конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gotov.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)
Цели:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.
Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Словарная работа:
Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.
Обогащение: фольклор
Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Внучки, бубен, дерево с яблоками, листочки.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: Россия.
(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию) .
Воспитатель: Кто знает, как называется область России, где мы с вами живём?
Дети: Тульская область (Показать на карте России).
Воспитатель: О Тульской области, о Туле знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.
Воспитатель: Чем же знаменита Тула? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?
(Ответы детей: Знаменита самоварами, пряниками, оружием.)
Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.
Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
Воспитатель: А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Основная часть:
Воспитатель:
Как у нас в Туле уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).
Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо).
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо (читает).
Здравствуйте, дорогие внучата!
Я очень скучаю и жду вас в гости.
А чтоб вы не сбились с пути,
Посылаю вам маршрутную карту.
Вас ждут чудеса.
Желаю вам удачи!
В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».
Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)
Воспитатель: И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю и лучше познакомимся с нашим фольклором.
Наш путь не лёгкий и не близкий.
(Воспитатель смотрит на карту).
Ой, здесь какие-то квадратики, картинки, стрелочки.
Что это значит? (рассматривают)
Дети: Это план нашего путешествия!
Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!
Куда указывает первая стрелочка?
Дети: Стрелочка указывает, что квадрат и вопросительным знаком. Это означает какой-то вопрос, загадку.
Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?
Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!
• Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)
Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!
• Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко)
• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
• Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?
Квадрат, в котором нарисован ротик и язычок. Что же это значит? А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок». Разомнем наши язычки!
Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
Дети, вы знаете скороговорки? А какие вы знаете скороговорки?
Проговорите их.
• Три вороны на воротах.
• У Ёлки иголки колки
• За – за, прилетела стрекоза.
• Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
• Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.
Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше.
На карте стрелочка указывает на квадрат с листочком. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (на полу разбросаны листочки)
Воспитатель: Как много листьев нападало! Соберём листочки?
Воспитатель: Ой, здесь на листочках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.
Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.
Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Вот послушайте русские пословицы.
• Щи да каша (еда наша)
• Что на уме (то и на языке)
• Хорошо в гостях, (а дома лучше)
• Старый друг (лучше новых двух)
• Без труда не (появится еда)
• Ученье – свет (а неученье - тьма)
• Не копай другому ямы: (сам в нее попадешь)
• Яйцо не учит… (курицу)
• Всякому мила (своя сторона)
Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем путь дальше.
На стульчике сидит Петрушка. Воспитатель обращает внимание на него.
Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?
Петрушка:
Я Петрушка – весельчак,
Могу делать так и так!
Распотешу я вас.
Наступил веселья час!
Вы, ребята, не скучайте,
Мне, Петрушке, помогайте.
Физминутка
В круг петрушки дружно встали, (имитируют действия)
Будут весело играть.
Погремушки в руки взяли,
Стали весело плясать.
Динь-дон, динь- дон- (кивают головами)
Так они играют.
Динь-дон, динь-дон-
Головками кивают.
Приседают и встают, (приседают)
И совсем не устают.
А устанут ножки - (садятся на пол)
Сядем дружно, отдохнём.
Посидим совсем немножко. (Встают, танцуют)
И опять плясать начнём.
Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?
Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.
Потешки:
Та-та-та, та-та-та!
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича, за Петра Петровича.
Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку?
Федул, чего губы надул?
Кафтан прожёг!
Починить можно?
Да иглы нет!
А велика ли дыра?
Остались ворот да рукава.
Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?
(Дети рассказывают свои любимые потешки «Сорока», «Расти коса», «Ладушки»).
Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а Петрушка что-то загрустил. Почему ты грустишь?
Петрушка: Мне с вами так весело! А один я вновь скучать начну.
Воспитатель: Может возьмём с собой Петрушку в дорогу, чтоб он не грустил?
Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно? (Дети показывают дерево).
Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».
Дерево с яблоками.
Ребята, а из какой сказки это дерево?
«Съешь моего наливного яблочка…».
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые!
(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю).
Воспитатель: Что же на них написано? Всё понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно.
Сказочные загадки
• В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)
• Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.
(«Лисичка со скалочкой»)
• Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено… («Зимовье»)
• Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный… («Теремок»)
• Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга)
• В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством. («Морозко»)
• В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери». («Бычок – смоляной бочок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.
У нас в старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем.
Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку?
«Цынцы-брынцы балалайка,
Цынцы-брынцы заиргай-ка».-
«Цынцы-брынцы не хочу,
Цынцы-брынцы спать хочу».-
«Цынцы-брынцы куда едешь?»-
«Цынцы-брынцы в городок».-
Цынцы-брынцы чего купишь?»-
Цынцы-брынцы сухарек».
Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» ударит в бубен, тот назначается водящим.
Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.
(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).
Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.
Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, пословицы, загадки.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей речевой группе "Страна вежливости"
Обучать культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу....
Конспект занятия в старшей группе "В стране Здоровья"
Конспект занятия в старшей группе "В стране Здоровья"...
Конспект занятия для старшей группы "В стране Рисовандии"
Конспектнепосредственно образовательной деятельности для старшей группыОбразовательная область«Художественное творчество»Тема:«В стране Рисовандии»...
Конспект занятия в старшей группе «В стране Здоровья»
Цель: - Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Конспект занятия в старшей группе "Малые формы фольклора"
Тема: "В гости к бабушке -загадушке"...
Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»
Конспект занятия в старшей группе «Малые формы фольклора»...
Конспект занятия в старшей группе «В стране знаний»
Задачи:Дать каждому ребенку возможность выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности;Помочь детям получить новый положительный опыт;Развивать у дете...