Конспект занятия в старшей группе "Малые формы фольклора"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Ивановна Ковалева

Тема: "В гости к бабушке -загадушке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Малые формы фольклора»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Малые формы фольклора»

Тема: «В гости к бабушке Загадушке"

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-27431-1444765641.jpg

Цель: Закрепление знаний о малых формах русского фольклора и формирование представления о докучных сказках. Задачи:

• Закрепить знания о быте русского народа, малых формах устного народного творчества.

• Познакомить детей с образцом потешного фольклора - докучными сказками.

• Развивать мышление, память, фантазию детей.

• Обогащать словарный запас.

• Формировать образность речи, умений разгадывать загадки, опираясь на все указанные в ней признаки.

• Воспитывать интерес к устному народному творчеству, трудолюбие, гостеприимство.

Необходимое оборудование: костюм бабушки Загадушки, изба, самовар, кукла Домовёнок, сундук, картинки с изображением предметов народного быта, пустая папка, у 2 мультифоры, пальчиковые куклы для театрализации докучной сказки «Бабка»

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель в роли бабушки Загадушки приглашает детей:

-Милости просим ко мне в дом. Рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!

Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать, поиграть да позабавиться

Дети проходят и рассаживаются на лавках.

2. Практическая часть.

2.1. Закрепление пройденного материала:

-А как мой дом называется?(изба)

-А почему он так называется? (от слова истьба-тёплое жилище)

(показывает макет избы)

-А какую потешку вы можете вспомнить глядя на жителей этой избы? (Проводится пальчиковая игра "Наша то хозяюшка")

- Наша изба ровно тепла,

Домом жить - не лукошко шить,

Домом жить - не развеся уши ходить,

Домом жить - обо всём тужить.

А у меня хлопот полон рот.

-А кто из вас знает пословицы о труде. (дети рассказывают пословицы «Чем больше рук, тем легче труд», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «труд кормит, а лень портит»)

2.2 Игра «Угадай и найди»

-Я хотела с вами книгу загадок составить, но все странички с иллюстрациями мышки растащили, поможете собрать?

(воспитатель читает загадки о предметах быта, а дети находят отгадки)

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине огонь да вода. (Самовар)

* * *

Чёрный конь

Скачет в огонь (Кочерга)

* * *

Три брата

Пошли на реку купаться;

Двое купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли -

На третьем повисли. (Коромысло и вёдра)

* * *

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит-отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

* * *

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (Чугунок)

* * *

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит.

Кашу варит,

Блины жарит. (Печь)

(Воспитатель составляет книгу, в папку)

(Голос из-за печки ворчливо)

Домовой (игрушка)

Домовой:

-Сама то печка добрая. Всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят всё сами съесть, мне ничего не оставить.

Воспитатель:

-Кто это говорит со мной из-за печки?

Домовой:

- Это я, запечный житель.

Воспитатель:

-Запечный житель? Кто бы это мог быть. А как тебя зовут запечный житель?

Может ты вылезешь из-за печи, да с нами поговоришь?

Домовой:

-Меня зовут известно как, Домовой я

Воспитатель:

- А мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него

посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе.

Домовой, Домовой приходи к нам домой Домовой

Домовой неуверенно:

-Здра-а-сте, это вы меня звали?

Воспитатель:

-Мы, да это же наш знакомый домовой Кузя, как мы рады тебе, правда ребята, проходи пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.

Домовой:

-Спасибо! Что-то я заскучал, повеселите меня.

(Проводится игра «Что мы видели не скажем, а что делали покажем»)

2.3 Знакомство с докучными сказками.

Воспитатель:

-Кузя, а ты давно нам сказку не рассказывал. Расскажи, пожалуйста.

Домовой:

- Хорошо, расскажу, но вы должны попросить меня, сказав вежливые слова. Какие дети знают вежливые слова?

Воспитатель:

-Попросите Кузю вежливо. (дети просят)

Домовой:

-А где мой сундук со сказками? А вот ты где спрятался.

(Открывает сундук, ищет сказку в сундуке и рассказывает)

Домовой:

-Ну слушайте…

Жила-была бабка

У самой речки.

Захотела бабка

Искупаться в речке.

Купила бабка

Себе мочало.

Эх, как сказка хороша-

Начну с начала!

Жила-была бабка (И так без конца).

Шел я как-то через мост,

Глядь - ворона мокнет

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Глядь - ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришел на мост,

Глядь - ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Я пришел на тот же мост,

Глядь - ворона мокнет.

(И так без конца).

Воспитатель:

-Стоп, это что за сказки такие странные?

Домовой:

-Называются такие сказки докучные

Воспитатель:

- Дети понравилась ли вам сказки? Такие сказки называются докучные, от слова докучать, надоедать. Что в них особенного? (Это бесконечные сказки, их можно рассказывать, подшучивая над товарищем, до тех пор, пока не надоест самому или пока не выдержит товарищ.) - Кто запомнил, как называются бесконечные сказки?

-А вы хотите научиться рассказывать такие сказки?(Воспитатель разучивает с детьми одну из сказок)

(1,2 ребёнка инсценируют сказку с помощью пальчиковых кукол.)

3. Итоговая часть.

Домовой:

-Понравились вам мои сказки. И мне у вас понравилось, повеселили меня. За это моя чудо печка испекла вам угощение.

(достаёт кральки)

Воспитатель

-Давайте по старинному русскому обычаю поблагодарим нашего домового.

(Домовой уходит)

Воспитатель:

Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего?

(Дети отвечают.)

Атрибуты:

Ребята, что же это я свами сижу, надо же идти в сказочный лес, птиц из дальних краев закликать, да зверушек сказочных после долгой зимы подкармливать, пойдете со мной? Ну тогда строимся парами и идем в лес. (выставляются деревья, дети идут по кругу)

И вот мы пришли в наш сказочный лес, птиц будем закликать ? –Закличка :уж вы пташечки, щебетушечки,,,,,,,(дети закликают птиц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...

Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто

Дети с помощью фланелеграфа пересказывают сказку "Колобок".Бабушка-Забавушка помогает детям рассказать стихи А.Барто со своими зверушками....

Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: "Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто

С помощью фланелеграфа дети пересказывают сказку "Колобок". Бабушка Забавушка со своими зверушками помогает детям рассказать стихи А.Барто....

Конспект занятия в старшей группе по теме «Знакомство с фольклором Мордовии»

Познакомить детей с мордовским фольклором; закрепить представления о русском фольклоре; развивать произвольное запоминание, внимание, умение придумывать загадки; воспитывать интерес к м...

Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»

Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»...

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием малых форм фольклора для дошкольников.

Использование фольклорных песенок, потешек, считалок, скороговорок для развития правильного произношения(воспитание звуковой культуры речи)...