Конспект занятия в старшей группе "Малые формы фольклора"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: "В гости к бабушке -загадушке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе "Малые формы фольклора" | 87.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Малые формы фольклора»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Малые формы фольклора»
Тема: «В гости к бабушке Загадушке"
Цель: Закрепление знаний о малых формах русского фольклора и формирование представления о докучных сказках. Задачи:
• Закрепить знания о быте русского народа, малых формах устного народного творчества.
• Познакомить детей с образцом потешного фольклора - докучными сказками.
• Развивать мышление, память, фантазию детей.
• Обогащать словарный запас.
• Формировать образность речи, умений разгадывать загадки, опираясь на все указанные в ней признаки.
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству, трудолюбие, гостеприимство.
Необходимое оборудование: костюм бабушки Загадушки, изба, самовар, кукла Домовёнок, сундук, картинки с изображением предметов народного быта, пустая папка, у 2 мультифоры, пальчиковые куклы для театрализации докучной сказки «Бабка»
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Воспитатель в роли бабушки Загадушки приглашает детей:
-Милости просим ко мне в дом. Рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!
Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать, поиграть да позабавиться
Дети проходят и рассаживаются на лавках.
2. Практическая часть.
2.1. Закрепление пройденного материала:
-А как мой дом называется?(изба)
-А почему он так называется? (от слова истьба-тёплое жилище)
(показывает макет избы)
-А какую потешку вы можете вспомнить глядя на жителей этой избы? (Проводится пальчиковая игра "Наша то хозяюшка")
- Наша изба ровно тепла,
Домом жить - не лукошко шить,
Домом жить - не развеся уши ходить,
Домом жить - обо всём тужить.
А у меня хлопот полон рот.
-А кто из вас знает пословицы о труде. (дети рассказывают пословицы «Чем больше рук, тем легче труд», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «труд кормит, а лень портит»)
2.2 Игра «Угадай и найди»
-Я хотела с вами книгу загадок составить, но все странички с иллюстрациями мышки растащили, поможете собрать?
(воспитатель читает загадки о предметах быта, а дети находят отгадки)
Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
* * *
Чёрный конь
Скачет в огонь (Кочерга)
* * *
Три брата
Пошли на реку купаться;
Двое купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли -
На третьем повисли. (Коромысло и вёдра)
* * *
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит-отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват)
* * *
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (Чугунок)
* * *
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит.
Кашу варит,
Блины жарит. (Печь)
(Воспитатель составляет книгу, в папку)
(Голос из-за печки ворчливо)
Домовой (игрушка)
Домовой:
-Сама то печка добрая. Всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят всё сами съесть, мне ничего не оставить.
Воспитатель:
-Кто это говорит со мной из-за печки?
Домовой:
- Это я, запечный житель.
Воспитатель:
-Запечный житель? Кто бы это мог быть. А как тебя зовут запечный житель?
Может ты вылезешь из-за печи, да с нами поговоришь?
Домовой:
-Меня зовут известно как, Домовой я
Воспитатель:
- А мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него
посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе.
Домовой, Домовой приходи к нам домой Домовой
Домовой неуверенно:
-Здра-а-сте, это вы меня звали?
Воспитатель:
-Мы, да это же наш знакомый домовой Кузя, как мы рады тебе, правда ребята, проходи пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.
Домовой:
-Спасибо! Что-то я заскучал, повеселите меня.
(Проводится игра «Что мы видели не скажем, а что делали покажем»)
2.3 Знакомство с докучными сказками.
Воспитатель:
-Кузя, а ты давно нам сказку не рассказывал. Расскажи, пожалуйста.
Домовой:
- Хорошо, расскажу, но вы должны попросить меня, сказав вежливые слова. Какие дети знают вежливые слова?
Воспитатель:
-Попросите Кузю вежливо. (дети просят)
Домовой:
-А где мой сундук со сказками? А вот ты где спрятался.
(Открывает сундук, ищет сказку в сундуке и рассказывает)
Домовой:
-Ну слушайте…
Жила-была бабка
У самой речки.
Захотела бабка
Искупаться в речке.
Купила бабка
Себе мочало.
Эх, как сказка хороша-
Начну с начала!
Жила-была бабка (И так без конца).
Шел я как-то через мост,
Глядь - ворона мокнет
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шел я через мост,
Глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришел на мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришел на тот же мост,
Глядь - ворона мокнет.
(И так без конца).
Воспитатель:
-Стоп, это что за сказки такие странные?
Домовой:
-Называются такие сказки докучные
Воспитатель:
- Дети понравилась ли вам сказки? Такие сказки называются докучные, от слова докучать, надоедать. Что в них особенного? (Это бесконечные сказки, их можно рассказывать, подшучивая над товарищем, до тех пор, пока не надоест самому или пока не выдержит товарищ.) - Кто запомнил, как называются бесконечные сказки?
-А вы хотите научиться рассказывать такие сказки?(Воспитатель разучивает с детьми одну из сказок)
(1,2 ребёнка инсценируют сказку с помощью пальчиковых кукол.)
3. Итоговая часть.
Домовой:
-Понравились вам мои сказки. И мне у вас понравилось, повеселили меня. За это моя чудо печка испекла вам угощение.
(достаёт кральки)
Воспитатель
-Давайте по старинному русскому обычаю поблагодарим нашего домового.
(Домовой уходит)
Воспитатель:
Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего?
(Дети отвечают.)
Атрибуты:
Ребята, что же это я свами сижу, надо же идти в сказочный лес, птиц из дальних краев закликать, да зверушек сказочных после долгой зимы подкармливать, пойдете со мной? Ну тогда строимся парами и идем в лес. (выставляются деревья, дети идут по кругу)
И вот мы пришли в наш сказочный лес, птиц будем закликать ? –Закличка :уж вы пташечки, щебетушечки,,,,,,,(дети закликают птиц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с использованием малых форм фольклора, как средство ознакомления с художественной литературой.
Занятие по развитию речи в младшей группе...
конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"
конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...
Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто
Дети с помощью фланелеграфа пересказывают сказку "Колобок".Бабушка-Забавушка помогает детям рассказать стихи А.Барто со своими зверушками....
Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: "Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто
С помощью фланелеграфа дети пересказывают сказку "Колобок". Бабушка Забавушка со своими зверушками помогает детям рассказать стихи А.Барто....
Конспект занятия в старшей группе по теме «Знакомство с фольклором Мордовии»
Познакомить детей с мордовским фольклором; закрепить представления о русском фольклоре; развивать произвольное запоминание, внимание, умение придумывать загадки; воспитывать интерес к м...
Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»
Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»...
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием малых форм фольклора для дошкольников.
Использование фольклорных песенок, потешек, считалок, скороговорок для развития правильного произношения(воспитание звуковой культуры речи)...