РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»
консультация по развитию речи на тему
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovesnogo_tvorchestva_detey_s_isolzovaniem_tehnologii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИСОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ТРИЗ»
- Бином фантазия- это обобщение свойств предметов: Резиновый мяч, что еще бывает резиновым, что с ним можно делать и др.
- Фантастическое сложение-упражнение с использованием приставок мини -, макси -, микро -; частицы не. Бегемот – минибегемот. Где живет минибегемот? На что он похож? Муха-максимуха. Что она может делать? На кого будет похожа? Кукла- микрокукла (Дюймовочка).
- Фантастическое вычитание. Ложка исчезла, как будем кушать? Нет стульев, на чем будем сидеть? И т.д.
- Метод Робинзона Крузо-вычитание до обострения ситуации: Нет картофеля, что будем есть? И т.д.
- Метод числовой оси - это изменение размера, времени , скорости: Ложка изменяется в размере, получается ковш. Для чего нужен? Колобок – большой. Сможет ли лиса съесть его? Стрела Ивана- Царевича летит медленно. Что может случиться с Царевной-лягушкой?
- Перемещение во времени - перенос события сказок в наше время и наоборот. «Репка» - чем будут вытягивать репку в наше время?
- Метод «Цепочки». Кот какой? (пушистый). Что еще бывает пушистым? (облако) Какое еще облако (белое). Что еще бывает белым? И т.д.
- Стеклянный человек. Все предметы вокруг могут быть из одного материала: в городе живут стеклянные человечки. Как они будут жить?
- Лжезагадка. Стоит береза, на ней 3 веточки, на них еще по одной веточке. На каждой веточке по 2 яблока. Сколько всего яблок на веточках? (На березе яблоки не растут)
- Кто дальше прошагает? Каждый делает шаг и называет предмет из определенной группы предметов, например, из мебели и др.
- Слова-антонимы. Высокий - низкий, добрый – злой и т.д.
- Добавление недостающих слов. В стихах пропускается одно слово. Дети добавляют слово в рифму: «Верещунья - белобока, а зовут ее …(сорока)
- Нахождение противоречий в словах: Что может быть и холодным, и горячим (утюг, лед); и тупым и острым (нож, игла).
- Метод «хорошо - плохо». Солнце-это хорошо? (греет, светит и т.д.) Солнце-это плохо? (сушит, испепеляет и т.д.)
- Несуществующее животное. Один ребенок рисует ноги, как у слона. Второй ребенок- туловище, как у лисы, Третий ребенок- хвост, как у лошади и т.д. Как назовем нарисованное животное? Где оно будет жить? И т.д.
- Метод «прятки» - каждый предмет играет в прятки. Карандаш - что в себе прячет? (дерево, лес, уголь) и др.
- Изменения. Пройти через низкие ворота (узкие, высокие). Дети должны представить и пройти.
- Внимательный фотограф. Один ребенок фотограф, остальные рассаживаются. Фотограф запоминает, кто где сидит. Затем фотограф закрывает глаза, а дети меняются местами. Фотограф должен заметить изменения и вернуть детей на свои места.
- Метод «МАТХЭМ» М - механические свойства ( скорость, объем, величина) А - акустические свойства (громкий, тихий). Т - тепловые свойства. Х – химические свойства. Э – электрические свойства. М – магнитные свойства. Этот прием используется в работе с детьми: 1. над сказками ( придумать конец сказки); 2. придумывание истории; 3. сочинение стихов и загадок детьми. Примеры: Что было бы, если бы… М – Колобок покатился от лисы со скоростью ракеты? Стал бы больше лисы? А – Если бы Колобок слишком громко пел? Т – Если бы Колобок был очень горячим? Х – Если бы вместо сахара бабушка в тесто положила двойную порцию соли (перца, горчицы и др.) Э – Если бы Колобок превратился в электрический огненный шар? М – … (Этот прием помогает воспитателю развивать у детей фантазию).
- Придумывание новых сказок. а) Введение незнакомого героя в хорошо знакомую сказку (появился инопланетянин) б) Сказка-калька. Перевод героев из одной сказки в другую. (Красная Шапочка пришла в сказку «Репка») в) Сказка - наизнанку. Все наоборот: Красная Шапочка – злая, волк – добрый. г) Винегрет сказок. Салат сказок. Объединение героев из многих сказок в одну сказку. д) Прием ошибки. Перевирание сказки: «Жила-была Желтая Шапочка. Как-то раз послал ее папа к тете и т.д.). е) Что было потом? Кому подарит Красная Шапочка свою шапочку, когда вырастет?
- Придумывание истории с живыми и неживыми объектами. Бином-фантазия Назвать 2 объекта: живой и неживой. Девочка и облако. Составить предложение с этими словами: - Девочка за облаком. - Девочка под облаком. - Девочка на облаке и др. (после составления предложений дети придумывают истории).
- Сказка про себя (использовал Амонашвили) Придумать историю про себя, стоя на пьедестале.
- Сочинение стихов по вопросам: Вопросы: Стихотворение: Кто это был? Жил-был шкаф, Какой он был? Высокий, словно жираф. Что он делал? В комнате важно стоял. Так какой же он был? И рот большой для одежды открывал .
- Придумывание загадок по схеме «Кто это?» а)
Кто это? | Но не… |
Какой? Пушистая Ласковая Серенькая | Цыпленок Мама Мышка |
Где живет? Дома | Собака |
Чем питается ? Любит молоко | Ежик |
Загадка:
«Пушистая ,но цыпленок, ласковая ,но мама, серенькая, но мышка?»
Живет дома, но не собака.
Любит молоко ,но не ежик.
Кто это? (кошка)
Можно поставить слово «как»: «Пушистая , как цыпленок,
ласковая, как мама,
серенькая, как мышка,
любит молоко, как ежик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей
Выступление на педагогическом совете. Раскрываются задачи по развитию воображения детей дошкольного возраста в изодеятельности. Предлагается один из путей развития воображения через использовани...
Курс повышения квалификации для педагогов"Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества детей"
Программа курса по теме "Методическое сопровождение педагогав области развития словесного творчества детей", предназначена для педагогов образовательных организаций, содержание программы позволи...
Анкета для воспитателя Готовность воспитателя к работе по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.
Анкета позволяет выявить уровень в мотивационном. содержательном и деятельностном компоненте при работе с детьми в области развития словесного творчества....
Творческий проект по развитию словесного творчества детей "Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт"
Проект по развитию словесного творчества детей на основе знакомства с русскими народными сказками...
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей при использовании технологии ТРИЗ».
Материал для воспитателей....
Перспективный план развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ
В плане отражена система работы по обучению дошкольников составлению загадок. с помощью технологии ТРИЗ....
Конспект НОД по развитию словесного творчества детей старшая группа Тема: «Сочиняем разные лимерики»
Цель: Обучение дошкольников созданию рифмовок.Задачи.Образовательные:-Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов;- Формировать умение детей составлять два рифмующихся между собой предложен...