лампа ранец-лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака "STOP". «Кому это надо?». Кожаная настольная лампа-можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха. | |
6 шаг Записываем наиболее интересные идеи решения | Продукт No1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука. Продукт No2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения, размещения канцелярских принадлежностей |
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса. Возьмите каждый по одной кружочку и положите в кармашек, который соответствует вашему мнению.
Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина - мне это не нужно, выброшу.
Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ - технологии в активизации мышления у ваших воспитанников! Спасибо за участие!
(Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д., т.к. они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность генерации того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами»
Оригами для воспитателей...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.
Здесь размещены материалы, которые можно использовать для организации непосредственно- образовательной деятельности....
План конспект занятия с применением элементов ТРИЗ — метода фокальных объектов
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательног...
Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.
Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей при использовании технологии ТРИЗ».
Материал для воспитателей....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)
В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....
Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод "Моделирование маленькими человечками". Для детей 5-7 лет.
Картотека опытов с использованием технологии ТРИЗ метод «Моделирования маленькими человечками». Для понимания детьми происходящих процессов на микроуровне, рекомендуется провести...